Экологическая игра "Счастливый случай" (классный час)

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • Содействовать формированию экологической культуры.
  • Создать условия для развития у учащихся творческой инициативы и коллективно-мыслительной деятельности.
  • Развивать умения публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи
  • Воспитывать бережное отношение к планете.

Вид мероприятия: в форме популярной телевизионной игры “Счастливый случай”.

Методы: интерактивный.

Комплексно-методическое обеспечение: слайды, магнитофон, листы-задания, постеры, сделанные учащимися.

Команды сидят за столами. Заранее каждая команда выбирает капитана, название, придумывает девиз и рисует свою эмблему.

Ведущий (один из готовивших мероприятие): Команды к игре готовы?

Капитан 1: Команда…

Команда 1: “Гринпис”

Капитан 1: …к игре готова. Наш девиз:

Команда 1: “Чтоб радуга-красавица повисла, вступайте все в ряды “Гринписа””.

Капитан 2: Команда…

Команда 2: “Голубые горы”.

Капитан 2: … к игре готова. Наш девиз:

Команда 2: “Чтоб не пришлось залезть нам в норы, пусть будут голубыми горы”.

Капитан 3: Команда…

Команда 3: “Чистые пруды”

Капитан 3: … к игре готова. Наш девиз:

Команда 3: “Мы – любители воды. Мы за чистые пруды”

Ведущий: Представьте, что наша планета в опасности, и ее спасение, ее счастливый случай зависит от вас. Вы действительно сможете ей помочь своими знаниями. А выявить лучший спасательный экипаж помогут нам ваши ответы на вопросы.

Итак, разминка – первый гейм. Побеждает команда, которая даст больше правильных ответов на большее число вопросов за 1 минуту. Вопросы команде “…”.

Было задано…вопросов, получено… правильных ответов.

Вопросы Правильные ответы
1. Кого называют морской лисицей? Акула
2. Самая большая и красивая бабочка России, ловля которой запрещена законом. Махаон
3. Снежный барс. Ирбис
4. Неклеточная форма жизни. Вирус
5. Семейство безхвостых земноводных. Жабы
6. Вегетативный орган, образующийся на стебле и выполняющий фотосинтез. Лист
7. “Дождливая ящерица”, давшая название немецкой обувной фирме. Саламандра
8. Совокупность твердых тканей в живом организме, служащих опорой тела. Скелет
9. Каких змей называют “аспидовые”? Ядовитых
10. Самое чистое озеро. Байкал
11. Книга, в которую заносят редкие исчезающие виды животных. Красная
12. Флора. Наука о растениях
13. Анималист. Художник, рисующий животных
14. Правда ли, что индус гипнотизирует змей флейтой? Нет
15.Верный друг человека. Собака

 

Вопросы Правильные ответы
1. Самая большая и самая мирная акула. Китовая
2. Древнейших вымерший род ящерохвостых птиц. Археоптерикс
3. Аскорбиновая кислота. Витамин С
4. Речная лошадь. Бегемот
5. Рефлексы, обеспечивающие приспособление животного к привычным для него условиям среды. Безусловные
6. Корабль пустыни. Верблюд
7. Высокоразвитые человекоподобные обезьяны. Гориллы, орангутанги
8. Сколько у жирафа шейных позвонков? 7
9. Каракурт – это птица, драгоценный камень или паук? Паук
10. Основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Клетка
11. Сохатый. Лось
12. Не тетерев, а токует. Павлин
13. Твердые выросты на голове многих копытных. Рога
14. Одно из самых маленьких цветковых растений водоемов. Ряска
15. Шоколадное дерево. Какао

 

Вопросы Правильные ответы
1. Ядерный взрыв похож на… Взрыв
2. Отряд пластино-жаберных рыб. Акулы.
3. Бесполое размножение. Деление
4. Наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Генетика
5. Гоббон – это вид спорта, птица или обезьяна? Обезьяна
6. Разлинованные лошадки. Зебры
7. Невосприимчивость, способность организма защищать свою целостность. Иммунитет
8. Сумчатый медведь. Коала
9. Короткохвостые раки. Крабы
10. Гигантская (до 6 кг) лягушка. Голиаф
11. Вымерший вид слонов Мамонты
12. Отряд высших млекопитающих. Приматы
13. Гигантское вечнозеленое дерево. Эвкалипт
14. Фауна. Наука о животных
15. Наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей неживой природой. Экология

