Занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста "Тетушка Музеиха"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Закрепление пройденного материала по циклу «Народное творчество», роспись тарелки. Используя элемент хохломской росписи.
  • Через диалог, игру, вопросы, загадки закрепить знания и навыки детей о народных художественных промыслах русских мастеров, в частности хохломских росписей. Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы.
  • Помочь детям через беседу, наглядные пособия, декоративное рисование развить воображение, память, мелкую моторику руки, чувство цвета, эстетическое восприятие.
  • Воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру.

Словарная работа: Иконописцы, гостеприимство, хлебосольство, музей, издавна.

Предварительная работа:

  • Изучение различных народных промыслов России (Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Гжель, Хохлома, Матрёшка). Покрытие тарелочек жёлтой гуашью. Заучивание загадок и стихов о народных художественных промыслах.
  • Разучивание русского народного танца «Кадриль».

Оборудование и материалы:

  • Демонстрационный материал: Наглядные пособия: дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжельская чашка, матрёшка, хохломские стол и стулья, хохломская посуда, самовар, «печка». Магнитофон, кассеты с музыкой (русская народная музыка).
  • Раздаточный материал: Тонированные тарелочки, кисти, подставки для кистей, тычки, тряпочки, стаканы с водой, краски гуашевые по количеству детей.

Ход занятия

Дети входят в зал.

Воспитатель: Проходите ребята. Давайте поздороваемся с гостями.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ой, ребята, а куда это мы попали, как вы думаете?

Дети: В Москву, на Красную площадь.

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети: Так вот перед нами храм Василия Блаженного, он находится на Красной площади.

Воспитатель: Смотрите, а что там делает скоморох Тимошка? Давайте подойдём к нему и спросим? (Подходят к скомороху, здороваются). Здравствуй, Тимошка, а что ты тут делаешь?

Скоморох: Да вот приехал в Москву на ярмарку, привёз разного товара, все изделия наших русских мастеров. До вот перепутал все названия.

Воспитатель: А давай мы тебе поможем?

Скоморох: Нет, вы сможете, куда вам, наверное, и не знаете ничего.

Воспитатель: Наши ребята, много знают о промыслах России. Правда, ребята?

Дети: Да!

Скоморох: Проверим! (Показывает доску, расписанную Городецкой росписью). Это, что за доска, я что-то забыл?

Дети: Эта доска расписана Городецкой росписью. Название этого промысла пошло от имени города - Городец, самого древнего города в Нижегородской области. Самое примечательное в Городце это: розаны, купавки, волшебные кони, чудесные птицы. Этой росписью расписывают детскую мебель, прялки, разделочные доски, деревянную посуду.

Скоморох: Ну, надо же, знают. А теперь я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать.

Есть ещё для вас игрушка, не лошадка, не Петрушка-
Красавица - девица, у неё сестрицы.
Каждая сестрица для маленькой темницы.
(Матрёшка)

Дети: Знаем, знаем это - Матрёшка!

Скоморох: Правильно, а что вы знаете о матрёшках?

Дети: Самая первая матрёшка родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде (Загорске). Это деревянная кукла, внутри полая. Обычно изготавливают несколько матрёшек разного размера их можно складывать друг в друга. Эта игрушка очень любима не только в России но и в других странах.

Скоморох: Молодцы, какие. А теперь...

Воспитатель: Подожди Тимошка, теперь ребята загадают тебе загадку, может, и ты что-нибудь вспомнишь про промыслы.

Воспитатель: Кто знает загадки?

Дети:

За студёною водицей водоноска-молодица
Как лебёдушка плывёт, вёдра красные несёт
На коромысле не спеша. Посмотри, как хороша
Эта девица - краса!

Скоморох: Какая трудная загадка! Я и не знаю, может ребята вы мне подскажите?

Воспитатель: Дети помогите Тимошке.

Дети: Да это же Дымковская глиняная игрушка.

Воспитатель: Поищи-ка, есть ли у тебя в торбе такая игрушка.

Скоморох: (Копается, ищет.) Вот нашёл! (Показывает детям).

Воспитатель: Ну, что там у тебя ещё осталось?

Скоморох: (достаёт чашку из Гжели). Да вот, обыкновенная чашка.

Воспитатель: Какая же она обыкновенная? Где изготавливают такую посуду?

Дети: Такую посуду делают в Московской области, в городе Гжель и посуда называется тоже Гжель.

Воспитатель: Может быть, дети кто-нибудь из вас знает стихи о Гжели.

