Янтарь — солнечный камень

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку», Инклюзивное образование


Цели урока:

  • формирование эстетического восприятия красоты окружающего мира;
  • осознание ценности янтаря как полезного ископаемого в жизни человека.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с уникальностью поделочного камня янтаря, его происхождением и применением в жизни и деятельности человека;
  • научить распознавать янтарь среди других полезных ископаемых.

Материалы и оборудование:

Коллекция картин и поделок из янтаря, фотоматериалы поделок и ювелирных изделий из янтаря снятые в магазинах города, магнитофон, аудиокассета со звуками моря, геохронологическая таблица, карта мира со значками месторождений янтаря, картинки: изображение ландшафтов юрского, мелового и палеоген-неогенового возраста, т.е. ландшафтов-современников сосны янтароносной, два стакана с пресной и морской водой, образцы янтаря (вскрышного), медная монета для определения твердости, предметы, где используется янтарь (или изображения) – радиоприемник, лаки, морской корабль, консервная банка, мебель, скрипка, журнал с яркими типографскими красками, капроновые нити, зубная паста, мыло, биогенные стимуляторы – медицинские препараты, таблетки янтарной кислоты, горшочек с цветком, косметика (помада, кремы), рекламный плакатик фирмы “Дзинтарс”,  канифоль и паяльник, на доске название “Янтарь – солнечный камень” , изображение большого солнечного диска с формулой C10H16O4 и названием сукцинит, у детей на столах – фломастеры или яркие ручки, солнечные лучики, карты лабораторных работ, информативная справка о применении янтаря, на каждом столе по табличке с надписью: “Техника”, “Эстетика”, “Медицина”, магниты и магнитная доска, виноград на тарелках.

План:

  1. Вступительная беседа о янтаре.
  2. Знакомство с экспозицией- выставкой изделий и картин из янтаря.
  3. Лабораторная работа, изучение физических свойств янтаря.
  4. Рассказ о происхождении янтаря.
  5. Распространение янтаря в мире, показ на карте важнейших месторождений.
  6. Работа по группам, извлечение знаний о применении янтаря.
  7. Рассказ об инклюзиях (включениях) в янтаре.
  8. “Солнечные впечатления” – оформление наиболее ярких фактов урока в лучи солнца на доске под музыку.
  9. Угощение “янтарной ягодой”.
  10. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА.

1. Мотивационный этап

– Что такое полезное ископаемое?
– А какие полезные ископаемые есть в нашем крае?
– А как вы думаете, какое место занимает “солнечный камень” янтарь в нашей жизни? Слушаем внимательно.

2. Организационный этап

– Для дальнейшего проведения урока учащиеся делятся на три группы.

3. Основной этап

– Тема нашего урока: «Янтарь – солнечный камень». На доске написана формула янтаря. Кто может прокомментировать ее?
Янтарь – высокомолекулярное соединение, минерал сукцинит C10H16O4, в молекуле его – 10 атомов углерода, 16 атомов водорода и 4 атома кислорода.

– Приступаем к лабораторной работе по изучению физических свойств минерала сукцинита (янтаря). Каждый заполняет свою карту лабораторной работы (Приложение 1).
Цвет янтаря – определяем по фотографиям, поделкам и образцам.
Плотность  равна плотности морской воды. Посмотрите – в пресной воде янтарь тонет, а соленой всплывает.
Янтарь легко царапается медной монетой, но не царапается ногтем, мягкий (тв. по шкале Мооса равна 2,5).

Беседа о происхождении янтаря.

– На пляжах морей, омывающих Европу с незапамятных времен находили вынесенные волнами необыкновенно легкие округлые камешки. Это окаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли на обширных пространствах нашей планеты 38-200 млн. лет назад. Что соответствует юрскому, меловому и палеоген-неогеновому возрасту. Вот этот возраст на геохронологической таблице. А так выглядели ландшафты того времени. (Показать.) Этот полудрагоценный камень с незапамятных времен прочно вошел в быт многих племен и народов. На Руси в XVI в. за ним закрепилось название “янтарь” (“ентарь”). Встречаются самые разнообразные оттенки янтаря – от белого, бледно-желтого, ярко-золотистого, медово-желтого до красно-бурого; известны также коричневые и черно-бурые разновидности с характерным отчетливым мерцанием при освещении.
Сотни исследователей многие столетия разгадывали загадку происхождения янтаря.  Есть множество версий, что янтарь это:

  • окаменелая моча рыси (древние римляне),
  • концетрат солнечных лучей (древние греки),
  • затвердевшая смола,
  • выделения морских животных – китов,
  • затвердевшая от солнечного света морская пена,
  • нефть со дна моря,
  • жир неведомых рыб...

