Формирование фонематического слуха у детей с ОНР посредством театрализованных игр

Разделы: Логопедия


Провожая ребенка в школу, мы надеемся, что он будет учиться успешно.  От детей, поступающих в первый класс, требуется не только сформированость  знаний, умений и навыков, но и  способность к действию в умственном плане, к анализу, синтезу и обобщению. Главное условие успешного усвоения русского языка в школе – сформированность фонематического слуха.

Стержнем большинства затруднений учащихся при письме является недостаточная сформированность ФС. Это проявляется в специфических ошибках на письме.

По мнению исследователей речевого слуха детей Ф.А. Pay, Ф.Ф. Pay, H.X. Швач, Л.В. Нейман при нормальном речевом развитии к началу третьего года жизни,  ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным. А исследователи детской речи А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюхов, Н.X. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что уже к двум годам дети различают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска).

Первичного фонематического слуха, достаточно для повседневного общения. Но  для овладения навыком чтения и письма, необходимо умение детей  расчленять поток речи на слова, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е, производить анализ звуковой стороны слова. Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.

Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка. Итак, фонематический слух (Фонематика) – различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребенок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Фонематический слух опережает в своем развитии самостоятельную речь ребенка, благодаря этому неправильное произношение доводится до нормы. Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением. Таким образом, в развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придается формированию фонематического слуха.

Основную массу логопедических групп, составляют дети с общим недоразвитием речи. У детей данной категории полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем.

В основе этих расстройств лежит нарушение различения смыслоразличительных признаков звуков – фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от их нормально говорящих сверстников не только показателями речевого развития, но и специфическими отклонениями других высших психических функций (наблюдается неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, низкий контроль чужой и собственной речи). Кроме того, дети данной категории нередко обладают личностными особенностями, осложняющими их обучение и воспитание. К таковым, относятся: негативизм, агрессивность, раздражительность, капризность, замкнутость, робость, пассивность, обидчивость и пр.

Поэтому традиционные  дидактические игры, упражнения с предметными картинками по развитию фонематического слуха,   оказались сложны и малоинтересны для детей данной категории. Зная, что самой близкой, доступной и увлекательной деятельностью для ребёнка-дошкольника является игра,  я решила попробовать использовать другие виды игр, а в частности театрализованные, для развития фонематического слуха.

Кроме того, было замечено, что театрализованная игра: с одной стороны помогает корригировать различные аспекты речевой деятельности, а  с другой – оказывает ненавязчивое воспитательное воздействие. Она может помочь малышу в преодолении робости, страха, агрессивности, раздражительности, плаксивости, негативизма, пассивности, упрямства, замкнутости и пр.

По выражению известного психолога С.Л. Рубинштейна «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни ребёнка».

Наблюдая за играющим ребёнком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым, уровень развития мышления и речи.

Многими психологами и педагогами подмечено, что дети, умеющие играть, могут перевоплощаться, импровизировать, легче переносят стрессы, им проще вставать на точку зрения другого человека, понимать окружающих, сопереживать им. В свою очередь названные качества, если их развивать, позволяют устанавливать бесконфликтные, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, успешно решать деловые и личные проблемы. 

Поэтому, учитывая все выше сказанное,  использую на логопедических занятиях элементы театрализованных игр для развития фонематического восприятия.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха, в  которые я внесла элементы театрализованной деятельности.

«Домашний оркестр»

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание. Дифференцировать звуки, производимые предметами. Узнавать и называть звучащие предметы.

Оборудование: ширма, предметы: ложки, металлическая и деревянная (оформленные в виде куколок, солнышко (бумажная тарелка), пузырек (стеклянная баночка с ротиком, глазками и волосиками), шуршик (мешочек набитый шуршащим материалом), колобок (круглая, железная баночка из-под леденцов). 

Ход: Ребята, к нам в гости пришли разные предметы. Посмотрите, узнаете ли вы их?
Они очень любят играть друг с другом, а когда они играют, то издают разные звуки.  Говорит ложка тарелке: «Привет, тарелка, давай с тобой играть?» «Давай» – ответила тарелка. Взрослый показывает, какие звуки издают предметы. Затем предметы «играют» за ширмой, а дети угадывают, кто с кем играет.

«Шумящие куклы»

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание. Дифференцировать неречевые шумы, выделять одинаковые по звучанию.

