Экскурсия на местное предприятие "Белогорье и Кº"

Разделы: География


Контрольно-сопроводительный текст учебно-тематической экскурсии.

Связь теории с практикой в школьном обучении является необходимой составной частью. В школьном курсе географии эта связь осуществляется, главным образом, в процессе выполнения практических работ.

Практические работы проводятся во время экскурсий в природу, на сельскохозяйственные предприятия, на промышленное производство.

Школьная программа по географии предусматривает обязательные учебные экскурсии по изучению отдельных физико- и экономико-географических объектов. Учебные экскурсии по географии являются составной часть учебного географического краеведения.

В своё время Н.Н.Баранский отметил, что проведение экскурсии преследует две цели: 1 - экскурсия иллюстирует то, что уже пройдено по программе; 2 - экскурсия предвосхищает то, что ещё будет проходится.

В своей педагогической практике я придерживаюсь первой цели, т.е. при проведении экскурсии ссылаюсь на соответствующие части пройденного материала.

Здесь надо отметить, что лучше проводить экскурсию после изучения определённого теоретического материала.

Опыт познания краеведческой действительности, отражённый в сознании учащихся, является тем необходимым мостиком, который даёт возможность, применяя краеведческий принцип, повести учащихся от частного к общему, от абстрактного к конкретному, от доступных непосредственному наблюдению природно-производственных фактов и явлений к глубоким выводам и обобщению основ географической науки..

Для организации учебной экскурсии необходимо прежде всего провести педагогическую оценку выбранной для экскурсии предприятия.

Учитывая то, что мы проживаем в районе, где в основном сосредоточены предприятия,. входящие в состав АПК, я считаю целесообразным проведение экскурсии на сельскохозяйственное предприятие или же на предприятия, относящиеся к пищевой промышленности.

Цель экскурсии:

Познакомить учащихся с историей предприятия, с производственным процессом в данной отрасли. с организацией и путями повышения эффективности производства

Задачи экскурсии:

1. Выявить последовательностью технологического процесса и особенностями производства, определяющими принципы размещения предприятий данной отрасли, со структурой предприятия и основными производственными специальностями.

2. Научить школьников вести краткие записи по ходу объяснений экскурсовода, анализировать статистические показатели деятельности предприятия, сравнивать производительность и условия труда рабочих в разных цехах предприятия.

3. Собирать данные для составления схем последовательности производственного процесса , внутри- и межотраслевых связей по сырью и готовой продукции.

Подготовка к экскурсии:

Как показывает опыт, в подготовительный период, который длится 1-2 недели, в зависимости от класса, познакомить учащихся с отчётами предыдущих лет, литературой по родному краю, картографическими материалами, фотографиями.

Готовясь к экскурсии на предприятие, учащиеся знакомятся с историей его возникновения, устанавливают, к какой отрасли оно относится.

Хорошо получить ответы на эти вопросы, работая с материалами газет, журналов, в которых характеризуется изучаемое предприятие.

В подготовительный период учащиеся знакомятся и с методами исследования, которые они будут использовать во время экскурсии.

Идя на экскурсию, учащиеся составляют план экскурсии, в котором намечается последовательность изучения производственных объектов, содержание объяснения учителя и экскурсовода, вопросы и задания учащимся для наблюдения и сбора материала.

Необходимо обратить внимание на то, что в проведении заключительной части экскурсии необходимо подвести итоги увиденного и услышанного, заострить внимание на основные вопросы технологии производства, её влиянии на окружающую среду, т.е. раскрыть важную мировоззренческую идею взаимодействия природы и общества.

Собранный учащимися краеведческий материал на учебной экскурсии, а также во время предварительной теоретической подготовки оформляется в виде альбомов, журналов, схем, картосхем.

Краеведческий материал экскурсии поступает в музей.

Как правило, после учебной экскурсии, учащиеся представляют индивидуально-групповой отчёт, в котором раскрывается содержание выполняемых заданий (исследований) каждым учащимся и группой в целом.

