Экология и здоровье человека

Разделы: Внеклассная работа


Введение

«Человек – высший продукт природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным»
(И.И. Павлов)

Влияние условий жизни на здоровье людей было замечено еще в глубокой древности. Но лишь в XX столетии человечество в полной мере осознало, что многие болезни непосредственно связаны с загрязнением атмосферы, плохим водоснабжением, недоброкачественными продуктами. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье населения на 50% зависит от образа жизни, на 20% – от наследственных особенностей организма и на 10% – от развития здравоохранения.

Более 30 лет назад на заседании Генеральной Ассамблеи Международного союза охраны природы эколог из Сенегала Баба Диум сказал: «В конце концов, мы будем охранять только то, что понимаем, и будем понимать лишь то, чему мы научились».

Факты исторического развития современной цивилизации свидетельствует об обострении экологической ситуации не только в отдельных регионах Земли, но и на всей планете. Обеспечение жизни следующим поколениям зависит от эффективности формирования нового мышления и личной ответственности за окружающую среду.

Охраны среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков – эти проблемы приобрели в настоящее время особую актуальность. Но чтобы успешно охранять наши леса и водоемы, землю и воздух от оскудения, а животный мир – от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать ее законы и истинную ценность.

Однако одних только знаний недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Нужны действия. Поэтому так важно с детских лет овладевать умениями и закалять свою волю, чтобы стать активным участником борьбы за сохранение одной из основных ценностей человечества – природной среды.

Катастрофическое снижение качества и уровня здоровья населения в целом, и особенно детей и подростков – неопровержимый факт, реальность нашего времени, которая вызывает тревогу у специалистов и государственных деятелей во всем мире. Человек, безусловно, – абсолютная ценность общества, а его здоровье – гарантия гармонического развития социума, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Вряд ли кто-нибудь из наших современников может это оспорить. Однако лишь одно признание актуальности данного тезиса – недостаточно, если за ним не следуют радикальные практические шаги к решению самой проблемы здоровья.

Именно поэтому проблема сохранения и развития здоровья человека в динамично меняющихся экологических условиях стала предметом пристального внимания в науке и практике, и так много профессий связаны с поиском и разработкой путей ее решения.

Врачи, физиологи, экологи, психологи, специалисты в области образования, физической культуры и спорта изучают причины, оказывающие воздействие на организм человека, исследуют механизмы влияния отдельных факторов и их совокупности на протекание различных физиологических процессов, рассматривают особенности динамики состояния «здоровья-болезни» индивида и возможности его регулирования. Ценность и значимость этих исследований несомненна. Прежде всего, их результаты – необходимая база для разработки ключевых подходов к сохранению и укреплению здоровья, которые станут основой для практической деятельности в этом направлении.

Изучение факторов, вызывающих негативное или позитивное влияние на организм человека, составляет, прежде всего, фундаментальную основу для разработки технологий сохранения и укрепления здоровья, обеспечивает содержательный компонент при создании систем личной и коллективной безопасности жизни.

Все чаще и чаще ученые, авторы оздоровительных технологий обращают внимание на то, что в реальных условиях здоровье человека во многом зависит от его умения выбирать из множества общепризнанных и достаточно популярных способов и приемов оздоровления наиболее оптимальные для его организма в зависимости от реальной ситуации. В таких ситуациях правильный выбор не редко не только обеспечивает поддержание нормального состояния здоровья, а часто и жизни человека. Для этого, естественно, человеку необходим определенный уровень информированности в области оздоровительных и здоровьеразвивающих технологий.

Знания о здоровье и окружающей среде, способах и средствах их оптимизации важны не только в профессиональной деятельности, но и лично для каждого человека.

Sit mens sana in corpore sano! (Да будет в здоровом теле здоровый дух!)

Практика на базе СОШ №77

«…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем»
Академик Н. М. Амосов

Быть здоровым – нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье – условие активности, успешности и долголетия человека. Недаром великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю – здоровье». Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических характеристик окружения, а если сказать в целом – экологического качества окружающей среды.

