Конспект занятия по познавательному развитию с элементами социального, морального и нравственного воспитания детей 6–7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: "Возьмемся за руки друзья"

Программные задачи:

  • Учить детей выражать свои чувства, желания, мнения понятным и социально-приемлемым способом; быть открытыми для чувств, переживаний и мнений других. Учить читать, производить порядковый и обратный счет в пределах 20, понимать эмоциональные состояния окружающих по внешнему виду.
  • Формировать у детей уверенность в себе, своих силах и возможностях, обогащать социальный опыт детей. Прививать правила культурного поведения в среде сверстников и взрослых.
  • Развивать память, мышление, воображение, добрые, теплые отношения между детьми, расширять представления о дружеских отношениях, понимание о взаимозависимости людей друг от друга.
  • Воспитывать в детях доброту, заботу, доброжелательное отношение к окружающим.

Активизация словаря: вежливость, взаимовыручка, дружба.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о дружбе "Королевство кривых зеркал", беседы с детьми о вежливости, правилах поведения в обществе, эмоциональных состояниях людей и от чего они зависят.

Методы и приемы: беседа, дидактическая игра, ТСО, сюрпризный момент, проблемно-поисковый, наглядный.

Дидактический материал: СД диск записью, сундуки, "замки с ключами (эмоции)", волшебные ворота, карточки со словами зло, враг, трусость, грусть, шапочки с именами детей, "кочки" с цифрами, методическая кукла одуванчик, дома для волшебного города, зеркала для каждого ребенка, зеркало-муляж, фломастеры.

Ход занятия

/Проводится беседа о дружбе, взаимопомощи, доброте и т.д. Во время этого разговора, в зал входит помощник воспитателя, сообщает о том, что почтальон принес для детей письмо, на конверте написано "срочное", поэтому она решила незамедлительно передать его адресату./

Воспитатель (В): - Дети, как узнать, кто написал письмо? Кому оно адресовано? /Дети читают адреса/

В: - Как вы думаете, почему письмо называется "срочное"?

В: - Дети, вам знаком обратный адрес?

В: - Предлагаю распечатать письмо и узнать, что в нем написано.

/Дети распечатывают конверт и обнаруживают в нем СД диск./

В:- Мы с вами еще ни разу не получали такие необычные письма. Как нам узнать, что записано на диске?

/Прослушивают запись./

Запись на диске: "Здравствуйте мои друзья, прошу вас о помощи. Я, "Волшебное зеркало" из страны Зазеркалья разбито и потеряло силу волшебства. Мои осколки разлетелись по всему королевству, у меня нет возможности помогать жителям, которые нуждаются в помощи. Если вы смелые, дружные, умелые, не боитесь трудных испытаний, отправьтесь в путешествие по моему королевству. Путь укажут вам стрелки, найдите 6 осколков, сложите разбитое зеркало, тогда сила волшебства вернется ко мне!"

В. - Вы готовы отправиться в опасное путешествие?

В. - Какими качествами должен обладать человек, который может отправиться в путешествие?

В. - О каких людях можно сказать, что они смелые, умелые, дружные?

В. - Вы можете о себе так сказать?

В. - А обо мне?

В. - Чем вам может помочь взрослый человек? Возьмете меня с собой, если вам будет трудно, я смогу вам помочь. Предлагаю отправиться в путь.

/Следуют по указателям, подходят к воротам "Зазеркалья", возле них стоят два сундука и карточки со словами зло, трусость, неудача, враг./

В. - Чтобы открыть сундуки, вы должны назвать противоположное значение этих слов: зло, трусость, неудача, враг.

В. - Молодцы, открывайте сундуки, посмотрите, что в них?

/Дети открывают сундуки, находят записку с заданием/.

Текст записки: "В "Зазеркалье" может попасть только тот, у кого есть волшебные шапочки, наденьте их и тогда можете продолжить свой путь"

/ шапочки по количеству детей, имена детей написаны справа налево, одна шапочка с именем воспитателя::::., на двух имен нет/

В. - Что будем делать? Необходимо написать имена справа налево. Помогите своим друзьям. /Дети выполняют задание/

В. - Посмотрите, в сундуке ничего больше нет?

/Под обшивкой "осколок зеркала", берут осколок, следуют дальше, подходят к волшебным воротам./

В. - Обратите внимание, замочки на воротах не простые, с секретом, в каждом замке по 2 ключа. Предлагаю вам разделиться на пары, определить, какой замок вы с другом будете открывать. Прочитайте, что написано на вашем замке, на тумбочке разложены ключи с изображением разных эмоциональных состояний людей, найдите те, которые подойдут к вашему замку. Если вы сомневаетесь, пользуйтесь зеркалами и советом друга.

