Активизация познавательной сферы детей с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе обучения математическим представлениям

Разделы: Коррекционная педагогика


Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника – обследовательской, предметно–манипулятивной, познавательной.

Особое значение имеют накопление и обогащение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в дальнейшем познании многих сторон математической действительности. Если у ребенка отсутствуют образы представлений, то включается механическое запоминание, позволяющее удерживать в памяти те или иные понятия, но на не продолжительное время. А главное – механическое, формальное запоминание имеет ограниченные возможности применения знаний. Перенос их в аналогичные ситуации производится с трудом, а в нестандартной – становится вообще невозможным.

В процессе познавательной работы дети овладевают содержанием первоначальных математических представлений и понятий в соответствии с важнейшими категориями, составляющими математическую действительность и доступными для усвоения в дошкольном детстве (формировании представлений о числе и количестве, отношениях, величине, пространстве и способах их познания, измерении и оперировании ими). На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности. И то, и другое служит фундаментом дальнейшего образования детей.

Ключом педагогической технологии при реализации программы является организация целенаправленной интеллектуальной познавательной деятельности. Она включает в себя: латентное, реальное, опосредованное обучение, которое должно осуществляться как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.

Латентное (скрытое) обучение обеспечивает спонтанность чувственного и информационного опыта, благодаря которому создается база “ясных и неясных знаний” (Н.Н. Поддьяков). Накоплению спонтанного опыта способствуют:

– обогащенная предметная среда;

– специально придуманная и мотивированная самостоятельная деятельность (бытовая, трудовая, конструктивная, учебно - математическая);

– созидательная продуктивная деятельность;

– познавательное общение с взрослыми, обсуждение вопросов, появляющиеся у ребенка;

– наблюдение и обсуждение с ребенком процесса и результатов познавательной деятельности.

Реальное (прямое) обучение осуществляется в форме специально - организованной познавательной деятельности. При этом формирование элементарных математических представлений происходит на основе эвристических методов (известные теоретические понятия и зависимости “открываются” дошкольникам самостоятельно, важнейшие закономерности устанавливаются “самим” ребенком). Использование проблемно-поисковых ситуаций позволяет конкретизировать и расширять представления, переносить знания и способы деятельности в новые условия, определять эффективность их применения и, главное – активизировать интерес ребенка к познанию.

Опосредованное обучение предполагает использование педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций и деловых игр, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля и взаимообучения в игротеке для детей, родителей. Опосредованное обучение предполагает обогащение родительского опыта по использованию педагогически эффективных методов познавательного развития дошкольников.

Познавательная деятельность организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка, она направлена не только на формирование у дошкольников математических представлений, но и на их развитие в целом.

При изучении многих математических понятий дети опираются на чувственный опыт, на “память рук и глаз”, которые они приобрели в раннем детстве, когда, действуя с предметами и преобразовывая их, они опытно-практическим путем познавали свойства, строение, назначение предметов и явлений ближайшей и отдаленной окружающей действительности. В дошкольные годы сфера деятельности постепенно расширяется, информационный багаж пополняется. Возникают связи между новыми и уже усвоенными знаниями, происходят их систематизация и обобщение.

Партнерство с взрослыми, общение со сверстниками во время обучения, совместное решение проблемно-познавательных задач – вот, основной путь организации обучения математике.

Необходимо и в группе детского сада, и дома создать такую обстановку, чтобы ребенок посредством практических действий (иногда многократных) мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких-либо математических понятий.

Знания, данные в занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими “бездушными” упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.

В математическом развитии дошкольников широко используется игра. Однако эффективным это средство становится в том случае, если применяется “в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах”. Однообразные упражнения при обучении математике снижают интерес ребенка к самому процессу обучения. “Чтобы “переварить” знания, надо “поглотить их с аппетитом” – эти слова принадлежат французскому писателю А. Франсу, и с этим трудно не согласиться.

В коррекционной работе стараемся использовать многообразные математические игры и упражнения, с их помощью уточняются и закрепляются представления о числах, об отношениях между ними, геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игры также способствуют развитию всех психических процессов, таких как: наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование яркого наглядного материала позволяет разнообразить игру, но и сделать ее привлекательнее для детей.

Считалки и стихи стараемся использовать в самых различных ситуациях: они помогают сделать подгрупповую работу с детьми более разнообразной; их целесообразно применять и в повседневной жизни в свободной игровой деятельности; загадки используются в зависимости от целей познавательного общения.

Главная цель при обучении математике – воспитать у детей с задержкой психического развития интерес к самому процессу познания математики, потребность в преодолении трудностей, умению находить самостоятельный путь решения познавательных задач, а также не бояться ошибок. Научить ребенка учиться с интересом и удовольствием, верить в свои силы.

