Система литературных игр как средство приобщения учеников к чтению

Разделы: Литература, Начальная школа, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Проблема приобщения детей к чтению уже несколько лет не теряет своей актуальности. Национальная программа поддержки и развития чтения отмечает, что “современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением”.

Снижение интереса к чтению является опасной тенденцией для любого общества, т.к. от уровня читательской культуры зависит возможность освоения каждым членом общества профессионального, материального, духовного, интеллектуального, эмоционального знания. От читательской культуры, в конечном итоге, зависит экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.

Приобщение человека к чтению необходимо начинать в раннем детстве силами родителей. С приходом ребенка в школу можно и, более того, нужно начинать вести систематическую работу по привитию ученикам любви к книге.

В настоящее время в системе образования основной целью обучения учеников чтению считается освоение технических навыков работы с текстом, так называемый “технический” подход к анализу литературных произведений. Это убивает в детях естественную тягу к чтению, не дает им возможности сформировать отношение к чтению как к любимому средству проведения досуга. Именно школьные библиотекари могут проводить массовые литературные мероприятия, позволяющие связать воедино прочитанное ребенком со знаниями из других областей, с собственным опытом. Иными словами, ребенок получает подтверждение востребованости книжных знаний.

В основе развития интереса у ребенка всегда лежала игра. Мы предлагаем прививать любовь ученику к чтению, используя различные игровые возможности. В игровой форме можно строить уроки, проводить литературные конкурсы и игры.

Нами, заведующей библиотекой гимназии № 63, была создана и на протяжении многих лет успешно функционирует система привития ученикам любви к чтению.

Суть этой системы заключается в следующем.

Работу с учениками начальной школы мы условно называем “Читательской ярмаркой”. В начале третьей четверти мы записываем первоклассников в читатели школьной библиотеки. Запись проходит в торжественной обстановке на празднике прощания с азбукой. Ребята получают читательские билеты, которые потом хранят до окончания начальной школы. Затем еженедельно на уроке внеклассного чтения каждый ученик приходит в библиотеку, выбирает книгу, рассказывает о том, что было прочитано за текущую неделю. Хорошие ответы отмечаются специальными знаками отличия – “медальками”. Ребята собирают их, и в конце учебного года проходит праздник под названием “Читательская ярмарка”. Почему “Ярмарка”? Потому что по количеству полученных за год “медалек” ребенок выбирает себе приз. Выбирает, как на ярмарке, долго и тщательно, ведь это первый заработанный им приз за серьезную работу – чтение и анализ литературных произведений. Мы тщательно ведем статистику выданным медалькам, потому что ребенок может потерять их в течение года, а пострадать он не должен.

Во втором, третьем и четвертом классах мы проводим уроки, которые, на наш взгляд, не только дают необходимые ученику библиографические навыки и умения, но и расширяют кругозор ребенка и будят мотивацию. Вот темы проводимых нами уроков:

2-е классы

  • Структура книги
  • Детская периодическая печать
  • Выбор книги в условиях свободного доступа

3-и классы

  • Категории читателей
  • Научно-познавательная литература
  • Детская периодическая печать
  • Библиотечные каталоги

4-е классы

  • Ценность книги и категории читателей
  • Развитие письменности
  • Первые книги. Книгопечатание. Современные книги
  • Роды и жанры литературы

Учителя начальной школы часто приглашают нас проводить уроки по творчеству писателей, чьи произведения включены в программу по литературному чтению, например:

  • В. Голявкин – детский ленинградский писатель. (По рассказам и повестям.)
  • Герои А. Гайдара. (По повести “Тимур и его команда”.)

Уроки проводятся нами с использованием ИКТ, что значительно более эффективно с точки зрения восприятия материала детьми.

Задавая вопросы о прочитанном ребятам 2-х – 4-х классов, мы одновременно спрашиваем и о том, что объяснялось им на наших уроках. Ребята получают “медальки”. В конце года – традиционная “Читательская ярмарка”.

Каждый год в библиотеке гимназии проводятся конкурсы “Лучший читательский дневник”, это творческий отчет учеников о прочитанных летом книгах. В читательских дневниках присутствуют отзывы или аннотации, составленные по правилам написания данных литературных форм. Данная форма работы позволяет нам следить за детским чтением в летний период.

Интересной игровой формой приобщения учеников к чтению являются выставки, которые проводятся в библиотеке гимназии. Это выставки поделок из природного материала “Мой любимый литературный герой”, выставка минералов “От книги к коллекции”. Рассказ о выставке ведут лучшие читатели библиотеки. Таким образом, сами дети будят у своих сверстников интерес к книгам.

