Урок культуры общения в 8-м классе "Становление этических норм в России XVIII–XX веков"

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Цель урока: познакомить учащихся с историей
развития этикета во времена Петра I.

 

Задачи:

  • Образовательные – способствовать формированию представления учащихся об истории создания стилей одежды, способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
  • Развивающие – способствовать развитию эстетического вкуса учащихся, развивать навыки творческого создания собственного стиля в одежде.
  • Воспитательные – способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.

Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, презентация (Приложение 1), отрывки из книги “Юности честное зерцало” (Приложение 2).

Ход урока

I. Речевая гимнастика (Слайд 2):

1. Прочитайте новое слово, обращая внимание на ударение

ВероисповЕдание.

Какое значение этого слова? Составьте с ним предложение.

2. Объясните смысл пословиц. Какие из них, по вашему мнению, утратили сегодня актуальность, с чем это связано?

От учтивых слов язык не отсохнет.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Чин чина почитай, а меньшой садись на край.
Богатого по отчеству, убогого по прозвищу.
Каков сан, таков и почет.
Похвальба – не холопское дело.

3. Речевой диктант:

  • Определите род имен существительных:
    Мочало, кофе, алоэ, неряха, коллега, рельс, мозоль, сирота, шампунь.

  • Выберите правильное употребление слов во множественном числе:
    Бухгалтеры (бухгалтера), директора (директоры), якори (якоря), договора (договоры), блюдец (блюдцев), помидоров (помидор), чулок (чулков), отряд партизан (партизанов).

II. Проверка домашнего задания.

  1. Назовите первый русский “учебник” этикета? Кто его автор?
  2. Какие основные разделы “Домостроя”?
  3. Каким был внешний вид граждан в XVI – XVII веках?
  4. Что являлось основой отношений между знатными особами в России XVI века?

III. Беседа учителя.

(Слайд 3)

Основные и значительные перемены в области этикета в России связаны с деятельностью Петра I.

Петр I – русский царь (с 1682) и первый император (с 1721) Российской империи; один из самых выдающихся государственных деятелей в мировой истории, определивший направление развития России в XVIII веке.

  • Этикет внешнего вида.

(Слайд 4)

Первые перемены Петра касались не политики, а перемен во внешнем облике русских людей. В феврале 1699 года на торжественном приеме бояр царь собственноручно стал резать бороды и приказал боярам впредь носить иноземное платье.

– Что характерно было для внешнего виды дворян?

(Слайд 5)

Указом от 29 августа 1699 года желание царя получило статус закона: бороды брить чисто, платье носить европейское – французское или венгерское.

(Слайд 6)

– Посмотрите на внешний вид дворянок до реформы Петра I. Каков был их внешний вид? Что в нем особенного?

(Слайд 7–9)

Своеобразным был и внешний вид русских царей и цариц.

– Что изменилось в облике русских императоров после реформы Петра I?

– Каким стал внешний вид русских императриц?

(Слайд 10–11)

– Какие произошли изменения во внешнем облике дворян?

– Что стало характерным в их внешнем виде?

(Слайд 12)

Лишь на крестьян и представителей духовенства этот указ не распространялся.

(Слайд 13)

  • Преобразования в сфере культуры.

Специальным указом царя в 1718 году были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Теперь русский человек мог реализовать себя не только в семье и царских палатах, но и в публичном собрании, преодолевая тем самым свою исконную русскую “нелюдкость”. Таким образом, знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.
И как в семье, так и в царском дворце появились свои правила поведения – этикет.
Время проведения ассамблей устанавливалось с четырех часов дня до десяти часов вечера. Хозяевам запрещалось встречать и провожать гостей, что противоречило этикетным требованиям “Домостроя”, но соответствовало правилам европейских салонов, на которых в данном случае и ориентировались.
Главным развлечением на ассамблеях были танцы, хотя церковью запрещалось исполнение инструментальной музыки – допускалось только церковное песнопение. Православие тех времен отрицало танцы, особенно женские, как занятие греховное. В XVII веке мало кто из русских умел танцевать, поэтому в знатные дома стали приглашать европейских учителей.

Также были проведены изменения:

  • в стиле поведения (царь предписывал подданным пить чай и кофе, курить табак, вводились новые формы проведения досуга – ассамблеи, на которые должны были приходить подданные с женами и детьми; устраиваются фейерверки и маскарады, открыт общедоступный театр);
  • в нравах (Петр составил книгу для молодых людей о хороших манерах "Юности честное зерцало").

НО: Многие реформы в области культуры, несмотря на их прогрессивность, не затронули простого народа и положили начало глубочайшему разрыву между образом жизни привилегированных слоев и простолюдинов.

(Слайд 14)

  • Реформы во внешнем виде армии

Стрельцы были основными войсками Русской армии вплоть до реформ Петра I. Стрельцы принимали участие во всех военных походах России с 16 по 18 век, доказав свое превосходство над противником при взятии Казани, Ливонской войне, Азовских походах, войне с Польшей и в начальный период Северной войны.

(Слайд 15)

Военная реформа, проведенная Петром I , была направлена на создание постоянной регулярной армии и военно-морского флота и на усовершенствование их структуры.
Исходным образцом для новой формы одежды послужила форма “потешных” Преображенского и Семеновского полков.

В ее комплект входили шляпа, кафтан, камзол, рубашка, штаны, галстук, а в качестве обуви – башмаки с длинными чулками или сапоги на высоких каблуках. Для пошива обмундирования использовались ткани различных расцветок: сукно темно-зеленого, синего, василькового, кремового или красного цвета.

(Слайд 16)

– Что изменилось в военной форме после реформы Петра I?

(Слайд 17)

Посмотрите, какой была форма офицера и рядового.

– В чем отличие их военной формы?

Обмундирование офицерского состава по конструкции ничем не отличалось от обмундирования нижних чинов. Оно разнилось лишь качеством материала, да особыми отличительными признаками офицерского состава – наличием офицерского знака, шелкового трехцветного шарфа, протазана (фигурное металлическое копье) и темляка (тесьма с кистью на шпаге).

В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. 

IV. Сообщения учащихся.

  • О крестьянском этикете
  • Об этикете Советской России ХХ века

V. Итог.

Преобразования Петра I в области этикета:

  • изменение внешнего вида (брадобритие, парики, европейская одежда);
  • смена стиля поведения (царь предписывал подданным пить чай и кофе, курить табак, вводились новые формы проведения досуга –ассамблеи, на которые должны были приходить подданные с женами и детьми; устраиваются фейерверки и маскарады, открыт общедоступный театр);
  • военная форма одежды, введенная Петром I, отвечала всем требованиям: она была несложной по конструкции, сравнительно удобной в эксплуатации и достаточно привлекательной по внешнему виду.

VI. Итог урока.

  1. Представителям какого сословия была адресована книга “Юности честное зерцало”?
  2. Были ли преобразования Петра I прогрессивными для того времени?
  3. В чем выразилась эта прогрессивность?
  4. Кого не коснулись реформы Петра I?

VII. Домашнее задание.

  • Найти и изучить отрывки из книги “Юности честное зерцало”

Литература:

  1. Н.В.Журавлева, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин “Культура общения” 8 кл, Воронеж, 2005
  2. И.Сыромятникова “История прически”, Москва, “Искусство”, 1983
  3. Ресурсы Интернет, сайт “Википедия” и др.