Применение проблемно-интегрированного обучения на уроках химии

Разделы: Химия


1. Что такое интеграция.

Перемены, происходящие в нашей стране, отразились на преподавании химии в школе. Связано это с изменением взглядов на роль и цели общего образования. Кроме того, в последнее время значительно сократилось количество учебных часов, отводимых на изучение химии в школе.

Конечно, каждый учитель осознаёт, что обучение химии должно быть нацелено на глубокое осмысление и понимание школьниками ключевых основ химической науки.

В помощь сейчас издано много пособий, учебников, дидактических материалов, журналов. Изучая методическую литературу, я заинтересовалась проблемой интеграции на уроках.

Интеграция - характерная примета нашего времени. Она стала одним из определяющих факторов развития научного познания. Важнейшими причинами этого события являются:

  • неразрывная взаимосвязь химии с физикой, биологией, географией, экологией-науками, изучающими природные объекты и процессы;
  • интегративный, комплексный характер глобальных проблем человечества, с которыми школьники сталкиваются во взрослой жизни.
  • возросшая роль интеграции в процессе познания, высшим уровнем развития которого является творческая деятельность на основе межпредметных связей.

В условиях проблемно-интегративного обучения усвоение программного материала осуществляется в процессе постановки и решения школьниками взаимосвязанных интегративных учебных проблем. Следовательно, на уроке школьники не просто усваивают какую-либо изолированную информацию, а приобретают комплекс взаимосвязанных единиц содержания (знаний, умений, навыков), т.е. воспринимают их как систему.

На протяжении нескольких лет мною было проведено несколько интегрированных уроков, конференция, экологическая сказка.

Тема урока Класс Межпредметные связи
1. Физические явления в химии 8 класс Химия-физика
2.Факторы, влияющие на скорость химической реакции. 9 класс Химия-биология
3.Белки, их строение, свойства, биологические функции. 10 класс Химия-биология
4. Химия газов. 10 класс Химия-ангийский язык
5. Решение расчётных задач на определение формул углеводородов через систему уравнений 10 класс Химия-алгебра-информатика
6.Химическая организация клетки. 11 класс Химия-биология
7. Бородин - великий композитор и химик. 11 класс Химия-музыка

2. Как складывалась система уроков.

Необходимость проведения этих уроков была продиктована тем, что материал о строении, свойствах и функциях многих веществ дублируется в курсах биологии и химии, химии и физики. Например, уроки “Химическая организация клетки”, “Белки, их строение, свойства и биологические функции”, “Факторы, влияющие на скорость химической реакции”, “Физические явления в химии”.

Использование математических методов при изучении химии позволяет решить несколько математических задач: наглядное практическое применение знаний по математике и информатике к химическим проблемам и усиливает мотивацию изучения всех трёх дисциплин, и, кроме того, закрепляет умение учащихся обращаться с компьютером.

Для реализации данных задач был проведён урок химии с учителями математики и информатики. Результатом данного урока является самостоятельное составление математической модели и решение её с помощью компьютера.

В языковой школе нельзя обойтись без интеграции химии и английского языка. На уроке “Химия газов” дети говорили на английском языке. Результатом данного урока было проведение лабораторной работы по получению различных газов: кислорода, водорода, углекислого газа.

Кроме этого с учащимися 9-х классов была проведена конференция на тему “Встреча с представителями Городской Думы по вопросу разрешения строительства химического завода по производству аммиака на окраине города Нижнего Новгорода”. Конференция проводилась на английском языке, таким образом, осуществилась межпредметная связь-химия и английский язык.

Организацию внеклассной работы по предмету считаю очень важной, поскольку она способствует формированию интереса к химии, развивает творческие способности и создаёт условия для самовыражения.

С этой целью для учащихся 8-х классов была проведена сказка “Земля-наш общий дом”. Данное мероприятие не только позволяет запомнить формулы веществ, объяснить “волшебные” превращения, но и поднимает важные экологические проблемы. На научной конференции школьников ученица 9-б класса Малышева Евгения подготовила реферат на тему “Живопись глазами химика”. Итогом данной работы стала картина, которую Евгения нарисовала красками, изготовленными в химической лаборатории.

В 11-х классах было проведено внеклассное мероприятие “Бородин-великий композитор и химик”. Учащиеся самостоятельно подготовили компьютерную презентацию, рассказали о выдающейся личности учёного и музыканта. Выступление ребят сопровождала музыка Бородина. Считаю, что такая форма работы способствует интеллектуальному развитию личности ребёнка, творческих способностей, образует особую среду для общения, сотрудничества и сотворчества учителя и ученика в процессе совместного познания и достижения единой для них цели. В этом случае обучение строится как совместная поисковая деятельность, в ходе которой ученик постигает тайны, изучаемой им науки путём решения учебных проблем, а учитель организует и управляет этим процессом, выполняя роль, организатора, наставника, помощника, консультанта.

