"Что за чудо эти сказки!"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Детям нужны сказки!
Р. Быков

Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.
А.С. Пушкин

Цели и задачи:

  • Углубить устоявшееся представление о сказке, проверить знания детей о сказках, особенностях их построения, сказочных персонажах.
  • Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей.
  • Учить их логически мыслить, выделять главное.
  • Развивать речь учеников.

Ход урока:

  1. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Повторение изученного. Конкурс на знание сказок, их эпизодов, героев.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя.

Мы с вами прошли половину пути, первую часть нашего учебника. Что же мы узнали, чему научились, какие уроки волшебства усвоили. Это мы сейчас и узнаем. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Р.Быкова «Детям нужны сказки». Вот сейчас мы и докажем, что сказки нам нужны и мы их любим.

II. Проверка домашнего задания.

Тест (слайд № 3 или задания напечатаны для каждого ученика. На работу отводится 5-7 минут.)

1. Четвёртое – лишнее.

А) трагедия, комедия, драма, новелла.
Б) метафора, зачин, эпитет, гипербола.
В) рассказ, повесть, стихотворение, сказка.
Г) лирика, эпос драма, поэма.
Д) философские, сатирические, о животных, дидактические.

2. Что такое метафора?

А) Скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот.
Б) Сравнение людей, предметов и явлений по их внешнему сходству, по присущим им качествам и сходным чувствам.
В) Художественное преувеличение.

3. Найти соответствия.

А. Высмеивает недостатки людей и пороки общества.
Б. Ставит важные вопросы жизни и смерти, чести и бесчестия, добра и зла, любви и ненависти.
В. Преподаёт читателям назидательные уроки и житейские наставления.
       1 – философская сказка,
2 – сатирическая сказка,
3 –дидактическая (воспитательная) сказка

4. Найти соответствия.

А. Эпизод произведения, в котором конфликт достигает критической точки и требует немедленного разрешения.
Б. Эпизод произведения, в котором основной художественный конфликт.
В. Эпизод произведения, в котором происходит разрешение основного художественного конфликта.
       1. Завязка.
2. Развязка.
3. Кульминация.

III. Повторение изученного.

1. Узнай сказку по ёе началу. (Вручается медаль «Лучшему знатоку зачина сказки»)

  1. Жил-был царь Берендей. У него было три сына, младшего звали Иваном. (Р.н.с. «Иван-царевич и серый волк»)

  2. Это было в середине зимы. Падали снежинки, точно пух с неба. И сидела королева у окна. Когда она шила, уколола иглою палец, и упало три капельки крови на снег. («Белоснежка» Нем. н.с.)

  3. За горами, за лесами
    За широкими морями
    Против неба – на земле
    Жил старик в одном селе.
    (Конёк-горбунок П.П. Ершов)

  4. Слушай, мой милый мальчик, слушай и запоминай, внимай, разумей, потому что это случилось, потому что это было ещё в ту далёкую пору, когда ручные животные были животными дикими. (Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»)

  5. Царь с царицею простился,
    В путь-дорогу снарядился,
    И царица у окна
    Села ждать его одна.
    (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.»)

  6. Десятая неделя после Пасхи – купальские дни. Солнце самый пуп земли печёт, и зацветает дивная Полынь-трава. В озеро, на самое зелёное дно, глядит огненное солнце. (А. Толстой «Иван-да-Марья.»)

2. По словесному портрету узнать героя сказки, название произведения и его автора.(Вручается медаль «Лучшему знатоку героя сказки»)

Представьте, что мы находимся с вами в сказочной портретной галерее. Но портреты не нарисованы красками, а описаны словесно. Узнайте героев!

  1. Это была красивая, но гордая и надменная женщина. Она терпеть не могла, если кто-нибудь превосходил её красотой. (Мачеха, «Белоснежка» Нем.н.с.)

  2. Бедно одетая, с маленькими красными глазками, острым, сморщенным от старости личиком, с длинным-предлинным носом, который опускался до подбородка. (Старая колдунья. В. Гауф «Карлик нос»)

  3. …девица там живёт
    Ездит в красном полушубке,
    В золотой, ребята, шлюпке,
    И серебряным веслом
    Самолично правит в нем.(Царь-девица П. Ершов «Конёк-горбунок»)

  4. Глазки маленькие, как у свиньи. Огромный нос, свешивающийся до подбородка. Шеи и вовсе как будто не было, голова глубоко вошла в плечи, спина и грудь были широкие, а фигура походила на мешок. (Якоб «Карлик нос» В. Гауф)

  5. Героиня…бела, как снег, румяна, как кровь, и такая черноволосая, как черное дерево. («Белоснежка»Нем.н.с.)

