Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Экология


Я хочу поделиться своим опытом по проведению городской экологической игры для 6-7 классов, в организации которой я принимаю участие более 10 лет. В проведении игры участвуют Учебно-методический образовательный центр города Королева и Детский эколого-просветительный центр Национального парка Лосиного острова.

Целями и задачами этой игры является:

  • формирование у школьников умений и навыков по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка (НП) “Лосиный остров”;
  • закрепление и расширение знаний полученных на уроках биологии;
  • совершенствование работы по экологическому образованию и воспитанию школьников;
  • выработка у детей потребностей в бережном отношении к природе и ее охране;
  • активизация детского экологического движения в образовательных учреждениях г. Королева.

Игра проходит в соответствии с Положением (Приложение 1) недалеко от Экологического центра НП “Лосиный остров”.

Начинается игра с линейки. Каждый капитан отдает рапорт о прибытии команды, затем команда представляет свой экологический плакат и громко произносит девиз (речевку). Плакаты, девизы, форма одежды и эмблемы команд учитываются при подведении итогов игры. После жеребьевки каждая из команд получает маршрутный лист (Приложение 2), карту (Приложение 3) и отправляется на этап. Ежегодно при подготовке к игре я заменяю задания на отдельных этапах.

На первом этапе участники игры должны показать на географической карте десять объектов, называемых рефери (Пример вопросов приведен в Приложении 4).

На втором этапе – правильно назвав части речной долины, могут получить до 5 баллов (в Приложении 5 приведен вариант схемы).

Третий этап – конкурс капитанов (Приложение 6). Каждый из капитанов должен показать свои знания в области биологии, ответив на 20 вопросов.

На четвертом этапе команда составляет цепи питания (пример такой цепи приведен в Приложении 7).

Пятый этап ограничен по времени. За 3 минуты команда находит соответствия плодов и листьев (примеры приведены в Приложении 8).

На шестом этапе ребятам предлагается показать 10 заповедников и национальных парков России на карте (Приложение 9).

На седьмом этап команда должна назвать наибольшее количество растений. Это самый "урожайный" этап, поскольку количество баллов на нем не ограничено (Приложение 10).

На восьмом этапе учащиеся должны найти и показать следы жизнедеятельности животных – заломы лося, погрызы зайца и бобра, подснежные ходы мышей. Уметь отличить шишку, погрызенную белкой или дятлом. (Приложение 11)

Девятый этап. Дети показывают свое умение пользоваться компасом, чтобы найти клад по азимуту, а также определять направление ветра.

Десятый этап – конкурс-сюрприз. За три минуты команда должна рассказать как можно больше четверостиший о растениях.

Но во время игры команды могут собирать не только "урожайные" очки, но и быть оштрафованы. Так, например, за нарушение правил поведения в лесу, срывание растений, отклонение от маршрута или пререкание с рефери команда может недосчитаться в своей копилке по 3 балла за каждое нарушение.

В качестве рефери на этапах выступают ученики старших классов, которые ранее участвовали в игре сами и прошли специальную подготовку.