В процессе осуществления межпредметных связей учащиеся глубже осознают процессы, происходящие в окружающем нас мире, связывают между собой различные науки, а использование нетрадиционных форм организации учебного процесса вызывает огромный интерес у учащихся.

Сценарий интегрированного урока “Физические явления в химии”

1. Вводная беседа учителя химии “Явления природы”

На экране проецируются слайды с явлениями природы, вспоминаем определение “явления” с целью перехода к теме урока “Физические явления в химии”. Знакомим учащихся с двумя задачами урока:

  • изучение физических явлений;
  • выяснение областей применения данных явлений в жизни человека.

В ходе урока учащиеся заполняют таблицу

Пример явления Признак явления Физич. или хим. явление Область примененения

2. Объяснение учителями химии и физики нового материала.

Учитель физики демонстрирует первое явление: нагревание подкислённой воды до кипения. Образуется на стекле конденсат. Индикаторная бумага показывает нейтральную среду. В ходе беседы дети отвечают на вопросы учителя, заполняют первую часть таблицы.

Считаю важным моментом урока - выяснить области применения процессов кипения и конденсации, поэтому заслушивается сообщение о применение дистиллированной воды в медицине. Получение азота, кислорода из жидкого воздуха рассказывает сам учитель, используя слайды.

Учитель химии, обобщив всё сказанное, обращает внимание на экран, где изображён прибор для разложения воды и рассказывает принцип его работы. Создаётся проблемная ситуация. На первый взгляд оба опыта показывают изменение агрегатного состояния воды, но в ходе беседы выясняется, что 2-й пример относится к химическим явлениям. Записываются признаки реакций и области применения.

В третьем примере учитель химии демонстрирует цепь явлений

Cu —>CuO —>CuSO4—>Cu(OH)2 —>CuCl2 —>Cu

и предлагает провести самостоятельно одну реакцию-получение меди из хлорида меди 2. Данный пример демонстрирует три признака химической реакции (изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка).

Учитель физики проводит лабораторную работу по очистке загрязнённой поваренной соли, используя физические явления: фильтрование, выпаривание, кристаллизация. Выясняются области применения данных явлений: в пылесосах, очистке питьевой воды, использование медицинских повязок, противогазов в военном деле и т.д. О методе выпаривания и кристаллизации заслушиваем сообщение “Получение поваренной соли из соляных озёр”, “Очистка и обеззараживание воды в бассейне”. Если позволит время, можно заслушать доклад о работе водоочистительной станции (в нашем районе – это г. Заволжье).

Учитель физики рассказывает ещё о двух явлениях - это возгонка и отстаивание. Эти физические явления находят широкое применение в жизни, например для заморозки мороженного используют “сухой лёд”, который из твёрдого состояния переходит в газ, минуя жидкую фазу.

Рассказывая об отстаивании, демонстрируем делительную воронку. В заключительной части урока учитель химии в ходе беседы обобщает материал, делает выводы, оценивает учащихся. В качестве закрепления предлагается тест на 2 варианта.

Список использованной литературы.

1. Буринская Н.Н. Учебные экскурсии по химии:-М.: Просвещение, 1989.-160с.

2. Габриелян О. С. Химия 8,10 класс. М.: Дрофа,2002.

3. Кузнецова А. М. Химия 8 класс.Обнинск: Титул, 2000.

4. Артёменко А.И. Органическая химия и человек:-М.: Просвещение,2000.-79с.

5. Журнал “Химия в школе” № 6,7,10-2001г, 1-1988г, №5 1997. с77-80.,№3 2003.с.37, 28, 46.

6. Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем.-М.: Вентана-Граф, 2006.-256с.

7. Иванова Р. Г. Общая методика обучения химии в школе.-М.: Дрофа,2008.-319с.

8. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности.-СПб.: КАРО, 2008.-160с.

9. Ильина И.Ю., Рыженко Н.В. Интегрированный курс “ Биохимия”.-Химия в школе. 2001г. №3, с.28.

10. Смирнова В.В., Крюкова Л.Ю. Методы математики при изучении углеводородов.-Химия в школе. 2001.№3.с.37.

11. Ильина И.Ю., Рыженко Н.В. Интегрированный курс “ Биохимия”. - Химия в школе. 2001г. №3, с.28.

12. Биктаева А.Р. Интегрированный урок химии и музыки: Прикосновение к творчеству гения. - Химия в школе, 2003. №3. с.46.

13. Л.В. Пацукова, Н.И. Семенькова сш.№68, г. Тула Земля - наш общий дом. - Химия в школе 1997. №5. с77-80.