3. Узнать сказку по отрывку. Кто из героев это говорит и в какой сказке. (Вручается медаль «Лучшему знатоку героев сказок»)

  1. Ветер, ветер, ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч,
    Ты волнуешь сине море,
    Всюду веешь на просторе…
    (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне..»)

  2. Ой вы, кони буры-сивы,
    Ой вы, кони златогривы…
    (П. Ершов «Конёк-горбунок»)

  3. Ты из дикого леса, дикая тварь, что тебе надобно здесь?
    (Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе.»)

  4. Где ты, месяц золотой?
    Ходит месяц над водой, –
    В глыбко озеро взглянул,
    В темных водах утонул…
    (А. Толстой «Иван-да-Марья»)

  5. Под тем камнем – дверь железная…
    (Р.н.с. «Бой на Калиновом мосту»)

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, устали, проголодались. Объявляется обеденный перерыв!

4. Узнайте, кто и кого так угощает, кто придумал этот сказочный обед? (Вручается медаль «Участнику сказочного обеда»)

  1. Усадили в уголок,
    Подносили пирожок,
    Рюмку полну наливали,
    На подносе подавали...
    (Семь богатырей царевну А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне..»)

  2. Ничего лучше этого супа он ещё не ел. От него так хорошо пахло зеленью и кореньями! Он был одновременно и сладкий, и кисловатый, и к тому же очень крепкий. (Колдунья Якоба В. Гауф «Карлик- нос»)

  3. Яблоко было на вид красивое ,белое с красными крапинками, и всякий, кто его бы увидел, захотел бы его съесть. (Мачеха для Белоснежки.)

  4. Она получала не гусиную пищу, а печенье, конфеты и всякие лакомства.(Якоб гусыню Мими «Карлик-нос»)

  5. Наварила манной каши, размазала её по тарелке. (Лиса журавля Р.н.с. «Лиса и журавль»)

  6. Испекла каравай рыхлый, мягкий. Изукрасила его узорами мудрёными. По бокам города с дворцами… (Василиса Премудрая пекла для царя Р.н.с. «Царевна-лягушка»)

  7. Ужинали дикой овцой, зажаренной на раскалённых каменьях, приправленную диким перцем и диким чесноком…(Женщина мужчину Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе.»)

Вот мы и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но никто не скажет, что ушёл с пира несолоно хлебавши! Ведь мы ещё больше подружились со сказкой. Давайте пойдём дальше. Чем дальше в сказку, тем больше сказочных чудес. Вот, например, сказочная почта.

5. Кто из сказочников и кого из героев поселил в таком доме? (Вручается медаль «Лучшему сказочному почтальону»)

  1. В светлой горнице кругом
    Лавки, крытые ковром.
    Под святыми стол дубовый,
    Печь с лежанкой изразцовой.
    (Терем семи богатырей из сказки А.С. Пушкина)

  2. Сыскала для жилища уютную пещеру. Посыпала пол чистым песочком и развела в глубине пещеры костёр. Повесила у входа в пещеру шкуру дикой лошади. (Пещера женщины из сказки Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе.»)

  3. Вдруг она увидела маленькую избушку. Всё в ней было таким красивым и чистым, но очень маленьким. На столе семь маленьких тарелок, ложек и вилок. У стены в ряд стояло семь маленьких кроваток. (Дом семи гномов Нем.н.с. «Белоснежка»)

  4. Потаенный замок находился в самой середине леса. Он был так скрыт в лесной чащобе и дорогу к нему найти было так трудно, что если бы не клубок волшебных ниток, то король бы и сам не нашёл бы его. (Дом детей короля «Шесть лебедей» Нем.н.с.)

  5. Все бока его изрыты.
    Частоколы в ребра вбиты.
    На хвосте сыр-бор шумит.
    На спине село стоит.
    Мужики на губе пашут.
    Между глаз мальчишки пляшут…
    (Село на спине рыбы-кита П. Ершов «Конек-горбунок»)

6. Расскажите о своём любимом сказочном герое, употребив для его описания как можно больше эпитетов. (Вручается медаль «Лучшему сказочному художнику»)

7. Аукцион.Кто узнает героя по предмету ему принадлежащему, тот получит этот предмет в подарок. (Зеркальце, перо жар-птицы, кошка, гномик, лошадка , яблоко)

8. А теперь выясним, кто из нас лучший сказочник! (Чтение сочинённых сказок, завершающихся пословицами или поговорками) (Вручается медаль «Лучшему сказочнику»)

IV. Итог урока.

Что вы нового, интересного узнали сегодня на занятии? О чем бы вы еще хотели узнать? Наше путешествие в страну сказок сегодня закончилось, но мы не прощаемся с любимыми героями, мы говорим им - до свидания!

V. Домашнее задание.

Напишите письмо любимому сказочному герою и расскажите ему о сегодняшнем уроке.