Эссе "Моя педагогическая философия"

Разделы: Начальная школа


Бродит маленький фонарщик
От звезды к звезде.
Вот он лесенку приставит,
Вот оконце голубое
Отворит и чиркнет спичкой,
Огонек зажжет зеленый
И заторопится дальше,
Дальше…,
Дальше…

В.И. Ланцберг

В древнеиндийской легенде говорится, что давным-давно люди обладали божественными способностями. Однажды они прогневили Брахму, который лишил их этого дара. После чего он крепко задумался, куда спрятать отнятое. Поместить на вершину горы – человек рано или поздно доберется до него. Зарыть глубоко в землю или утопить в океане – но и там не очень надежное место. Тогда решил Брахма спрятать Божий дар туда, где не всякий догадается искать его, – в человеческую душу. И не ошибся, до сих пор об этом мало кто подозревает.

Подлинная жизнь проходит мимо, когда мы заняты не тем, чтобы «быть», а тем, чтобы «казаться». Учитель, богатый душою, выбирающий путь в профессию, получает «доступ к себе» как к Человеку, Ученику, Учителю.

Он предъявляет себя миру как яркую точку в пространстве, через которую полнота человеческого бытия «перетекает», трансформируется в полноту профессионального бытия.

Учителю важно разглядеть в себе ребенка и взрослого, не давая им «подавлять» друг друга. «Детскость» – это непосредственность, открытость, любознательность. Научить себя «детскости» – означает научиться «не изменять себе». Ребенок, живущий в нас, «боится», «обижается», «гневается», чувствует «вину». Но он в определенном смысле эгоистичен. В одних случаях он «помогает» педагогу, в других – «мешает».

«Детскость и взрослость» – важные ресурсы педагога. Первые есть показатель эмоциональной  включенности в ситуацию, а второе отражает уровень психологической и личностной зрелости. Критерием взрослости является не количество прожитых лет, а способность учителя мудро и спокойно воспринимать педагогические факты, события.

Педагог должен выращивать в себе таланты (по-старинному, «талан» означает счастье). Принести настоящее счастье учителю могут талант радоваться жизни, талант дарить, талант любить. Любовь детям может подарить тот педагог, который умеет любить себя. Ведь дать можно только то, что есть у тебя в избытке.

Призвание учителя – помочь детям пробудить потребность познать себя и мир, раскрыть свои таланты, осознать себя как личность.

Помочь развить творческие способности детей – это и есть одна из основных целей при обучении. Для достижения ее каждый учитель должен самосовершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом.

Одну из стратегий воспитания можно условно назвать акмеологической, от слова «акме» – вершина, высшая точка, рассвет. Этот аспект воспитания предполагает, что процесс должен быть направлен на развитие человека, оказание ему максимальной помощи в реализации потенциальных возможностей, способствовать тому, чтобы он достиг собственной вершины.

М. Коллинз в «кодексе» учителя определяет конкретные способы воспитания успешного человека:

  • Твердо верьте: все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются, – это в вере в них.
  • Каждый день собирайте большой урожай успеха учащихся, не позволяйте ни одному из них быть неудачником.
  • Учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, который не позволит учащимся соскользнуть на неуспех.

Зажигай «звезду» и давай возможность ей разгораться все ярче и ярче. А когда пройдет время одной «звезды», зажигай новую «звезду».