Ведущий: Второй гейм – “Заморочки из мешочка”. В данном гейме вопросы двух категорий: природа в изображении великих художников и природа в музыкальных произведениях. Все музыкальные произведения и картины очень известны, и вам будет нетрудно по описанию и звучанию определить их название и авторов. Есть здесь и бочонок “Счастливый случай”, который принесет какой-то команде дополнительно 3 очка (используется лото, мешочек украшен).

Капитаны достают бочонки по очереди. Ответы на вопросы из области музыки даются командами сразу по окончании мелодии, на обсуждение ответов из области изобразительного искусства дается 1 минута.

Вопросы из области изобразительного искусства:

  1. На этой картине создан образ заброшенного уголка старого парка со скамейкой у пруда. Художник нарисовал возвышенный, романтически приподнятый образ природы. Отшумела, ушла в прошлое шумная жизнь прежних владельцев парка. Давно уже не слышно в нем звонких голосов. Парк опустел, зарос. Не шелохнутся вековые деревья, глубокие тени залегли между ними, солнечные лучи не проникают сквозь их густую листву. Парк живет своей обособленной от всего мира жизнью, полной таинственного смысла и тишины. Это состояние внутренней погруженности подчеркнуто почти растворяющейся в пейзаже фигурой молодой женщины, забывшейся на парковой скамье в своих грустных мечтах. (Ответ: Поленов, “Заросший пруд”, слайд (Приложение)).
  2. Картина воспроизводит мгновения утреннего пробуждения глухого соснового бора. Солнце только-только взошло и залило все вокруг своими щедрыми лучами. Заискрились позолоченные ими кроны громадных старых сосен. Из низин начали медленно подниматься и рассеиваться серо-голубые туманы. В омытых росой траве и листьях ощущается особая свежесть. Нарушая тишину девственных дебрей, затеяли веселую возню на сломанном дереве обитатели чащи – медвежата. Бор стал наполняться гомоном и шумом лесных голосов. Художник удивительно тонко и поэтично запечатлел всю прелесть просыпающейся от ночного сна природы. (Ответ: Шишкин, “Утро в сосновом бору”, слайд (Приложение) )
  3. Эта картина – обобщенный образ морской стихии в его обычной, вечно сущей жизни. Далек и спокойно бесстрастен горизонт, но по мере приближения к нам на морской глади проглядывают небольшие волны. И вот они уже близко, они выросли и стали огромными грядами волн. Вода еще только колышется, но движение уже грозно и неотвратимо. В небе чистая лазурь сменяется цепью облаков, и на море возникают цветные тени, полосы, блики, проявляя в нем то синеватость, то бирюзу или чистую зелень, как это бывает и в действительности. Крамской писал об этой картине: “На ней нет ничего, кроме неба и воды, но это – беспредельный океан, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самый грандиозных картин, какие я только знаю.” (Ответ: Айвазовский, “Черное море”, слайд (Приложение)).
  4. В этой картине художник сопоставляет прозрачную голубизну осеннего неба с пылающим на солнце золотом листвы, порыжевшую траву с холодной синевой реки. Осенняя красота русской природы, “пышное природы увяданье” не влечет нас к грустным размышлениям: это ведь переходный момент, подготовка к грядущему весеннему пробуждению. И золото листвы радостно сверкает на ветвях деревьев, легким ковром устилает землю. (Ответ: Левитан, “Золотая осень”, слайд (Приложение))
  5. Записи музыкальных произведений:

  • Штраус “Сказки венского леса”.
  • Чайковский “Баркарола” (июнь, лето).
  • Чайковский “Осенняя песня” (октябрь, осень).
  • Чайковский “Танец маленьких лебедей”
  • Счастливый случай.

Ведущий: Третий гейм – “Ты – мне, я – тебе”. Каждой команде было дано задание приготовить вопросы команде-сопернице. Каждая команда имеет возможность заработать максимальное количество баллов – 3, если даст ответ с одной подсказки, 2 – с двух подсказок, и 1 – с трех. Вопросы задаем по кругу.

