Конспект урока ИЗО в 4-м классе "Все народы воспевают материнство. Портрет матери"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Характер и цели урока: Развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубиться в себя, осознание своих внутренних переживаний.

Задачи урока:

  • Средствами художественной выразительности – формой, пропорциями, цветом, линией, фактурой материала, композицией освоить изображение на плоскости (по представлению) в технике рисования гуашью.
  • Воспитание сознательного отношения к процессу изображения, к труду, воспитание аккуратности, стремления довести работу до конца.
  • Развитие чувства восхищения матерью. Почитание материнства у всех народов.
  • Высшее проявление красоты – материнство. Мать и дитя.
  • Дальнейшее изучение пропорций головы, построение лица. Рисунок по памяти (характерный портрет мамы)

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Тип опроса: индивидуально-фронтальный.

Оборудование урока:

Для учителя: ноутбук, проектор, экран, слайд шоу портретов (Леонардо да Винчи "Мадонна Лита", Рафаэль "Сикстинская мадонна", Рубенс "Мать и дети", Б. Неменский "Тишина" и др.)

Для учеников: краски – гуашь; лист А4; на каждый стол – клеёнка; тряпочка; непроливайка; кисточки.

План урока:

  • Орг. момент – 1 минуты
  • Обсуждение Д./з. рассказа Ю. Яковлева – 5 минут.
  • Объяснение нового материала – 5 -7 минут
  • Выполнение практической работы учащимися – 25 -30минут
  • Выставка работ – 3 – 4 мин
  • Уборка рабочего места – 2 минуты.

Ход урока

I. Организационный момент.

У. Проверте всё ли у вас готово к уроку. Поздоровайтесь с гостями. Пожалуйста, садитесь.

II. Проверка домашнего задания:

У. Дома вы читали рассказ Юрия Яковлева «Мама». расскажите о чём этот рассказ? (ответы учащихся)

У. Вспомните понравившийся вам отрывок из этого рассказа. (учащиеся зачитывают понравившийся отрывок)

У. Какие чувства к матери хотел вызвать у нас автор этим произведением? (ответы учащихся – благодарность, любовь) Да, он словами описал свою любовь к маме.

III. Беседа:

У. Тема материнства во все века волновала не только писателей, но и художников.

Эта тема близка каждому. Со временем понимание её становилось всё более богатым и многогранным. Перед вами на слайде несколько великих образов материнства, где мы видим, как младенец своей щекой нежно прижимается к матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый золотистый тон придают ей звучание покоя и нежности. (слайд 2)

У. Какие черты присущи каждой маме?

Вот знаменитый образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем. (слайд 3) Прекрасная женщина спокойно, царственно несёт к нам своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги.

Каждая мать так же несёт свой бесценный груз – своих детей к людям, к радостям и трудностям жизни (рассматриваем слайд 4). Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Посмотрите на картину Рубенса – мать и дети, словно единая скульптура, их не разлучить. Великое счастье быть вместе! (слайд 5)

И в наши дни художники разных народов (слайд 6) создают об этом свои произведения. На картине «Тишина» Б. Неменского рука матери также охраняет малыша. Но какая нежная и хрупкая эта тишина, как она нуждается в защите! (рассматриваем 7 слайд)

У. Расскажите о своей маме, какая она, что она любит?

У. Какие слова можно сказать о маме? Мама всегда рядом, всю жизнь. Она дала тебе жизнь, выкормила тебя маленького, научила ходить, говорить…

IV. Вспомним пропорции лица.

(слайд 8) Сегодня мы на уроке рисуем наших мам. Расположим лист вертикально. Рисуем крупным планом лицо. Давайте правильно разметим элементы портрета на листе.

  1. Лицо представляет собой овал. Мы расположим овал так, чтобы он занял большую часть листа. Повторим пропорции лица. У всех они разные, но мы с вами в своём упражнении сделаем, как рисовали великие художники. Сначала рисуем подмалевок в форме овала.
  2. Делим овал пополам по горизонтали - на этом уровне у нас будут глаза.
  3. Мысленно делим овал пополам по вертикали – на этой линии у нас должен располагаться нос и рот.
  4. Уши находятся на уровне глаз и носа.
  5. Подумайте где расположены шея? Плечи?
  6. Обратите внимание, что будет самым светлым на лице при рисовании?

Найдите тёмные части лица. Не забудьте, что шея находится в тени, потому что на неё падает тень от подбородка.

V. Работа по памяти.

Вспомните черты лица своей мамы, её волосы, любимое платье, украшение. Постарайтесь нарисовать портрет конкретного человека, т.е. мамы с её чертами лица.

Тест – Проверь себя (слайд 9-11)

С любовью постарайтесь передать образ мамы, вспомните характер своей мамы, постарайтесь передать его в рисунке.

В ходе работы учитель наблюдает за работой детей и помогает при необходимости.

Предложить некоторым учащимся по предварительной разметке проложите тени на лице и шее, обратите внимание на веки, нос, линию губ, углубления у подбородка. Напомнить что тени прокладываются в последний момент. (дифференцированное задание).

VI. Выставка работ:

У. Как вам кажется, удалось ли вам передать мамин характер?

Какие разные и красивые работы получились!

Что вы хотели пожелать в рисунке о своей маме?

VII. Домашнее задание:

Подумайте о пожилых людях, живущих с вами рядом, чем вы можете им помочь? Быть внимательными, помогать им во всём. Присмотритесь к своим бабушкам и дедушкам. Подберите картинки-иллюстрации с изображением пожилых людей. Сравните чем лицо пожилого человека отличается от молодого.

2-3 учащимся предложить сделать презентацию по фотографиям близкого человека – проследив его жизнь от детства до пожилого возраста.

VIII. Итог урока

За работу на уроке, за старание над рисунками своих мам все получают пятёрки. Урок окончен.