Технологическая карта учебно-тематической экскурсии
на местное предприятие ООО “Белогорье и К"

№ п/п

Вид самостоятельной деятельности Что делают учащиеся Контроль
1 Нанести на карту-схему маршрут экскурсии и предприятие “ООО Белогорье и К” Работа с картой г.Короча Учитель
2 История возникновения и развития предприятия. Экономико-географическое положение предприятия Работа учащихся с   литературой по родному краю, с газетой “Смена”. Учитель
3 Сырьевая база предприятия: используемое сырьё, откуда оно поступает, стоимость, количество отходов, их использование, способы экономии сырья. Рассказ технолога производства Евиановой Г.А Учитель
4 Топливная база Рассказ экскурсовода Учитель
5 Какие виды транспортных средств применяются на предприятии и для каких целей?    
6 Структура предприятия, основные и вспомогательные цехи, их роль в производстве.
Технологический цикл, передовые принципы организации производства.

Внедрение инновационных технологий.

Экскурсия по предприятию. (Учащиеся используют метод наблюдения) Учитель, технолог производства
7 Труд работников каких профессий и специальностей используется? Где можно получить данные профессии?
Состояние охраны труда и техники безопасности.
Беседа с работниками предприятия Учитель
8 Оплата труда работников    
9 Какую выпускает продукцию?
Куда направляет? Экономическая эффективность предприятия.
Схема производственных связей предприятия.
Экскурсия по цехам предприятия Учитель, мастер

Тема: Экскурсия на промышленное предприятие “ООО Белогорье и К”.

Цель экскурсии: Познакомить учащихся с историей предприятия, с производственным процессом в данной отрасли, с организацией и путями повышения эффективности производства.

Задачи экскурсии:

1. Познакомить учащихся с последовательностью технологического процесса и особенностями производства, определяющими принципы размещения предприятий данной отрасли, со структурой предприятия и основными производственными специальностями.

2. Научить школьников вести краткие записи по ходу объяснений экскурсовода, анализировать статистические показатели деятельности предприятия, сравнивать производительность и условия труда рабочих в разных цехах предприятия.

3. Собирать данные для составления схем последовательности производственного процесса, внутри- и межотраслевых связей по сырью и готовой продукции.

Ход экскурсии

Экскурсия начинается у входа на территорию предприятия. На плане города учащиеся находят место, где расположено предприятие: сопоставляя план и местность в пределах видимости, дают оценку его положения по отношению к транспортным путям, водным объектам. ТЭС и другим предприятиям.

Следующая остановка – на предприятии (в специальном помещении).

Здесь организуется лекция или беседа следующего содержания:

  1. История возникновения и развития предприятия. Экономико-географическое положение предприятия.
  2. Сырьевая база предприятия: используемое сырье, откуда оно поступает, стоимость, количество отходов, их использование, способы экономии сырья.
  3. Топливная база.
  4. Какие виды транспортных средств применяются на предприятии и для каких целей?
  5. Структура предприятия, основные и вспомогательные цехи, их роль в производстве. Технологический цикл, передовые принципы организации производства. Внедрение инновационных технологий.
  6. Труд работников каких профессий и специальностей используется? Где можно получить данные профессии?
  7. Состояние охраны труда и техники безопасности.

  8. Оплата труда работников.
  9. Какую выпускает продукцию? Куда направляет? Экономическая эффективность предприятия. Схема производственных связей предприятия.
  10. Последовательность осмотра цехов и отделов, основные правила техники безопасности, требования к поведению учащихся во время экскурсии.

Изложение материала сопровождается показом образцов выпускаемой продукции, графиками и диаграммами, иллюстрирующими темпы развития производства, и другим наглядным материалом.

Учащиеся во время лекции ведут краткие записи. Особенно тщательно они должны записывать цифровые показатели и данные о производственных связях предприятия с другими предприятиями, поскольку эти сведения послужат основой для составления на последующих уроках географии схем производственных связей и графического оформления показателей, характеризующих рост предприятия.

Последовательность, с которой учащиеся знакомятся с основными цехами предприятия, определяется ходом технологического процесса. При рассмотрении производственных связей данного предприятия с другими отраслями необходимо дать задание привести примеры межотраслевых связей с другими предприятиями.

Заполнить таблицу “ Производственные связи предприятия”. (Смотри в отчёте)

Готовая продукция предприятия проходит контроль.

