Здоровьесбережение в условиях школы-интерната III вида

Разделы: Администрирование школы


Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших детей не дает никаких оснований для успокоения. Стоит отметить, что за последние годы произошло значительное снижение доли здоровых детей. Их число в разных регионах колеблется от 4% до 10%. Наиболее выраженный рост заболеваемости отмечается среди детей в возрасте от 7 до 18 лет, совпадающем с периодом школьного обучения. Так, за период школьного обучения число детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%, а частота хронической патологии возрастает в 1,6 раза. Эти устрашающие цифры относятся к контингенту детей из общеобразовательных школ [1]. Что же говорить о детях-инвалидах, обучающихся в коррекционных учебных заведениях? В структуре причин детской инвалидности первое место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств, второе – психическим расстройствам, третье – врожденным аномалиям развития. Эти три класса заболеваний составляют почти 70% причин детской инвалидности и определяют ее структуру. Каждый пятый подросток имеет заболевания, ограничивающие возможность реализации в будущем репродуктивных возможностей.

Государственное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат Ш вида № 33 г. Новочеркасска области – учреждение особенное: здесь обучаются и воспитываются 92 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Она открыта в 1947 г. и предназначена для обучения и воспитания незрячих и слабовидящих детей. Цель школы-интерната III вида № 33 г. Новочеркасска – дать своим воспитанникам знания, умения и навыки в объеме программы общего образования, обеспечить профилактику, лечение и развитие остаточного зрения, компенсировать в определенной мере недостаточный зрительный опыт и психологические особенности, обусловленные заболеваниями, обучить детей-инвалидов здоровьесбережению.

В школу принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения при наличии сложных сочетаний нарушенных зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями. Все они – инвалиды по зрению, имеющие ряд сопутствующих заболеваний, слабую иммунную систему. На школу-интернат возложены конкретные обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Поэтому здоровьесбережение в условиях школы-интерната носит особый характер. “Здоровьесберегающие технологии” интегрирует все направления работы школы-интерната по сохранению, формированию и укреплению здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашем учебном заведении можно рассматривать и как “технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем XXI века” [3], и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье воспитанников, педагогов, и всего персонала школы-интерната.

Коллектив школы-интерната уверен, что все здоровье детей основано в первую очередь на семейном положении: взаимоотношение между родителями, понимании ребенка, характеру занятий с ребенком, социально-бытовых условиях, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества. Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть доверительно-дружескими, товарищескими, но при этом ребенок должен понимать и уважать родителей, их мнение, суждение, и в большей степени отражать их на себе [2].

Поэтому основная воспитательно-разъяснительная работа ведется администрацией школы-интерната, классными воспитателями, социальным педагогом и педагогом-психологом в первую очередь с родителями учащихся – ведь от них зависит, при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе.

Школа при постановке целей и задач воспитательной работы по здоровьесберегающим технологиям опирается на анкетирование родителей и учащихся, которое показывает не только общее состояние данной проблемы, но и возможные пути ее решения.

Для этого в школе-интернате разработан план мероприятий по реализации здоровьесберегающих технологий, в ходе реализации которого проведены: семинар “Здоровье сберегающие технологии и их место в образовательном процессе”, анкетирование обучающихся, оценки гигиенических условий в школе-интернате, контроль работы по пропаганде здорового образа жизни и состояния физкультурно-оздоровительной работы в школе-интернате.

Для обучения воспитанников, педагогических работников, обслуживающего персонала и родителей здоровьесбережению в школе-интернате созданы программы “Здоровье” и “Защитим детей от насилия!”. Вся администрация школы-интерната прошла курсы повышения квалификации в образовательном учреждении Педагогический университет “Первое сентября” г. Москва по проблеме “Здоровьесберегающая школа”. Шесть педагогических работников школы-интерната прошли курс подготовки на обучающем семинаре для педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов и воспитателей, занимающихся профилактической деятельностью по теме “Здоровьесбережение как профилактика злоупотребления психоактивными веществами” при ОГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, г. Ростов-на-Дону, имеют сертификаты.

