Сокровищницы и выставки

Разделы: Работа с дошкольниками


Сокровищницы

Рано или поздно дети начинают увлекаться коллекционированием.[1] В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что дает ребенку представление о богатстве мира, его красочности и многоцветности. Коллекционировать дети могут все что угодно: открытки, магниты, фантики, камушки, значки, календарики, игрушки из киндер-сюрпризов, вкладыши от жевательных резинок и т.д. После 5 лет у детей появляются собственные тайники и сокровищницы, которые обычно хранятся дома. У девочек это коробочка, шкатулка или мешочек, где находятся личные “сокровища”, мальчик все это хранит в кармане.

Мы задали вопросы родителям наших воспитанников: “Что такое сокровища? Какие сокровища были у вас в детстве? Где вы их хранили?”.

В итоге у большинства взрослых сокровища - это вещи, которые несут в себе определенную ценность (предметы из золота, драгоценных камней, произведения искусства), а место для хранения таких вещей называется сокровищницей.

А для детей сокровищами являются те предметы, которые заинтересовали их своей яркостью, необычностью, назначением.

Мы объяснили, почему решили привлечь детей к созданию их личных маленьких сокровищниц:

  • манипулируя различными предметами, слушая о них рассказы взрослого, ребенок узнает названия, свойства и назначение предметов, привыкает бережно относиться к ним;
  • сокровищница - это материал для развития речи: общаясь друг с другом, с взрослыми, дети учатся применять в речи новые слова, задавать вопросы, составлять небольшие описательные рассказы или рассказы - суждения;
  • много полезного может дать сокровищница при воспитании инициативности, активности в общении: принося новый предмет в детский сад, ребенок стремится рассказать о нем воспитателю, сверстникам; вместе с тем он должен уметь вступить в контакт, чтобы подержать в руках, рассмотреть понравившуюся вещь из сокровищницы товарища;
  • совместная работа по созданию сокровищниц помогает воспитателю в общении с детьми, особенно в адаптационный период: малыш легче идет на контакт, рассказывая о том, что интересует лично его.

Как должна выглядеть сокровищница? Из чего ее сделать?

Сокровища можно хранить в подарочных сумочках, в картонных и пластмассовых коробках, косметичках, кошельках, сумках-рюкзачках, деревянных и пластмассовых шкатулках.

Можно изготовить сокровищницу самим: сшить мешочек из клеенки, плотной ткани, сконструировать шкатулку из открыток, обклеить коробочку красивой пленкой и т.п.

Главное, чтобы она была яркой, красочной, небольшого размера (сокровищницы всех детей должны поместиться в одном, специально отведенном месте) и прочной.

Самый важный способ привлечь внимание детей к чему-либо - самому взрослому проявить к этому интерес. Поэтому работу по созданию детских сокровищниц воспитатель начинает с того, что приносит в группу свою сокровищницу, объясняет, для чего она нужна, демонстрирует и называет каждое “сокровище”. Рассказывает, почему эти предметы попали в сокровищницу и каково их назначение. Например: “Это брелок-фонарик. Для меня это нужная вещь. Его мне подарила подруга. Если я войду в темный подъезд, мне не будет страшно, потому что фонарик укажет дорогу к моей двери. Он светится в темноте, поэтому я быстро найду кнопки в лифте и дверь”.

Беседует с детьми: какие у них есть сокровища? Почему они хотели бы сохранить именно эти предметы? Есть ли у них желание показать свои сокровища товарищам? И т.д. Советует дома с родителями обсудить, в чем лучше хранить свои сокровища.

Как организовать работу, чтобы у детей не пропал интерес к сокровищницам?

Прежде всего, надо решить вопрос, где их хранить, чтобы дети могли пользоваться ими? Для этого лучше всего подходит открытая тумбочка, которая будет стоять в групповой комнате.

Сокровищницы могут быть использованы в любое свободное от занятий и прогулок время.

Желательно определить день недели, наиболее подходящий для их пополнения. Например, в понедельник утром провести игры с сюрпризами и раздачей небольших подарков, которые могут стать для детей сокровищами.

Возникнет проблема, особенно в первое время: как быть, если в один день сразу несколько детей приносят свои сокровищницы из дома и каждому хочется, чтобы первым выслушали именно его.

Поскольку дети этого возраста хотят иметь в качестве слушателя взрослого, можно предложить им очередность рассказов с помощью считалок, рассказать о своих сокровищницах помощнику воспитателя. Первыми желательно выслушивать детей, которые, пока не выскажутся сами, все время перебивают других.