Практическая деятельность показала, что на успешность обучения влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или неспособна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Итак, в результате математического образования дошкольники с задержкой психического развития не только совершенствуют счетную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в комбинировании различных способов при решении нестандартных задач, т.е. происходит активизация познавательной сферы детей с задержкой психического развития в процессе обучения математическим представлениям.

Вашему вниманию предлагаем конспект открытого занятия по формированию математических представлений в средней группе с детьми с задержкой психического развития, по теме: “Снеговики”:

Цель – формирование математических представлений.

Задачи:

Закреплять умение детей считать в пределах 5 в прямом и обратном порядке, соотносить количество, число, цифру.

Совершенствовать умение сравнивать предметы по размеру; результаты сравнения обозначать словами (большой, поменьше, еще меньше, меньше, маленький).

Закреплять умение различать и называть круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

Продолжать формировать временные представления (“Времена года”).

Развивать зрительное и тактильное восприятие, мыслительные операции, ручную моторику.

Воспитывать умение детей доводить начатое дело до конца; слушать внимательно педагога и ответы детей.

Материал: игрушка снеговик (большой) и 5 маленьких снеговиков, игра “Чудесный мешочек” геометрические фигуры, д/и “Подбери снеговикам ведра”, д/и “Дополни картины”, загадки.

Ход занятия

Педагог: Мы с вами, ребята, сегодня идем на прогулку по этой тропинке. (Дети по следам идут за дефектологом)

По тропинке мы идем,
Мы с нее не повернем.
Друг за другом
Тихим шагом
На прогулку мы идем.

- Кто нас встречает? (Снеговик). Он не один, а со своими друзьями.

А сколько их? Посчитаем. (5 снеговиков). Снеговик принес цифры, но он не знает, как они называются. Дети выставляют цифры от 1 до 5. Педагог предлагает детям назвать их. Каждый ребенок считает в прямом и в обратном порядке в пределах 5.

Утром снеговик получил письма. Что же там в конвертах?

Дети: Картинка.

Вопросы и задания детям:

- Сколько снеговиков изображено на картинке? (5 снеговиков)

- Сколько ведер? (5 ведер).

- Хватит ли всем снеговикам ведер? (Да).

- Что мы можем сказать о количестве снеговиков и ведер? (Поровну, одинаково, по 5)

- Какого размера снеговики? (Большой, поменьше, еще поменьше, меньше, маленький)

- Какого размера ведра? (Большое, поменьше, еще поменьше, меньше, маленькое)

Пальчиковая игра:

Вышли снеговики погулять,
Все пешком, пешком, пешком.
А потом, а потом,
Все бегом, бегом, бегом!

(А теперь каждому снеговику наденем шапочку - ведерко.)

- Соедините каждого снеговика с ведром, которое ему подходит по размеру. (Дети соединяют снеговиков и ведер, подходящих по размеру цветными карандашами)

Физкультминутка (2 раза):

Ну-ка, в руки снежный ком!
Будем строить снежный дом.
Мы польем его водой -
Будет дом наш ледяной.
Ком за комом мы кладем,
Вырастает снежный дом.

У Снеговика в снежном домике лежит “ Чудесный мешочек”.

Я - чудесный мешочек,
Вам ребята, я дружочек.
Очень хочется мне знать
Как вы любите играть?

Снеговик показывает детям, что в мешочке. Доставая фигуру, спрашивает Что это? (Дети называют: круг, треугольник, прямоугольник, овал, квадрат). Затем Снеговик прячет их в мешочек, а дети на ощупь определяют форму и называют геометрическую фигуру.

Снеговик недавно купил в магазине игру “Дополни картинку”. Если вы дополните картинки правильно, то у вас получится какое-то время года. (Каждый из детей дополняет картинки и называет время года: зима, лето, осень, весна). Все вместе как называется? (“Времена года”.)

Снеговик любит загадывать загадки. (Картинки - отгадки на доске)

Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы. (Санки).

Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня,
Вода твердая, словно каменная. (Коньки)

Деревянные кони
По снегу скачут
А в снег не проваливаются. (Лыжи)

Кто рогатый и трехногий
Нас катает по дороге?
Кто, имея много спиц
Нам не свяжет рукавиц. (Велосипед)

Мы с вами отгадали все загадки, но посмотрите внимательно, одна из 4-х картинок не подходит ко всем остальным, назовите лишнюю картину. (Дети называют велосипед (на велосипеде зимой не катаются, только летом)).

Итог занятия:

- Ребята, что нового узнали на занятии сегодня?

- Понравилось ли играть? Во что вам понравилось играть?

Теперь Снеговик прощается с вами, до свидания! А нам пора в детский сад.

По тропинке мы идем
Мы с нее не повернем.
Друг за другом,
Тихим шагом
В детский садик мы идем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной не достаточностью. - СПб, 2003.

2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., Центр-Владос, 1997. –304 с.

3. Дошкольное воспитание, №10/2001.