Формирование мотивационной готовности ребенка к обучению английскому языку по программе "Оксфордское качество"

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


 

Оловянная Светлана Викторовна
учитель английского языка
МОУ ОГ № 25 г. Архангельска,
Заслуженный учитель РФ

Целеполагающей основой инновационной уровневой образовательной программы по английскому языку “Оксфордское качество” (автор к.п.н. С.Н.Уласевич) является формирование ключевой компетентности учащихся – их способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Содержание экзистенциального компонента в области предмета “Английский язык” направлено, с одной стороны, на развитие ценностного отношения учащегося к овладению коммуникативной компетенцией, к содержанию и процессу учебной деятельности, а с другой – на обеспечение коммуникативного овладения учащимся средствами выражения эмоциональных, волевых и интеллектуальных отношений и действий.

Ситуация развития дошкольника и младшего школьника:

1. Познавательная потребность заключается в стремлении быть похожим на взрослых, ребёнком руководит интерес к взрослому миру.

2. Эмоциональная потребность заключается в стремлении сохранить положительные взаимоотношения с взрослыми в семье и школе, завоевать благосклонность и симпатию детей, которые нравятся ребёнку и пользуются авторитетом в группе.

3. Престижные мотивы включают мотивы личных достижений, самоутверждение. На основе стремления к самоутверждению у детей возникает соревновательный мотив - выиграть, победить, быть лучше других.

Таким образом, овладение экзистенциальной компетенцией направлено на формирование интереса ребёнка к познавательной деятельности:

- развитие мотивов, связанных с интересом ребёнка к миру взрослых;

- развитие уважения ребёнка к себе, своим интересам, своей деятельности;

- развитие индивидуальности ребёнка на основе его познавательного интереса;

- создание устойчивой мотивации достижений успеха на базе достаточно высокой, но адекватной самооценки;

- формирование интереса к учёбе на основе познавательной потребности ребёнка.

Развитие мотивации к изучению английского языка и ценностного отношения к нему обеспечивается прежде всего за счёт привлечения эмоциональной сферы дошкольника. Это особенно важно в начале обучения языку. Ребёнок, не заинтересованный в содержании, форме и видах заданий,

не усваивает материал, испытывает значительные эмоциональные перегрузки, связанные с эмоциональным внутренним отторжением предмета и, в результате, вырабатывает стойкое сопротивление к его изучению.

С другой стороны, на фоне эмоционального подъёма, который вызывается интересным и посильным для ученика содержанием изучаемого материала, разнообразными и увлекательными видами работ, ребёнок успешно учится.

Технологии развития экзистенциального компонента образовательной компетенции включают:

Технологии, направленные на обеспечение эмоционального насыщения детей во время занятий:

- использование наглядности;

- соответствие содержания обучения возрастным интересам;

- смена видов деятельности в соответствии с возрастной способностью к произвольному вниманию;

- удовлетворение потребности в свободе, основанной на праве выбора.

2. Технологии, направленные на развитие интереса к познавательной деятельности:

- использование положительных и отрицательных эмоций как стимула развития познавательной деятельности;

- развитие умений в области мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, умозаключение);

- формирование произвольного внимания;

- целенаправленное развитие памяти;

- развитие воображения;

- развитие творческих способностей.

3. Технологии, направленные на развитие мотивации к изучению английского языка:

- обеспечение возникновения у ребёнка ощущения успешности учебной деятельности;

- формирование ценностного отношения к предмету “Английский язык”;

- мотивирование через положительные и отрицательные эмоции;

- мотивирование через оценки.

4. Технологии, направленные на формирование воли как системы регуляции своих действий:

- формирование жизненных ценностей посредством содержания предмета “Английский язык”;

- формирование потребности в учебно-познавательной деятельности;

- постановка собственных целей в изучении английского языка;

- выбор способов действий и их последовательная реализация;

- оценка промежуточных и конечных результатов своей деятельности.

В список учебно-методических материалов, рекомендованных для обучения в школе раннего развития и в начальной школе по программе “Оксфордское качество” входит “Happy Series” – “Счастливая серия” - новый, современный курс английского языка для детей дошкольного и младшего школьного возраста, состоящий из 6 уровней, которые обеспечивают непрерывность обучения от детского сада к начальной школе.