Оборудование:  куклы, с туловищем от бутылок из-под детского йогурта «Растишка». Внутрь насыпать разные виды круп: манку, гречку, горох и т.д.

Ход: Я приглашаю вас, ребята, в гости к куклам. Посмотрите на них, потрогайте. Найди такую – же, по звуку, который издает каждый из них. Или найди куклу, которая танцевала, пока ты сидел с закрытыми глазами. В конце вместе с детьми придумать сказку. Либо организовать пересказ уже знакомой.

«Мамы и детки»

Цель: Дифференцировать  высокие и низкие неречевые звуки.

Оборудование: Большие и маленькие музыкальные инструменты, колокольчики, ширма.

Ход: Это семья колокольчиков. Но, несмотря на то, что это все колокольчики они  звучат по-разному.  Послушайте как поет папа (большой колокольчик)… мама ( средний колокольчик)…ребенок (маленький колокольчик), а теперь они будут петь в домике, а ты угадай кто из них поет свою песенку. Аналогично с другими музыкальными инструментами.

«Путаница»

Цель: научить различать и запоминать последовательность звучания разных музыкальных игрушек.

Оборудование: картинки смешариков с музыкальными инструментами, такие же инструменты за ширмой. У детей маски или игрушки смешариков, ширма.

Ход: Посмотри на картину, у каждого смешарика свой инструмент. Послушайте, кто за кем играет, и встаньте в той же последовательности.

Игра-драматизация сказки «Три медведя»

Цель: дифференцировать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе и тембру.

Оборудование: герои сказки, декорации.

Ход: Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

– Кто спал в моей постели?
– Кто сидел на моем стуле?
– Кто ел из моей чашки?
– Кто же был в нашем доме?

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок – изображения трех разных медведей.
Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте. Для различения слов близких по звуковому составу можно использовать теневой театр.

Теневой театр

Цель: различать слова, близкие по звуковому составу.

Оборудование: экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними.

Ход: Называть и показывать объекты, затем выделить лишний.

Ком – ком – кот – ком;  будка – будка – буква – будка; Утенок – утенок – котенок;  дудка – дудка – будка – дудка.

Теневой театр можно использовать при проведении игр по дифференциации фонем. На экране появляются несколько силуэтов. Ребенка просят определить первый  звук в словах. Угадай, чья это тень и  назови звуки по порядку.  Какой звук ты слышишь в середине слов.

Пальчиковый театр

Цель: различать слова, близкие по звуковому составу.

Оборудование: предметные картинки с липучками, перчатка.

Ход: Перчатка надета на руку ребенка. Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов – картинок, близких по звучанию, нужное. Взрослый приклеивает картинку на один из пальчиков.  Затем из получившихся слов, при-думывается и разыгрывается сказка. (Слова для подстановки: ком, гном, дом, сом)
Я тебе задачу дам, все расставить по местам: Что скатали мы зимой?...  Что построим мы с тобой?...На крючок в реке попал?...Может все, хоть ростом мал? …

Вариант сказки. Однажды жил веселый гном. Он построил дом. Летом он любил ходить на рыбалку и однажды ему попался сом. А зимой из снега он слепил ком.

Повторение слоговых рядов для детей всегда скучное и неинтересное занятие. Что бы вызвать интерес к данному виду работы хотелось бы порекомендовать смастерить костюм инопланетянина.

«Инопланетянин»

Цель: дифференциация слогов.

Оборудование: шапочка инопланетянина.

Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с  вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА-ПА-ПО… МА-МО-МУ… СА-ША-СА… ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.

«Звуковик и его стихи»

Цель: дифференциация фонем. Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: Звуковик или любая другая игрушка.

Ход: Звуковик написал стихи, но, кажется, пропустил некоторые звуки, помогите ему, ребята,  исправьте ошибки.

В зоопарке живет с…он, словно дом огромен он (слон).
Маша кукле шар… вязала, ей Наташа помогала (шарф).
Нам темно, мы просим папу нам включить поярче ла…пу (лампу).
Решил незнайка попробовать написать новые стихи, но опять что-то не так.
Скажите, какое слово он написал неверно, назовите лишний звук.
В нашем доме у окошка сидят серенькие крошки (кошки)
Вова спит и видит слон, что летит в ракете он(сон)

«Что просит мышка»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.

Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

Надеюсь, предложенная форма работы с детьми, позволит максимально разнообразить учебную деятельность, заинтересует детей и позволит решить поставленные задачи по формированию фонематического слуха.