Поскольку в цехах производственный шум нередко заглушает голос экскурсовода, рекомендуется перед входом в каждый цех сообщить учащимся название цеха, его назначение и основные особенности технологического процесса, напомнить о требованиях техники безопасности и перечислить задания, нацеливающие на наблюдение и сбор материалов.

В цехах пояснения экскурсовода должны быть краткими, помогающими фиксировать внимание учащихся на тех или иных производственных объектах, вычленить стадии технологического процесса. Понять особенности и значение модернизации производства.

Сазу же после осмотра цеха или отдела следует ответить на возникшие у школьников вопросы, подвести итог увиденному, ещё раз перечислить основные специальности рабочих цеха, сделать вывод о путях повышения эффективности производства и др.

Заключают экскурсию общий осмотр расположения производственных сооружений на территории предприятия и итоговая беседа, в которой подчёркиваются особенности производства, влияющие на географическое размещение данной отрасли, и называют меры, предупреждающие отрицательное воздействие предприятия на окружающую среду.

По завершению экскурсии учащиеся составляют отчет по плану, данным в технологической карте.

История возникновения и развития предприятия.
Экономико-географическое положение предприятия

История этого предприятия берёт своё начало в далёком 1928 году. Поэтому оно по праву считается одним из старейших в области. В тридцатых годах здесь находилась артель “Самопомощь”. После освобождения Корочи от фашисткой оккупации оборудовали ещё цеха по переработке подсолнечника и выпечке хлеба.

В марте 1946 года официально был создан райпищекомбинат, который стал одним из крупных предприятий района. к уже имеющемуся налаженному производству со временем присоединились цеха пряников, фруктовой и минеральной воды, винных напитков. Отличительной особенностью их было то, что всё это производилось только из высококачественного натурального сырья.

В девяностых годах предприятие перестало работать. Оборудование простаивало и разрушалось. Появилась необходимость модернизации и оборудования, и модели управления предприятия.

И вот в октябре 2006 году на основе пищевого производственного кооператива “Пищевик” города Короча Белгородской области было основано предприятие ООО “Белогорье и К”.

Предшественником названия предприятия послужило название головного предприятия кондитерской фабрики в городе Белгороде ООО “Белогорье”, а в городе Короче добавлено и “К”, т.е. ООО “Белогорье – Короча.”

За последние три года было закуплено новейшее оборудование на сумму более чем на 50 миллионов рублей. Затраты на ремонт зданий и инженерных сетей уже составили около 20 миллионов рублей. Общая сумма инвестиций составила около двух миллионов евро.

Сырьевая база предприятия: используемое сырьё, откуда оно поступает, стоимость, количество отходов, их использование, способы экономии сырья

Основным сырьём для производства прежде всего является вода. С давних времён Корочанское предприятие славилось своей природной водой, которая подаётся через скважины №57497 на разлив в цеха. На основе воды “Ясный колодец” готовятся все напитки, производимые на предприятии, а именно – квас “Жар-цвет”, пиво “Старая крепость”, безалкогольные напитки. Вода проходит небольшую очистку на специальной установке, для более мягкого вкуса напитка.

Для приготовления пива, кроме воды, используется солод, хмель. Солод и хмель поступают из компании “Суфле” города Санкт-Петербурга.

Сырьём для кваса являются 6 вода. Сахар, концентрат квасного сусла (ККС).

ККС производится в Костромской области ООО “Артрус”, а сахар поступает из Ч. Чернянского сахарного завода.

Приготовление солода – из зерна ячменя . Цена солода зависит от сезона. В начале сезона цена составляла от 26-30 рублей за килограмм, сахара 25-31 рубль за килограмм, ККС – 16-25 рублей за килограмм.

Сырьём для приготовления безалкогольных напитков является вода, подсластители. ароматизаторы, лимонная кислота, консерванты.

Сырье поступает из города Москва. Поставщиком является фирма “Деллер”.

Отходы в производстве только при приготовлении пива. Это пивная дробина.

Она собирается в специальный бункер и отправляется на корм скоту в ближайшие фермы.

Фото №1. Родник “Ясный колодец”

 

Топливная база

На предприятии имеется своя котельная, которая работает на природном газе и при помощи нагревательных котлов горячая вода и пар поступают на производство.

Какие виды транспортных средств применяются на предприятии и для каких целей?

