Электронное учебное пособие как элемент процесса обучения иностранному языку

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Проблема полилингвизма - проблема века. Она присуща всем регионам мира в разной форме и в разных отношениях. Овладение языками, которые являются средствами общения и информационного обмена с народами других стран, приобретает все большее значение. Языки межнационального общения выполняют интернациональную миссию, духовно и нравственно сближая людей разных национальностей. [1, c.7] Модернизация современного языкового образования в школе требует поиска эффективных путей активизации процесса обучения иностранному языку. В настоящее время стратегической целью является формирование у школьника совокупности способностей к иноязычному общению на межкультурном уровне, то есть адекватному взаимодействию с представителями других культур. [2, c. 4] Основная задача, стоящая перед преподавателями - это развитие коммуникативных способностей. Для того, чтобы научить иностранному языку как средству общения, важно создавать обстановку реального общения, наладить связь преподавания иностранных языков с жизнью.

Одно из направлений современного обучения - это использование компьютерных средств и телекоммуникационных технологий для получения новых знаний на всех ступенях обучения. Применение информационных средств обучения предоставляет хорошие технические возможности для реализации различных дидактических идей и принципов организации учебного процесса, наполняет деятельность учителя принципиально новым содержанием. Однако, это не является показателем того, что компьютер, берущий на себя часть функции учителя, способен вытеснить преподавателя из процесса обучения вовсе. Напротив, применение информационных технологий призвано активизировать процесс преподавания, повысить интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса. Они позволят достичь большей глубины понимая, изучаемого материала. Одним из элементов и средств информационного обучения являются электронные издания (учебники, пособия, книги).

Программное средство учебного назначения - это программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Электронное учебное пособие ставится в один ряд с обучающими системами, но их нельзя полностью отождествлять. Электронное учебное пособие - программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его раздел. Соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. [3, с 13]

К преимуществам электронного учебного пособия относится то, что оно позволяет охватить 100% количественный состав учащихся, повышает качество обучения, уменьшает время на поиск и оформление литературы, необходимый для пользования материал можно распечатать, что дает возможность и учащемуся и педагогу иметь при себе подробный учебный материал.

Использование электронного учебного пособия при обучении иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. По отношению к учащемуся может выполнять многочисленные функции, выступая в роли: преподавателя, эксперта, партнера по деятельности, инструмента деятельности, обучаемого. Учащиеся могут применять электронное учебное пособие в соответствии со своими индивидуальными потребностями на различных этапах работы и в различных качествах.

Электронное учебное пособие может быть призвано решать совершенно разные задачи. Прежде всего, следует выделить два больших пласта обучающего софта: а) программы для использования в школе, в учебном процессе, и б) программы для индивидуальной работы. Первые должны быть удобным инструментом для учителя, ведущего урок, помогать ему демонстрировать различные материалы, выступать в роли лабораторной установки для проведения лабораторной работы, тестировать учащихся. От вторых требуется быть увлекательными и интересными, частично заменять учителя, который поможет, объяснит, ответит на вопросы, предоставит необходимую справочную информацию. [4, с 22]

К основным компонентам содержания электронного учебного пособия можно отнести информативный, репродуктивный, творческий, эмоционально-ценностный, деятельностный и интерактивный. Использование электронного учебного пособия приобретает актуальность при обучении иностранному языку. Применение электронных пособий способствует формированию таких важнейших навыков и умений, как выделение ключевой информации в объемных текстах, умение обобщать и делать выводы, также формируется самостоятельное мышление. Электронное учебное пособие позволяет решать следующие задачи на уроке иностранного языка: введение лексики (с помощью яркой наглядности, аудирования и графического образа с транскрипцией); закрепление лексики; работа над грамматикой; аудирование (прослушивание текста/ диалога и выполнение заданий); промежуточное и финальное тестирование; усовершенствовать процесс качественного произношения слов и словосочетаний; ознакомить учащихся с культурой других стран и мн.др.

Не смотря на все положительные стороны электронного учебного пособия, оно не может обеспечить все стороны образования. Поэтому оно входит равноправным элементом в учебно-методический комплекс. Мы разделяем утверждение, что электронные учебные издания призваны облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения. [5; 29] Технологические инновации в учебных заведениях должны выражаться во включении элементов информационных технологий в изучение иностранных языков. У электронных учебных изданий большая перспектива, так как они позволяют использовать такой сильный мотив, как тяга детей к компьютеру.

Список использованных источников:

  1. Определение сущности и принципов функционирования полилингвального образования: отчет о НИР (промеж) / Каз. акад. обр. им. И.Алтынсарина; Рук-ль К.Л.Кабдалова. - Алматы, 2006. - 57 с.
  2. Ниязова А.Е. Активизация процесса обучения учащихся седьмых-восьмых классов общеобразовательной школы говорению на английском языке: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 : СПб., 2004. - 227 c.
  3. Быстрова Ю.А. Применение компьютерных технологий как средства формирования познавательного интереса у студентов высшей школы: автореф. : магистра педагогики: 540350. - Актау, 2005. - 25 с.
  4. Клименков А. Технологии: Пять рифов обучающих программ.// "Компьютерра". - 2007. - № 15. - с.22-23
  5. Альжанов А.К. Дидактические основы использования электронного обучения математике в общеобразовательной школе. Дис. : канд. пед. наук: 13.00.01. - Астана, 2006. - 160с.