Эстетическое, экологическое качество окружающей человека природной и социальной среды оказывает и непосредственное, и опосредованное влияние на его здоровье. Прежде всего, на чувственно-эмоциональное состояние – эмоции, самочувствие, настроение, активность, что во многом определяет душевное и психологическое здоровье человека.

Отечественный писатель и поэт Владимир Солоухин писал в своей повести «Приговор»: «…я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете чувствовать лучше и проживете дольше. Если же вы из своего окна каждое утро будете видеть мусорную яму, грязный двор, унылые серые здания, чахлые погибающие деревья, покрытые слоем жирной и черной копоти, – это и будут ваши отрицательные эмоции, тем более что они не эпизодичны, а постоянны и как-то даже не заметны, но, тем не менее, разрушительны, по крайней мере, угнетающе, а это одно и то же».

 Человек объективно включен в мир природы и в мир культуры. Его физическое и психическое здоровье в значительной степени определяется естественным окружением, звуками, красками, формой природных явлений. При этом эстетическое наслаждение не противопоставляется основным физическим и физиологическим потребностям, а в эстетическом духовном переживании человека есть элементы утилитарного (чисто практического) интереса, хотя бы с точки зрения удовлетворения человеком потребности в сохранении собственного здоровья.

Таким образом, эстетическая роль чувственного восприятия красоты природы в определенном отношении совпадает с утилитарной оценкой предметов и явлений, нужных для здоровой психической и физиологической жизни, а значит и полноценного развития человека. Преобразуя мир вокруг себя, украшая природными элементами «мир технический», (натурализованный стиль современного дизайна) и создавая гармонию в среде своего обитания – жилище, рабочее место, район проживания, досуга и т.п. – человек занимается экологически целесообразной деятельностью. Он создает и развивает здоровьесберегающее пространство, стремится найти здоровьетворящую гармонию в сочетании различных элементов природной и артеприродной (искусственно созданной) среды. При этом реализуется одна из основных идей здорового образа жизни – здоровье зависит от качества ближайшего окружения (так называемой интимной среды – жилище, место учебы, работы, постоянного отдыха и т.п.), которое качественно изменяется в деятельности.

Сейчас в мире очень ценят специалистов по сохранению и развитию здоровья. Они не врачи, которые занимаются лечением людей с выраженными, или скрытыми, патологическими изменениями. Их задача – помочь здоровому человеку оставаться таковым на протяже­нии всей жизни, а выздоравливающему быстрее окрепнуть и вернуться к активной жизни. Для того что бы быть здоровым, активным, сильным, ловким, выносливым, эмоционально устойчивым — нужны прежде всего собственные усилия.

Далее в Приложении 1 будут представлены простейшие уп­ражнения для развития опорно-двигательной, дыхательной системы, предупреждения нарушений зрения. Эти упражнения рекомендуется использовать для утренней зарядки, дневной гимнастики и вечерней разминки по 10-15 минут.

В комплекс упражнений правильно включать по 3-5 различных упражнений:

  1. упражнения на коррекцию положения тела, формирование
    осанки;
  2. упражнения на укрепление мышц туловища;
  3. упражнения на потягивание и развитие гибкости позвоночника;
  4. упражнения на развитие подвижности суставов;
  5. 3-4 упражнения на развитие дыхания;
  6. 2-3 упражнения для глаз.

На основе данных упражнений на протяжении двух недель (с 24.11.2008 по 05.12.2008) занималась группа детей 6-х – 7-х классов. Данная группа использовала упражнения трех видов гимнастик: дыхательных органов, глаз и мозга.

Пояснение – Приложение 3. Фотографии – Приложение 2.

Использованная литература:

  1. Жиренко О. Е., Литвинова Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников – М., 2005. С. 3-24
  2. Мансурова С. Е., Шклярова О. А. Здоровье человека и окружающая среда - Санкт-Петербург, 2006. С. 3-6
  3. Энциклопедия для детей Экология Аванта+ - М., 2005. С. 261
  4. Информационно-методический журнал Педагогический Вестник Кубани 4(38) – Краснодар, 2006. С. 14