Вопрос: Что это за птицы?

Подсказка №1: У этих птиц есть над глазами замечательные хохолки-метелочки, будто наклеенные ярко-желтые брови. А клюв и глаза красные. Фрак тоже необычный, отливающий изумрудной зеленью. И белая манишка кажется шелковой – она вся в искринках.

Подсказка №2: Это очень редкие представители данного рода. Обитают у Фолклендских островов.

Подсказка №3: Вся жизнь колонии проходит по строгому раз и навсегда заведенному распорядку. Ровно в 7 часов утра вожак, самый старый самец, призывает всех выстроиться в затылок друг другу и двинуться к морю на кормежку. Часа в 4 золотоволосики возвращаются с улова.

Ответ: Пингвины.

Вопрос: Что это за растение?

Подсказка №1: Это растение семейства злаковых. Стебли высотой до 35 метров. Группа растений в течение многих лет не цветет, затем одновременно зацветает и после плодоношения, как правило, погибает.

Подсказка №2: Растет невероятно быстро – до 90 сантиметров в сутки. А корневища в почве подо дном широкой реки порой переходят на другой берег. Леса этих растений – удивительное зрелище. Как - будто кто-то поставил множество колонн – целый лес, да так плотно, что между ними не протиснуться человеку.

Подсказка №3: Из стеблей можно построить дом, сделать мебель, посуду, корзины. Молодые побеги, кроме того, съедобны.

Ответ: Бамбук.

Вопрос: Где располагаются такие места?

Подсказка №1: Это крупнейшая на земле тропическая низменность с величайшими вечнозелеными лесами-сельвами.

Подсказка №2: Вот из дерева сочится белая смола – одна ее капля, и можно навсегда потерять глаз. Незнакомые ветви лучше не трогать, от многих на руках остаются незаживающие пузыри.

Подсказка №3: На самом деле – “зеленый ад”, неподвластный человеку. Дорог нет джунгли непроходимы. Удушающая сырость. Оступиться в болотце – оно приходит в движение, из тины высовываются морды крокодилов длиной до 3 метров.

Ответ: Такие места располагаются вдоль великой реки Амазонки.

Ведущий: Очередной гейм – “Темная лошадка”. Команда, угадающая с первой подсказки, получит 3 балла, со второй – 2 и с третьей – 1 балл.

Подсказка №1: Это известный молодой человек. Лауреат конкурса бардовской песни в г. Лиски.

Подсказка №2: Участник давыдовской команды КВН, занявшей первое место в районных соревнованиях клубов веселых и находчивых.

Подсказка №3: Наш одноклассник.

(Примечание: в роли темной “темной лошадки” может выступить местный популярный музыкант или певец)

“Темная лошадка”: Долгое время рок-музыка имела репутацию чисто “развлекательной” продукции. Веселые танцевальные мелодии, пустые банальные тексты составили ей далеко не лестную славу: для многих рок стал почти синонимом легковесности, бездумности. Я предлагаю вам прослушать отрывок из рок-сюиты “Утро планеты” санкт-петербургского композитора Александра Морозова, посвященную теме, важнее которой нет ничего на свете – теме борьбы против ядерной угрозы. Ведь опасность ядерной угрозы ощущается сегодня острее, чем когда-либо. И нам необходимо отстоять новое утро планеты, сохранить нашу Землю.

Вопрос: Чей монолог вы услышите? (Ответ: Монолог падающей бомбы (запись))

“Темная лошадка”: Всем гостям, учителям и одноклассникам я посвящаю песню “Исповедь” (исполняет).

Ведущий: Последний гейм – гейм капитанов. Каждому участнику игры было предложено нарисовать постер на тему: “Каким я хочу видеть мир” или “Каким я боюсь увидеть мир”. Капитаны должны в нескольких словах выразить общую идею их экспозиции. (Экспозиции вывешиваются на стенах, участники команд читают свои стихи)

При подведении итогов учитывается количество работ, качество и информации экскурсоводов.

Подведение итогов, награждение.