Разработка математического состязания для учащихся 5–6-х классов "Считай, смекай, отгадывай"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цель мероприятия: пополнение математических знаний, расширение кругозора.

Задачи:

  1. Прививать учащимся любовь к математике;
  2. Закрепить уже известные им математические знания;
  3. Развивать умение работать в группе (сотрудничество);
  4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.

Оборудование: компьютер и проектор для демонстрации слайдов, фломастеры, листы формата А.

Предварительная подготовка: во время проведения недели математики в школе на каждом уроке математики заслушивать короткие сообщения учащихся о великих математиках и их вкладе в науку, дать задания учащимся найти в литературе пословицы, поговорки , которые содержат числительные.

Ход мероприятия

Ведущий: (Приложение. Слайд 1.) Здравствуйте ребята! В нашей школе стало доброй традицией проводить предметные недели. И сегодня мы проводим мероприятие, посвященное “царице всех наук” – математике. По словам американского ученого Норберта Винера : “Математика – наука молодых. Иначе и не может быть. Занятие математикой – это такая гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и вся выносливость молодости”. Сегодня вы, как представители молодого поколения, будете соревноваться в знании этого предмета в смекалке и выдумке. А оценить игру мне поможет жюри. (Ведущий представляет членов жюри в составе 4-х человек.)

В игре 4-е конкурса . По результатам четырех конкурсов будет объявлена команда – победитель.

Итак, объявляю первый конкурс.

Для каждой команды я подготовила вопросы, на которые вы должны ответить. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить в этом конкурсе каждая команда – 10 . Если в течении 10 секунд команда затрудняется с ответом, то право ответить на этот вопрос переходит следующей команде.

Вопросы 1-й команде:

  1. Как называется действие с помощью которого можно найти сумму одинаковых слагаемых? (Умножение.)
  2. Как найти неизвестное делимое?
  3. К действиям какой ступени относятся умножение и деление? (Второй ступени.)
  4. Какой математик еще в пятилетнем возрасте сумел найти сумму всех натуральных чисел от 1 до 100? (Карл Гаусс)
  5. Прямая линия , которая не имеет ни начала ни конца называется……………… (прямая).
  6. Наука о числах называется ……… (арифметика).
  7. Половина единицы – это…….. (дробь одна вторая).
  8. Назовите точную дату начала 21 века? (1 января 2001 года)
  9. Прямая, на которой отмечены начало отсчета, единичный отрезок и направление отсчета называют….. (координатной прямой).
  10. Прямые, которые не пересекаются называют ……(параллельными прямыми).

Вопросы 2-й команде:

  1. Результат деления называют……… (частное).
  2. Верное равенство, которое содержит переменную называют ……..(уравнение).
  3. Какую геометрическую фигуру образуют множество точек, равноудаленных от одной данной точки? (Окружность.)
  4. Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон.)
  5. Наука о геометрических фигурах на плоскости? (Планиметрия.)
  6. Как называется прямая линия, которая имеет начало, но не имеет конца. (Луч.)
  7. Произведение двух одинаковых чисел называют…… (квадратом числа).
  8. Значение переменной при котором равенство будет верным называют (корнем уравнения или решением уравнения).
  9. Два отца и два сына делят три яблока. Сколько яблок достанется каждому? (По одному.)
  10. Ярд – это старинная мера….. (длины).

Вопросы 3-й команде:

  1. Как называют результат сложения? (Сумма.)
  2. В математическом выражении букву называют ….. (переменная).
  3. Геометрическая фигура у которой все стороны равны, а углы прямые? (Квадрат.)
  4. Наука о геометрических фигурах в пространстве? (Стереометрия.)
  5. Ограниченная прямая линия называется…….. (отрезок).
  6. Произведение трех одинаковых чисел называют (куб числа).
  7. Фунт – это старинная мера….. (веса).
  8. Числа, которые употребляют при счете предметов называются …. (натуральными).
  9. Какую часть длины составляют половина длины отрезка и четверть длины отрезка ? (Три четвертых.)
  10. Мера в 1000кг – это….. (1 тонна).

Вопросы 4-й команде:

  1. Как называют действие с помощью которого можно найти произведение одинаковых слагаемых? (Возведение в степень.)
  2. Сколько килограмм в одной пятой центнера?
  3. Дробь, в которой числитель равен знаменателю называют (неправильной или 1).
  4. Когда гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько он будет весить, когда встанет на одну ногу?
  5. Произведение каких чисел дает число 5?
  6. Вершок – это старинная мера …….. (длины).
  7. Отгадайте – ка, ребятки, что за цифра – акробатка? Если на голову встанет, ровно на три меньше станет. (6 и 9)
  8. Горело семь свечей. Три из них погасли. Сколько свечей осталось? (Семь.)
  9. Он грызун не очень мелкий, ибо чуть побольше белки. А заменишь “у” на “о” , будет круглое число.
  10. Четыре вершины, четыре угла, у каждого есть своя сторона. (Четырехугольник.)