Часто режимные моменты не позволяют воспитателю выслушать всех желающих. В этом случае каждому ребенку нужно назвать время, когда он сможет рассказать о своих сокровищах: после прогулки, после сна и т.п. (“А вот Сашины сокровища мы посмотрим после прогулки”). Свое обещание необходимо сдержать. Если ребенок стеснительный и не напоминает воспитателю об обещании, взрослому следует проявить свой интерес (“Мы еще сокровищницу Ларисы не рассмотрели. Как же мне хочется узнать, что в ней лежит!”).

Известное детям правило “Нельзя без спроса брать чужое” не всегда срабатывает относительно сокровищниц, ведь там, в чужих “коллекциях”, часто содержатся предметы, интересующие ребенка. Нужно показать ребенку, как можно договориться с “хозяином”, прививать навыки общения. Посмотреть или поиграть тем или иным предметом можно только с разрешения хозяина.

Для поддержания постоянного интереса детей к пополнению сокровищниц мы проводили групповые праздники “8 марта”, “Фантиковые бабочки”, “День святого Валентина” и др., на которых детям вручали небольшие сюрпризы-подарки.

Выставки

“А любите ли вы выставки? Как часто ходите на них? А что, если мы в нашей группе тоже организуем выставку?..” Такие вопросы мы задавали нашим мамам и папам. И вот мы решили попробовать.

Выставки по определению В.И. Даля, [2] – собрание каких-либо замечательных предметов. В словаре СИ. Ожегова это собрание предметов, расположенных для обозрения, а также место, где они собраны.

Перед выставками особая роль отводится предварительной работе, которая включает в себя накопление, расширение или уточнение знаний детей о предметах выставки: чтение познавательной литературы, проведение бесед, экскурсий, организация совместной продуктивной деятельности по созданию выставочных экспонатов.

Вызываем у ребят интерес и желание поучаствовать в мероприятии. Важно организовать торжественное открытие выставки. Рассмотреть с ребятами “маленькую страну” игрушек из “Киндер-страны”, полюбоваться ими, отметив многообразие и серийность. Настроить детей на представление на выставке своих игрушек.

Беседуем об использовании собранных экспонатов в играх; предлагаем оставить их в группе, определяем вместе с детьми место их хранения и обсуждаем возможность свободного их использования в играх.

Родители принимают активное участие в создании выставок. Например, выставка “Киндер-страна”:

ребенок вместе с родителями подбирает коллекцию,

придумывают название, подписывают,

каждая работа имеет детскую фотографию,

оформляют работу по своей тематике в виде сюжетной композиции (“Остров Мадагаскар” - на красивом зеленом макете-острове живут разные зверюшки: жираф, крокодил, лев, зебра и т.д.; “Мультяшки” - на разноцветных этажах живут герои мультиков; “Веселые строители” - в каждой квартире расположились строители: штукатуры-маляры, слесари, электрики, монтажники и т.д.)

Для выставки у нас отведено специальное место в группе. Наши выставки бывают тематическими (коллекционные и творческие), раскрывающими или представляющими предметы, объединенные общим содержанием, и авторскими (семейные и персональные)[1], в создании которых может принимать участие семья, один ребенок или взрослый.

Для выставки “Моя любимая книга” оформлялся стенд с полочками в виде большой книги. Родители приносят любимую книгу своего ребенка и его фотографию. Первой на выставочной полке появилась любимая книга воспитателя, он рассказывает о ней детям, а рядом с ней ставит свою фотографию, чтобы было понятно, чья книга. Постепенно дети заполняют полку своими книгами, при этом воспитатель обращает внимание на каждое появляющееся издание. Новую книгу обязательно нужно прочесть и рассмотреть вместе с детьми, показать фотографию владельца книги.

Например, для выставки “Моя любимая игрушка” в группе подходит низкий шкаф. Так ребята могут рассмотреть игрушки без каких-либо проблем, но в то же время он не должен мешать двигательной активности детей в группе. Около игрушки должна быть приставлена в рамке фотография ребенка. И ребенок не забывает договориться с хозяином игрушки, чтобы поиграть, предложить свою.

Для чего же нужны выставки [1]:

  • сформировать умение ребенка заниматься каким-либо делом рядом с другими;
  • побуждать детей объединяться на основе общего интереса;
  • способствовать совместному участию детей в выполнении заданий;
  • помочь ребенку осознать себя членом детского общества (“наша группа”, “мы”);
  • усваивать правила, установленные самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле, пользование игрушками, материалами).

В свободной деятельности воспитатель с помощью игрового приема выбирает игрушки детей, просит ребенка показать и рассказать, как он с ней играет. Например: “Сегодня у нас в гостях игрушка Наташи” и т.д.

В нашей группе мы проводили выставки “Моя любимая игрушка”, “Моя любимая книга”, “Киндер-страна”, “Я маленький” и др.

Список литературы

  1. Иванова Н. “Социальное развитие в ДОУ”. 2009.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1964.