Симметрия. Симметричные фигуры. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • Продолжить работу с симметрией как преобразованием фигур на плоскости; изучить закономерности расположения симметричных точек и фигур; учить строить симметричные фигуры относительно прямой; находить и строить линию симметрии в симметричных фигурах.
  • Повторить материал о перпендикулярных, вертикальных и горизонтальных линиях.
  • Формировать вычислительные навыки, умения решать задачи и уравнения.

Оборудование для учителя:

  • Плато с моделями "Бабочка", "Бантик", "Буквы"
  • Учебник математики Л.Г.Петерсон 3 класса.

Оборудование для учащихся

  • Лист бумаги, циркуль.
  • Плато ЛЕГО, детали для работы.
  • Учебник математики 3 класса Л.Г.Петерсон.

Ход урока

1. Организационный момент.

У: Ребята, чему вы научились на предыдущем уроке?

Д: Мы научились перемещению фигур на плоскости.

У: Сегодня таким образом можно перемещать с одного места на другое целые здания. Если во время такого перемещения фундамент здания разрушается, то его перемещают на новый, а затем приступают к реставрации.

2. Актуализация знаний.

У: Посмотрите внимательно на плато конструктора ЛЕГО. Кто здесь изображен?

Д: Это бабочка.

У: Давайте разделим вертикальной чертой этот рисунок на 2 части. Что можно казать о частях рисунка?

Д: Правая часть такая же, как и левая. Все точки изображения зеркально отображают друг друга.

У: Такие изображения называют симметричными. А в словаре С.И. Ожегова слово "СИММЕТРИЯ" означает одинаковость в расположении частей чего - либо по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости.

3. Постановка темы урока.

У: Сегодня мы с вами будем тренироваться в построении симметричных точек и фигур.

4. Работа над новым материалом.

Практическая работа.

У: Возьмите лист бумаги и согните его пополам. Проколите ножкой циркуля. Что у вас получилось?

Д: 2 симметричные относительно сгиба точки.

У: Обозначьте их А и В и соедините отрезком. Точку пересечения этого отрезка с линией сгиба обозначьте точкой О. Линия сгиба в математике называется ОСЬЮ СИММЕТРИИ. Давайте измерим расстояние АО и ОВ .Что вы заметили ?

Д: Получился прямой угол.

У: Прямые, которые пересекаются под прямым углом, называются ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫМИ.

У: Давайте сформулируем свойство симметричных точек.

Д: Симметричные точки расположены на прямой, перпендикулярной оси симметрии, на равном расстоянии от неё.

У: А теперь возьмите плато с фрагментом фигуры, проведите воображаемую ось симметрии и, используя это свойство, постройте симметричную часть. Давайте сравним то, что получилось у вас и у меня.

Д: Сравнивают.

У: Как можно назвать эту фигуру?

Д: Бантик.

4. Работа по учебнику.

У. Отложите модели. Откройте учебники и внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом.

А сейчас выполним задание №2 (Задание выполняется под руководством учителя, отрабатывается понимание свойств симметричных точек).

Выполним №3. (Первичное закрепление с проговариванием вслух).

5. Физминутка.

6. Повторение ранее изученного.

1. Самостоятельная работа

У: Выполните решение примеров самостоятельно и проверьте ответы друг у друга.

360+180:9=

900-450:9+60=

720-(280-230)Х6=

720- 320:4=

720-(240+160):4=

2. Работа по учебнику.

У. Сейчас вы продолжите выполнение заданий по учебнику.

Выполним №8 - "Блиц-турнир", №7 (выполнение с комментированием по авторскому образцу) и №6 - устно.

Д: Выполняют работу по заданиям учебника.

7. Подведение итога урока.

У. - Что такое симметрия? Можно ли фигуры, которые я показываю, назвать симметричными? Объясните, почему. (Ученики объясняют.)

8. Домашнее задание.

У: Запишите домашнее №5, №10, принести циркуль.