/ Ребята выполняют задание. Педагог интересуется, какие эмоции изображены на ключах, поддерживает желание детей помогать друг другу. Ворота открываются, с обратной стороны дети находят фрагмент зеркала. Следуя указателям, подходят к "болоту", слышат голос. (запись)

"Я болото топкое, глубокое, пропустить вас не могу. Если решите задачу, как перебраться на другой берег, подарю вам осколок зеркала, который вы ищете"

В. - Ребята у болота лежат волшебные островки, берите каждый по два и в путь!

/Островки пронумерованы от 0 до 15. Воспитателю и некоторым детям островков не хватает/

В. - А как же перебраться тем, у кого нет островков?

/Дети предлагают пути решения, в случае затруднения педагог помогает. Выстраивают общий мостик, составляя числовой ряд. Когда все перебрались, с потолка опускается одна из частей декорации в виде осколка зеркала./

В. - А вот и осколок, который обещало нам болото. Куда идти дальше?

/Подходят к заколдованному городу и "встречают" цветок Одуванчик (дидактическая кукла), у него грустное выражение лица, листья опущены./

В. - Давайте присядем на полянку. Как вы думаете, как наш друг себя чувствует? Почему вы думаете, что плохо? Как помочь? Но у нас нет с собой никакой посуды для полива, и где мы сейчас найдем воды?

/Дети находят пути решения. Носят воду ладошками из болота. Воспитатель не заметно меняет у одуванчика "лицо" и поднимает листья./

Одуванчик (О): - Спасибо вам ребята, вы помогли мне вы очень добрые, куда путь держите?

О. - Я помогу вам найти последний осколок, но скоро ночь и вам необходим отдых. Оставайтесь в нашем заколдованном городе, я дам вам карточки с адресами, у каждого будет свой домик. Совсем забыл вас предупредить, в нашем городе большая беда, зеркало разбито и у нас нет защиты.

* "Каждую ночь прилетает большой - пребольшой злой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними дальше случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там обнявшись и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и когда слышит, как они доносятся из дома, старается быстрее пролететь этот дом и продолжает поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся"

/Каждому ребенку педагог дает карточку с адресом домика, в домиках размещается по 2-3 ребенка, слышен шум дети прячутся в домики, но выясняется, что одному ребенку не хватает места, а в другом домике оно есть. Дети должны пригласить друга в свой домик, до того, как педагог будет изображать дракона./ /дети спрятались, звучит тревожная мелодия/

* "Педагог ходит между домами, изображая дракона, устрашающе воет, угрожает, останавливается у каждого домика и заглядывает внутрь, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, переходит к следующему"

/ Характер мелодии меняется, наступает утро, педагог интересуется, как прошла ночь, на крышах домов дети находят осколки зеркала./

В. - Посчитайте осколки, сколько их? Пора вставить 6 осколков в зеркало.

/Дети подходят к зеркалу, вставляют осколки, слышат голос зеркала./

ЗЕРКАЛО /запись/: - Спасибо вам ребята, вы помогли мне, теперь в нашем государстве будет царить только добро, за это я отблагодарю вас, хотите я покажу вам будущее? Поверните меня.

/Дети поворачивают зеркало, на обратной стороне картинки на которых изображены дети "в будущем" кем они мечтают быть/

В. - Возьмите картинки на память. Открою вам секрет попасть в царство "Зазеркалья" проще, чем вернуться обратно. Все дети могут двигаться только с закрытыми глазами, крепко держась за руки. Думайте, как вы вернетесь, кто вам сможет помочь?

/ Дети находят пути решения, в случае затруднения, воспитатель предлагает свою помощь/

В. - Так, как я взрослая и могу идти с открытыми глазами постараюсь вам помочь, держитесь крепко за руки и слушайте мои команды. Идем прямо, обходим дома в городе, переправляемся по мостику, наклонитесь ниже, проходим сквозь ворота. Открывайте глаза, мы дома. Присаживайтесь.

/Дети и воспитатель, садятся на стульчики тесным кругом./

В. - Что вам запомнилось в нашем путешествии больше всего?

/Дети делятся своими впечатлениями, воспитатель подводит итог занятия/

 * Е.О. Смирнова, В.М.Холмогорова Материалы дистанционных курсов "Моральное и нравственное развитие дошкольников": лекция - 8. - М.,: Педагогический университет "Первое сентября" 2006 г.