Дети читают:

1-й ребёнок:

Чашка эта голубая
О зиме напомнит вдруг:
На снегу холодном тает
Не растает синий луг
Неужели, неужели
В вашем доме нету Гжели!

2-й ребёнок:

Синяя сказка - глазам загляденье
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая гжель!

Скоморох: Какие вы умники. А вот ещё вам последняя загадка:

Посуда не простая
А точно - золотая
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками
Называется она...

Дети: Золотая хохлома!

(Скоморох достаёт изделия из хохломы.)

Скоморох: Спасибо вам ребята, названия всех промыслов. Помогли мне вспомнить. За это я с вами поиграю.

(Дети играют в русскую народную игру «Гончары»).

(Пока дети играют, воспитатель переодевается в тётушку Музеиху).

Хохлома: Ой, как у вас весело, вы откуда, ребята?

Дети: Мы из города Московский, из детского сада №23.

Хохлома: Какие хорошие дети, а я хочу пригласить вас к себе в гости, в мой терем расписной.

Скоморох: А можно и мне к вам в гости? Я так люблю в гости ходить!

Хохлома: Конечно можно! Проходите, проходите гости Дорогие. Полюбуйтесь, я собрала в своём доме целый музей. Вся эта утварь выточена из дерева отливает золотом, веселит глаз затейливым узором. Вспомните ребята, как называется эта роспись?

Дети: Хохлома!

Хохлома: А что вы знаете о хохломе?

Дети: Хохлома, один из деревянных промыслов России. Зародился в Нижегородской области. Там есть весёлое село Хохлома. В Хохломе делали посуду из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Ещё посуду изготавливали в окрестных деревнях, и её тоже привозили в Хохлому и уже оттуда о отправляли на ярмарки для продажи. Поэтому и посуда называется Хохломской. И в наше время мастера продолжают делать эту посуду на радость нам.

Хохлома: Знаете историю создания хохломской посуды, молодцы. А кто придумал такой способ изготовления золотой посуды?

Дети: Придумали иконописцы.

Хохлома: Правильно. А какие краски используют мастера в хохломской росписи?

Дети: Золотой, жёлтый, красный, зелёный, желтый.

Хохлома: А кто скажет, чем можно нарисовать брусничку, рябинку, смородинку?

Дети: Эти ягодки рисуются «тычком».

Хохлома: Да, а как нарисовать «капельки»?

Дети: Способом прикладывания кисти к бумаге.

Хохлома: Правильно, методом «примакивания» рисуются «капельки». Какие элементы росписи хохломы вы ещё знаете?

Дети: «Травинки», «усики», «завитки», «кустики», «осочки», «листочки», «ягодки».

Хохлома: Замечательно, вы ответили на все мои вопросы, значит, много знаете о хохломской росписи. У меня уже и самовар вскипел, и пироги я в печь поставила, бублики на ярмарке купила. Да вот незадача, нет у меня тарелочек, чтобы вас угостить, все сегодня на ярмарке продала. Может вы сами, для себя тарелочки распишите, и тогда устроим чаепитие.

Дети: Хорошо, согласны. (Проходят за столы).

Скоморох: А чтобы вам легче было составить узор, посмотрите вокруг, на печку, на посуду и выберите тот узор, какой вам больше нравится.

(Дети расписывают тарелочку используя, элементы хохломского узора. Тихо играет русская народная музыка).

Хохлома: Молодцы ребята! Поработали на славу, какую красоту нарисовали. Ставьте тарелочки на стол, возле печки, чтобы просыхали. Полюбуйтесь своей работой.

Читают дети.

1-й ребёнок:

Всё о чём мы рисовали
В хохломе мы увидали.

2-й ребёнок:

Как колечки - завитки
Сказочно украшены.

3-й ребёнок:

Травка, листики, цветы
Здесь ритмично слажены.

Скоморох: Да ребята!

Хохлома, хохлома
Наше чудо дивное!
Рисовали хохлому
Красоту невиданную!

А давайте пока наши тарелочки просохнут, мы попляшем, повеселимся. «Сделал дело, гуляй смело!»

(Исполняется русский народный танец «Кадриль»).

Скоморох: Хорошо повеселились! Народные мастера, украшая обычные предметы нарядной росписью несут в наши дома красоту, радость, пожелание добра, благополучия и счастья!

Хохлома: У меня уже и пирожки поспели, всё готово. Наш русский народ издавна славился трудолюбием, гостеприимством, хлебосольством. Давайте и мы подарим вместе с пирогами частичку нашего тепла дорогим гостям! Угощайтесь гости дорогие! Спасибо за внимание. До свиданья! Пойдемте, ребята в группу пить чай с пирогами и бубликами.