В системной последовательности приобщение школы-интерната и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:

  1. осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;
  2. признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;
  3. овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций);
  4. реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими воспитанниками и их родителями.

В школе-интернате созданы медицинская, социальная, психологическая, логопедическая, коррекционно-педагогическая службы, психолого-медико-педагогический консилиум. С момента поступления ребенка в школу в целях отслеживания динамики развития личности все службы работают в тесном единстве, что позволяет оказать своевременное влияние педагога на развитие каждого воспитанника с нарушениями зрения и раскрытие индивидуальных потенциальных возможностей учащегося с целью дальнейшего использования в коррекционно-воспитательном процессе. С этой целью разработаны индивидуальные карты медико-социального и психолого-педагогического сопровождения. Их наличие позволяет отследить состояние развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья за весь период нахождения его в школе-интернате.

Основными этапами психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся являются:

  • комплексная входная диагностика обучающихся и образовательной среды;
  • аналитико-статистическая обработка результатов диагностики;
  • педагогическое управление образовательно-воспитательным процессом (направлено на разработку системы индивидуальной поддержки незрячих и слабовидящих детей);
  • мониторинг и выходная диагностика обучающихся.

2 раза в год по промежуточным итогам коррекционно-воспитательной работы проводится оценка результатов коррекционной деятельности. На этой основе делаются выводы об эффективности работы по намеченным направлениям, осуществляется сопоставление полученных результатов с ожидаемыми, вносятся необходимые коррективы по дальнейшей работе с каждым ребенком.

В нашей школе сложились благоприятные условия для построения единого образовательно-воспитательного пространства, эффективного осуществления образовательного процесса и адаптации к жизни в семье и обществе обучающихся с нарушениями зрения. С этой целью в школьный учебный план включен коррекционно-развивающий блок, содержащий следующие компоненты:

  • охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия;
  • социально-бытовая и пространственная ориентировки;
  • развитие осязания и мелкой моторики кисти руки;
  • развитие мимики и пантомимики;
  • ритмика;
  • лечебная физкультура;
  • коррекция нарушений речи (логопедия);
  • коррекция недостатков развития;
  • физическая культура;
  • трудовое обучение.

Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах с учетом индивидуального и дифференцированного подходов к обучающимся.

Существенное внимание уделяется развитию сенсорной сферы, ориентировке в пространстве, формированию мимико-пантомимических комплексов, повышению уровня самопознания, обучению здоровьесбережению, что способствует в будущем более полной самореализации в профессиональной деятельности.

Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе-интернате, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

В школе-интернате организован пост охраны (внешний и внутренний). На внешнем посту охраны осуществляется контроль доступа учеников и посетителей по предъявлению пропуска или договоренности с администрацией по телефону. Внутренний пост охраны оборудован системой контроля доступа типа “ТРИПОД”, где все (ученики, посетители и сотрудники) регистрируются в журнале. Посетители сопровождаются вахтером до места посещения.

При своевременном получении со склада материально технического обеспечения возможно в достаточной степени обеспечить школу-интернат нужными материалами и санитарно – гигиеническими средствами, а также средствами электробезопасности и пожаротушения.

Особое внимание уделяется санитарно – гигиеническому состоянию учреждения. Ежедневно проводятся влажная уборка всех помещений школы-интерната чистящими, моющими, дезинфицирующими средствами и уборка ковровых покрытий пылесосом. Контролируется постоянное наличие туалетной бумаги, мыла. В каникулярное время обязательна генеральная уборка всех помещений школы-интерната с дезинфицирующими и моющими средствами мест общего пользования, классов, спален, рекреаций и других помещений. Тем самым осуществляется максимально возможное для охраны здоровья детей и поддержание санитарно-гигиенического состояния школы-интерната на высоком уровне.