Учеными установлено, что месторождения янтаря образованы за счет хвойно-широколиственной растительности умеренных широт и субтропиков, многие из них связаны с угольными бассейнами. Первично-застывшие “слезы” смолы древних хвойных (сосны янтароносной “пинус сукцинифера”, которая уже не растет нигде на Земле) в морских условиях под слоем глины-глауконита  спресовались в залежи и образовали месторождения. Янтарь образует натеки, капли и сталактиты (сосульки) самых невероятных форм.

Самое крупное в мире месторождение янтаря находится в Калининградской области РФ около пос.Янтарный – месторождение Приморское, здесь ежегодно добывается 100-500 т янтаря. Добывается янтарь на Урале, Дальнем Востоке (в Приморье), в Китае, в США (Аляска), на Украине, в Канаде, Польше, Латвии, Литве, Мьянме (Бирме). Посмотрим на карту. Кто может показать эти страны?

– Теперь по группам изучаем области применения янтаря в медицине, технике и эстетике (Приложение 2). 

Из янтаря как и в древние времена изготавливаются фигурки людей и животных, медальоны, табакерки, бусы, брошки, серьги. Из него изготавливались предметы религиозного культа и лекарства. В разных странах янтарь имел разные названия – в Греции “электрон”, в Италии “амбре”,  в Англии и Америке “эмбер”, в Германии “бернштайн”. Литовское название янтаря “гинтарас” означает “защита от болезней”.
В Древнем Риме за хороший кусок янтаря можно было купить взрослого сильного раба. В ХIII веке Тевтонский орден объявил монополию на добываемый по берегу Балтийского моря янтарь. В городе Кенигсберге существовал штатный палач, который по приговору “янтарного суда” рубил головы людям, которые незаконно добывали янтарь. В наше время цены на лучшие сорта янтаря превышают 1000 долларов за 1 кг, технические сорта стоят дешевле – 30-300 долларов за 1 кг.
Добываемый янтарь используют для получения канифоли, янтарной кислоты, масла и лаков. Янтарными лаками покрывают музыкальные инструменты, в том числе знаменитые скрипки мастеров Амати и Страдивари. Янтарная кислота применяется в медицине, парфюмерии, производстве красителей, в качестве биогенного стимулятора (обработка семян для улучшения их качества).

– Познакомимся с выставкой работ и изделий из янтаря. А самая уникальная “поделка” это Янтарная комната.

Рассказ о Янтарной комнате.

– Подлинный шедевр мирового камнерезного искусства – янтарный кабинет, который был создан 1709 году немецкими мастерами, в 1716 году король Фридрих-Вильгельм I подарил его русскому царю Петру I. Этот кабинет до Второй мировой войны просуществовал в Екатерининском дворце Царского Села. Во время войны комната была размонтирована и увезена немецкими оккупантами. Безуспешные поиски длились более полувека, пока наконец по старинным чертежам русские мастера в конце XX века не восстановили Янтарую комнату в первозданном виде. А вот  работы современных ювелиров, которые придаются в магазинах нашего города.

Каждая группа делает доклад-вывод о применении янтаря.

Инклюзии (включения) в янтаре

– Особую привлекательность и научную ценность  янтарю  придают  заключенные в нем  остатки  растений  и  животных
(инклюзии). В янтаре можно встретить комара, жука, паука, осу, таракана, живших много миллионов лет назад, семена растений, хвоинки, споры. Около 3 тыс. видов членистоногих и 200 видов растений нашли ученые-биологи в янтаре. Самые удивительные пленники янтаря –  ящерица с оторванным хвостом, паук с паутиной!, лягушка и даже капли дождя...
Вот что писал римский поэт Марциал:

В тополевой тени гуляя, муравей
В прилипчивой смоле завяз ногой своей.
Хотя он у людей был вжизнь свою презренный,
По смерти в янтаре у них стал драгоценный.

(Перевод М.В.Ломоносова)

Ученые вынашивают почти фантастическую идею об извлечении из инклюзий янтаря ДНК вымерших животных и об “оживлении” динозавров, насекомых и растений.

В конце урока предлагается под шум морской волны вспомнить самые яркие солнечные впечатления от урока и оформить образ солнца на доске с помощью солнечных лучей на магнитах.

4. Заключительный этап

– Посмотрите, какое красивое получилось Солнце. Как много вы узнали интересного. Янтарь – настоящее чудо природы, кусочек Солнца, донесенный к нам сквозь миллионы лет. Надо ценить и беречь его красоту.
– А теперь попробуйте ягоду, в которой содержится янтарная кислота – виноград. Приятного аппетита! Спасибо за урок! До новых встреч.

Использованная литература:

1. Энциклопедия для детей. Геология. М. Аванта+.1994.
2. Энциклопедия для детей. География. М. Аванта+. 1994.
3. Сребродольский Б.И. Янтарь. М. Наука. 1984.