Наиболее интересной формой приобщения учеников к чтению является, безусловно, литературная игра. Нами разработаны сценарии литературных игра для всех параллелей начальной школы. Первоклассники читают русские народные сказки, игра по станциям для них называется “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Второклассникам мы предлагаем игру “Сказки дедушки Корнея” по произведениям К.И. Чуковского. Ученики третьих классов изучают сказки зарубежных писателей-сказочников Ш. Перро, В. Гауфа, братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, Э.Т.А. Гофмана, игра носит название “Приглашение в сказку”. Для параллели 4-х классов нами разработана игра по сказкам о Волшебной стране А.М. Волкова “Путешествие по дороге из Желтого кирпича”.

Все игры проходят с использованием ИКТ, что делает игру более яркой и зрелищной.

Формой литературной игры для учеников начальной школы мы выбрали игру по станциям. Это позволяет довести до 100% охват игрой всех учеников параллели. Мы пытаемся добиться того, чтобы рекомендованные нами книги прочитали все ученики, ведь только читая можно полюбить книгу.

Основной целью проведения литературных игр в начальной школе мы определяем формирование качественных читательских интересов учеников к книге и библиотеке в рамках реализации Национальной программы поддержки и развития чтения.

Задачи литературных игр:

  1. Формирование и развитие у учащихся интереса к книге, к чтению;
  2. Повышение техники чтения как следствие постоянной работы с книгой при подготовке к литературной игре;
  3. Воспитание литературного вкуса на уровне возможности восприятия прочитанного учениками начальной школы;
  4. Выявление и развитие творческого потенциала школьников;
  5. Формирование и развитие коллективизма в коллективе учащихся.

Нами учитывается та особенность детского восприятия игры, что подготовка к игре захватывает детей порой больше, чем сама игра. Поэтому мы выдаем ученикам домашнее задание – подготовить инсценировку литературного произведения (см. Приложение 1) или представить проект. При выполнении домашнего задания ученикам необходимо вместе обсуждать прочитанные произведения, погружаться в атмосферу книги. Выступая в роли ведущей игры по станциям или в роли ведущей станции, мы перевоплощаемся в добрую волшебницу (см. Приложение 2), что делает детскую игру интереснее.

По итогам литературных игр победителям вручаются грамоты, разработанные нами в компьютерном варианте (см. Приложение 3).

О поощрении успехов в чтении нужно сказать отдельно. Для маленького читателя чтение – тяжелый труд. Пока техника чтения не позволяет ребенку прочувствовать всю прелесть чтения как отдыха, необходимо постоянно хвалить ученика, замечая самые малые его успехи. На торжественных линейках по окончании четвертей мы вручаем ученикам грамоты “Лучший читатель школьной библиотеки” (см. Приложение 4), учитывая динамику улучшения восприятия прочитанного. Причем сравнение нужно вести по принципу “Я вчера и я сегодня”. При нашей работе, работе библиотекаря, нет необходимости связывать себя пятибалльной системой оценки успехов учеников.

Вот те основные шаги, которые мы предпринимаем, чтобы открыть ученикам начальной школы мир книг.

К концу 4-го класса большая часть учащихся уже определяется в читательских пристрастиях, техника чтения не является для них препятствием осознанному чтению. Начальная школа только первый этап нашей работы. При переводе ребенка в среднюю школу очень важно не потерять его как читателя, продолжить работу по формированию и развитию его читательского интереса. И в средней школе литературная игра остается одной из самых интересных форм вовлечения ученика в мир книг.

Нами составлены сценарии литературных игр для учеников основной школы по произведениям золотого фонда мировой художественной литературы.

Пятиклассникам мы предлагаем игры “Пушкиниана” по творчеству А.С.Пушкина и игру “В флибустьерском дальнем море” по произведениям о пиратах – “Остров сокровищ” Р.Л.Стивенсона и “Одиссея капитана Блада” Р.Сабатини.

Ученики 6-х классов читают рыцарский роман В.Скотта “Айвенго”, литературная игра для них называется “Да здравствует рыцарство!”.

Семиклассники переносятся в мир литературы об индейцах, с увлечением читая произведения Т.Майн Рида, Ф.Купера, А.Шклярского. “Индейская” литературная игра называется “По следам Чингачкука”.

Ученикам 8-х классов мы открыли мир серьезной научной фантастики. “Через тернии к звездам” – название литературной игры по произведениям Г.Уэллса, А.Толстого, братьев Стругацких, И.Ефремова, Г.Гаррисона.

Две последние игры мы проводили в статусе районных, что еще доказывает важность данной формы проведения массовых мероприятий в работе школьного библиотекаря.

Очевидно, что роль хороших книг в воспитании человека очень высока. На своем опыте автор может сказать, что школа может сделать очень многое для претворения в жизнь пунктов национальной программы поддержки и развития чтения. Необходимым условием для этого является материальная поддержка школьных библиотек государством и консолидация усилий всего учительского коллектива. Тогда мы сумеем вернуть в активное чтение большие массы подрастающих россиян.