Уровни “Happy House”- “Счастливый дом” 1 и 2 предназначены для детей 5 -7 лет и могут использоваться как вводный курс английского языка.

Курс построен на сюжетной основе, тематика подобрана сообразно жизненному опыту детей. Основной задачей УМК является развитие элементарных речевых умений, прежде всего аудирования и говорения. Алфавит появляется во втором уровне, обучение строится на основе наглядного метода.

Безусловным преимуществом данных уровней является сюжетная основа, забавные ситуации, в которые попадают главные герои курса, яркие красочные иллюстрации, великолепные аудиозаписи, которые сразу же пробуждают у ребёнка интерес к изучению языка. Большое внимание уделяется комплексному развитию младших школьников: развитию памяти, образного мышления, мелкой моторики, ориентации в пространстве, творческих способностей. Обеспечивается заинтересованность детей в учебной деятельности, используются такие технологии как игра, детский театр, сказки для ввода детей в мир новых реалий, новых слов, грамматических конструкций. Учебные интересы формируются на основе простейших интересов к облегчённым механическим видам работы, наглядности, игровым моментам.

Уровни “Happy Street” – “Счастливая улица” 1 и 2 предназначены для детей, подготовленных к началу обучения чтению и письму. Задачами курса являются совершенствование языковых навыков, обеспечение интегрированного подхода к развитию умений аудирования, говорения, чтения и письма, формирование умения самооценки учащихся.

Курс содержит разнообразные упражнения для развития навыков правопи- сания слов, построения предложений, написания различных текстов. Задания постепенно усложняются и разнообразны по формату: учащиеся заполняют тексты с пропусками, учатся строить графики на основе проведённого опроса одноклассников, писать адрес на открытке, составлять письменное высказывание о себе.

Уровни “Happy Earth” - “Счастливая земля” 1 и 2 для четвёртого и пятого годов обучения служит мостиком для перехода от начальной школы к средней. В названии отражено стремление авторов к постепенному усложнению задач, что становится возможным благодаря расширению жизненного опыта учащихся.

Выделение новых структур обеспечивает введение грамматики, предлагаются аутентичные тексты для чтения, задания в виде кроссвордов и загадок рассказывают о культуре разных стран. Данные уровни включают материалы для экстенсивного чтения, отражающие страноведческую тематику, большое количество песен, стихов, музыкальных рифмовок.

Отличительной особенностью курса является включение заданий, проверяющих уровень развития коммуникативной компетентности учащихся, что обеспечивает подготовку к переходному экзамену из начальной в основную школу.

“Happy Series” - “Счастливая серия” – один из немногих УМК для начальной школы, отражающий формат международных экзаменов Кембриджского университета “Movers” и “Flyers”, подготавливающих младших школьников к этим экзаменами итоговой оценки их коммуникативной компетентности.

УМК, предлагаемые программой “Оксфордское качество” для детей дошкольного и младшего возраста, обеспечивают реализацию следующих целей согласно государственным образовательным стандартам в области обучения иностранным языкам:

- сформировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;

- сформировать элементарные речевые умения в 4 видах речевой деятельности с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

- ознакомить детей с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными образцами детской художественной литературы на английском языке;

- приобщить детей к новому социальному опыту за счёт расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;

- сформировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и английском языках, развивая интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

Предлагаемые УМК позволяют сформировать базовые компетенции учащихся (языковую, речевую, учебную, социокультурную, социальную, оценочную) на уровне А1. Экзистенциальный компонент обеспечивает развитие способности и готовности учащихся к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью, к использованию английского языка в других областях знаний. В процессе развития экзистенциальной компетенции стимулируется личностное самоопределение учащихся в отношении их будущей профессии, их социальная адаптация, формируются качества гражданина и патриота.

На занятиях по английскому языку в школе раннего развития используется УМК “Счастливый дом” издательства Оксфордского университета. Дети 5–6 лет знакомятся с миром зарубежных сверстников, песенным, стихотворным и сказочным фольклором. Учитель приобщает детей к новому социальному опыту за счёт проигрывания ситуаций, типичных для семейного, бытового и учебного общения.