Работа врача-офтальмолога особенно актуальна в школе-интернате III вида. Окулист ведет не только диагностику и лечение заболевания глаз, в том числе используя офтальмологические тренажеры, но и совместно с педагогическими работниками и родителями активно способствует формированию у школьников здоровьесберегающих навыков учебной работы. В школе-интернате функционируют кабинет офтальмолога и кабинет по охране и развитию зрения и зрительного восприятия.

Данные кабинеты оснащены современной медицинской аппаратурой для коррекции зрения. Благодаря работе по коррекции и охране зрения с использованием медицинской аппаратуры значительно облегчилось проведение функциональной стимуляции органов зрения воспитанников школы-интерната, свободнее решается круг вопросов, связанных с аккомодацией, рефракцией глаза, а также бинокулярным зрением. У воспитанников прослеживается положительная динамика клинических, функциональных и психофизиологических показателей зрительной системы (в среднем 3-5%).

Особое внимание уделено в школе-интернате организации 6-разового питания, учитывающего возрастные особенности детей. Питание осуществляется сбалансировано и витаминизировано за счет включения в меню натуральных соков, фруктов, овощных салатов.

Здоровьесберегающая деятельность школы-интерната включает и психологическое здоровье воспитанников. Для этого в школе-интернате работает психологическая служба, призванная обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребенка отдали именно в нашу школу-интернат. Педагог-психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводит коррекцию школьной тревожности и неуспешности. Педагог-психолог проводит индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в общении. Коррекция проблем некоторых учащихся решается путем психологических тренингов, которые проводятся на коррекционных занятиях в группе общения.

Важную роль в вопросе обучения здоровьесбережению играет и социальная служба, основными задачами которой являются:

  • создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального):
  • оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем:
  • защита ребенка в его жизненном пространстве.

Два раза в год социальный педагог, в рамках программы здоровьесбережения, проводит для воспитанников школы-интерната: лекции об опасности табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, классные часы на темы здоровьесбережения, ролевые тематические игры и др.

Дети, имеющие проблемы с речью занимаются с логопедом-дефектологом. В школе-интернате есть возможность компьютерного мониторинга психофункционального состояния здоровья учащихся, учитывающего возрастные, гендерные, эмоциональные особенности детей.

Режим дня воспитанников школы-интерната строится в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности, в нем предусмотрены такие компоненты как: учебные занятия в периоды подъема работоспособности. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроках и во время самоподготовки используются элементы здоровьесберегающей технологии, разработанной физиологом В. Ф. Базарным: схемы зрительных траекторий – специальные офтальмотренажёры,. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.).

В режиме школы-интерната предусмотрен отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе; отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, лозоплетением, тестопластикой, проектной деятельностью, КТД, спортом и др.).

Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление воспитанников и реализуется во второй половине дня.

Своеобразие этого направления заключается в том, что кроме задачи гармоничного развития личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительной программы.

Дополнительное образование обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь, получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в современном обществе.

Одним из основных направлений в воспитательной работе школы-интерната является внедрение здоровьесберегающих технологий. Воспитательный и образовательный процесс в школе-интернате строится на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий. Любое мероприятие в школе-интернате носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии здоровья ребенка в целом.

При всех созданных благоприятных условиях жизни детей в школе-интернате III вида №33 г. Новочеркасска Ростовской области, педагогический коллектив считает, что школа-интернат не должна превращаться в санаторий, а должна выполнять свою главную функцию – образовательную. В своей работе учителя-предметники активно включают здоровьесберегающий компонент в содержание урока, интегрируют межпредметное взаимодействие, широко используют игровые практики, исследовательские методы работы, направленные на эффективное усвоение материала и формирование осознанного отношения к необходимости ведения здорового образа жизни.

Степень оснащенности школы-интерната новейшим оборудованием, в том числе и медицинским, наличие целеустремленного и творческого педагогического коллектива, позволяет наладить работу всех структурных подразделений и служб на высоком научном и методическом уровне для системной организации по внедрению здоровьесберегающих технологий не только в воспитательную работу школы, но и в повседневную жизнь каждого воспитанника.

Литература

  1. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. – М.: Вентана-Граф, 2008. (Педагогическая мастерская).
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  3. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.