Предоставляем слово жюри: за первый конкурс
Первая команда получает : баллов.
Вторая команда получает: баллов.
Третья команда получает: баллов
Четвертая команда получает: баллов.

Ведущий: Объявляю второй конкурс:

За четыре минуты каждой команде нужно написать как можно больше пословиц, поговорок, загадок, в которых встречаются числа и записать их на листах , а затем вывешиваем их на доску и по очереди озвучиваем. За каждую записанную поговорку, пословицу команде дается 1 балл. За это задание каждая команда получает столько баллов сколько пословиц, поговорок и загадок назвала.

Во время работы учащихся звучит музыка. Музыка стихает, начинается озвучивание ответов.

Примеры пословиц:

  • Воюй не числом, а умением.
  • Два конца два кольца, посередине гвоздик.
  • Под одной шляпкой четыре братца стоят.
  • Сто одежек и все без застежек.
  • Семьсот ворот, да один выход.
  • Один в поле не воин
  • Один ум хорошо, а два лучше.
  • Беда никогда не приходит одна.
  • За одного битого двух небитых дают.
  • Семеро одного не ждут.
  • Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. И т.д.

Жюри считает баллы – ведущий следит за тем, чтобы пословицы, поговорки загадки не повторялись.

Третий конкурс : (Слайд 2.)

Ведущий: Я зачитываю вам короткую биографию ученого – математика. На слайде даны буквы из которых состоит его Фамилия и портрет ученого. Пока я зачитываю биографию , вам нужно назвать этого математика. За правильный ответ – команде присуждается 1 балл.

Вопрос первой команде : (Слайд 3.) Этот ученый прожил недолгую жизнь всего 20 лет. Его годы жизни (1811–1832) . В возрасте 16–18 лет он разработал основные положения раздела алгебры, названные позднее теорией по фамилии этого ученого. (Эварист Галуа).

Вопрос второй команде: (Слайд 4.) Годы жизни этого ученого (1707–1783). Он имел исключительное влечение к математике. В 20 лет стал адъюнктом Академии наук в Петербурге, спустя три года стал профессором физики, а в 26 лет– профессором математики Петербургского университета. (Леонард Эйлер).

Вопрос третьей команде: (Слайд 5.) Годы жизни этого ученого (1749–1827) в 18 лет преподавал математику в военном училище, а в 20 лет стал профессором высшего учебного заведения в Париже. (Пьер Симон Лаплас)

Вопрос четвертой команде: (Слайд 6.) Годы жизни этого ученого (1894–1964) В 3 года научился читать, в 11 поступил в колледж, в 18 получил степень доктора в Гарвардском университете, защитив диссертацию на стыке математики и философии. (Норберт Винер)

Подводим итоги этого конкурса .

Первая команда получает – балл.
Вторая команда получает – балл.
Третья команда получает – балл.
Четвертая команда получает – балл.

Четвертый, заключительный конкурс нашего состязания: “Отгадай ребус”.

(Слайд 7– 16.)

На слайдах вашему вниманию представлены ребусы, которые нужно отгадать. Та команда, которая первой дает правильный ответ получает 1 балл.

По окончании этого конкурса жюри подводит его итог.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги нашего состязания, я хотела бы прочитать вам слова одного венгерского поэта

Если бы я родился музыкантом,
Я бы стремился
Перебороть шумы мира
С помощью стройных звуков.
Если бы я родился архитектором,
Я бы строил людям
Не квартиры, а домашние очаги.
Я одарил бы их
Светом, цветом и тишиной.
Но поскольку я поэт,
Я хотел бы так же четко и ясно
Говорить на языке слов,
Как математика
Говорит на языке чисел.

Лайош Кошмак, Классик венгерской поэзии.

Слово предоставляется жюри. Победители награждаются призами.

Используемая литература:

  1. О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. Занятия школьного кружка. 5–6 классы.  M. “Издательство НЦ ЭНАС”, 2004.
  2. Н. Ф. Ромашина. Внеклассные мероприятия в игровой форме. 5–11 классы. Москва. “Глобус” ,2007.
  3. Ю.В. Лепехин. Олимпиадные задания по математике. 5–6 классы. Волгоград. “Учитель”, 2010.
  4. А.В. Фарков. Математические олимпиады в школе. 5–11 классы. Москва. “Айрис-пресс”, 2005.
  5. Г. Якушева. Математика. Справочник школьника. Москва. Филологическое общество “Слово”, Компания “Ключ – С” 1995.
  6. Л. Короткова, Н. Савинцева. “Математика. Тесты. 5 класс”.Москва. “Айрис-пресс”, 1999.