ООО “Белогорье и К” имеет свой автотранспортный цех и парк автомобилей. Больше всего преобладают автомобили марки “Газель” грузоподъёмностью 3,5 тонны. Они предназначены для перевозки готовой продукции по области. Имеется также на предприятии автобус, автоцистерны для транспортировки минеральной воды.

Структура предприятия, основные и вспомогательные цеха, их роль в производстве. Технологический цикл, передовые принципы организации производства. Внедрение инновационных технологий

Фото № 2. Выдув бутылок для розлива

Технологический цикл производства пива

Приёмка

Подработка солода и вспомогательного сырья

Заниграние забора

Варка сусла

Фильтрация сусла

Кипячение с хмелем

Перекачка на отстойный чан

Перекачка и охлаждение сусла в бродилку

Брожение пива при температуре +8° С

Дображивание пива при температуре +2° С

Фильтрация пива

Розлив пива

 

Технологический цикл производства кваса

Приёмка, подработка сырья

Подработка воды (осмос)

Варка сахарного сиропа

Пастеризация ККС

Купажирование квасного сусла

Брожение кваса

Фильтрация

Розлив

Фото № 3. Этикеровка безалкогольного напитка “Грейпфрут”

Фото №3а. Упаковка безалкогольного напитка “Грейпфрут”

Технологический цикл приготовления негазированных напитков

Приёмка, подработка сырья

Подработка воды (осмос)

Приготовление сиропа

Купажирование

Газирование СО2

Розлив

К летнему сезону наладили выпуск новых безалкогольных напитков – крюшонов и тоников. Также теперь каждый может оценить и старинный русский слабоалкогольный напиток “Медовуха”, созданный по уникальной рецептуре. Он сочетает современные технологии производства и натуральные компоненты: пчелиный мёд, сахар, пивные дрожжи – вот основа для его создания.

Неделю назад предприятие наладило производство ещё одного напитка – cбитень, основой которого служит мёд и травы.

Ещё одним новшеством стал ввод в эксплуатацию цеха разлива кегового лимонада, уже имеющего сертификат качества пищевого продукта.

Термокеги по 20 и 50 литров активно используются предприятием для транспортировки и хранения кваса и лимонада. Уникальность хранения в кегах в том, что за сутки нахождения в этой таре напиток нагревается лишь на один-два градуса. Поэтому потребитель всегда может приобрести его прохладным.

Фото № 4. Водоочистка

Труд работников каких профессий и специальностей используется? Где можно получить данные профессии? Состояние охраны труда и техники безопасности.

На производстве в основном задействованы рабочие таких специальностей, как операторы линии розлива безалкогольных напитков. кваса, пива, операторы моющих станций, слесаря КИП, слесаря-механики линии розлива, операторы налива пива,кваса в кеги, операторы моющих кег, варильщики и бродильщики пива, кваса, кладовщики, экспедиторы, водители, грузчики и т.д.

Из штата ИТР: мастера, технологи, лаборанты, химики, инженер снабжения. Всего на предприятии работает около 250 корочанцев (жители города и близлежащих сёл)

Оплата труда работников предприятия

В среднем заработная плата рабочих цехов составляет 8-10 тысяч рублей в месяц, а в сезон в два раза больше.

Оплата труда сдельно-премиальная.

Какую выпускает продукцию? Куда направляет? Экономическая эффективность предприятия. Схема производственных связей предприятия.

Ассортимент продукции, выпускаемый предприятием ООО “Белогорье и К”.

- Пиво “Старая крепость” - 5 сортов.

- Квас “Жар –цвет” - 3 сорта.

- Квас “Жар – цвет” - легкий.

- Безалкогольных напитков более 12 видов.

- Минеральная вода - 8 видов.

- Медовуха.

- Сбивень.

Активно развивается цех по производству вафель и сложного печенья. Восемьдесят процентов сырья, используемого для производства продуктов питания, - местного производства.

Впечатляют объёмы производства. В месяц здесь выпускают до 300 тонн пива, 375 тонн кваса. Реализуют их на территории Белгородчины и за её пределами (сегодня с предприятием сотрудничает около 200 точек продаж).

Продажа разливного пива, кваса производится по Белгородской области.