Программа "Интеллект"

Разделы: Школьная психологическая служба


Концептуальное обоснование программы.

Современное состояние общества характеризуется усилением внимания к неповторимой индивидуальности отдельно взятой личности. В этой связи социальный заказ к системе образования сегодня формируется как необходимость своевременного выявления и развития потенциалов личности человека, уровня его интеллекта, степени креативности, начиная с самого раннего детства.

Педагогический коллектив МОУ Борисоглебской ООШ № 9 считает, что все дети обладают творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей. Главное – создать необходимые условия, соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую самораскрытию. Самореализации каждого учащегося.

Ежегодный мониторинг качества обученности и качества знаний учащихся школы, их достижения разного уровня подтверждает правильную стратегию работы педагогического коллектива по созданию единого интеллектуального пространства в стенах школы.

Современная школы – это школа, где от накопления ЗУН каждый участник образовательного процесса приходит к использованию и приращению индивидуального и общественного интеллекта.

Современная школа – это школа, реализующая как программы базового образования, так и расширенного, углубленного образования по различным предметам и предметным областям, имеющая развитую систему элективных и развивающих курсов, дополнительного образования, профориентационной работы.

Множество специальных исследований проведено с целью, выяснить помогает ли в творчестве умение мыслить логически. Единого ответа на этот вопрос пока нет.

Известный российский психолог В.Н.Дружинин, анализируя подходы большинства отечественных и зарубежных специалистов к проблеме соотношения “интеллекта” и “креативности”, выделяет три основные позиции:

  1. Отказ от какого бы то ни было разделения этих функций. Эта точка зрения характерна для большинства отечественных ученых. Из широко известных зарубежных исследователей, придерживающихся данного подхода, можно назвать Г.Ю.Айзенка.
  2. Между интеллектом и креативностью существуют пороговые отношения. Для проявления креативности нужен интеллект не ниже среднего.
  3. Интеллект и креативность – независимые, ортогональные способности.

При разработке программы мы придерживались первой точки зрения, а потому считаем, что именно школа с ГПД способна решать задачи развития интеллекта и творчества учащихся. В условиях такой школы выстраивается серьезная работа по взаимодействию всех звеньев образовательного процесса “ученик-учитель-воспитатель-родитель”.

Режим работы школы реализует полную интеграцию основного и дополнительного образования. Для каждого класса, отдельного учащегося выстраивается индивидуальная траектория образовательного процесса, где сочетается общеобразовательная подготовка, подготовка повышенного уровня по наиболее интересующим предметам и образовательным областям, дополнительное образование, досуг, индивидуальная развивающая работа.

В системе дополнительного образования учащимся предоставляется возможность расширить и углубить знания по учебным предметам, организовать их внеурочную творческую деятельность. Вся работа направлена на развитие критического, проектного мышления, творческого потенциала и способностей.

Цель программы – развитие интеллектуальных способностей личности с учетом ее собственных ресурсов на основе использования созданных в школе благоприятных и максимально разнообразных условий.

Задачи программы:

а) в отношении образовательной среды:

  • Создание благоприятных условий для удовлетворения интеллектуальных потребностей учащихся;
  • Разработка и внедрение новых педагогических технологий оптимизации и интенсификации учебного процесса;
  • Обновление и расширение содержания учебного процесса;
  • Включение в вариативную часть учебных планов спецкурсов, факультативов;
  • Расширение системы дополнительного образования;
  • Сотрудничество с учебными заведениями города по подготовке развития учащихся

б) в отношении педагогов:

  • Создание условий для творческого роста, самопринятия, профессионального личностного саморазвития;
  • Оказание профессиональной помощи и поддержки педагогам, работающим в направлении развития интеллектуальных способностей личности ребенка;
  • Повышение педагогической компетентности в вопросах интеллектуальной и творческой одаренности;
  • Наполнение работы с одаренными учащимися новым содержанием;
  • Формирование мотивации саморазвития в отношении учебно-воспитательного процесса;
  • Развитие навыков и умения, обеспечивающих эффективное обучение и учение.

в) в отношении учащихся:

  • Повышение уровня и качества обученности;
  • Углубление знаний в различных областях наук;
  • Расширение категориального и понятийного словаря учащихся;
  • Выстраивание индивидуальной траектории учебно-воспитательного процесса для каждого учащегося;
  • Своевременное выявление и оценка возможностей и способностей детей;
  • Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
  • Обучение психологическим навыком планирования, саморегуляции и самоконтроля в учебных ситуациях.

Основными формами реализации программы являются: тематические, проблемные семинары, совещания; организационно-деятельностные игры, аукционы идей, групповые индивидуальные консультации учащихся, родителей, педагогов; творческие отчеты, КТД, интеллектуальные игры, викторины и т.д.

Сроки реализации программы:

2009–2012 учебные годы.

Мероприятия по реализации программы

Программные мероприятия С кем проводится Сроки Ответственные

1. Модуль
нормативно-правового обеспечения

1 Разработка и внедрение комплексных карт развития ребенка, паспорта достижений ученика, учителя, школы Педагогический
коллектив
2009 г. Администрация

Психолог

2. Разработка Положения о школьном интеллектуальном марафоне; Положения о проведении школьного тура олимпиад Педагогический
коллектив
2009 г. Администрация
3. Создание банка диагностических методик, позволяющих отслеживать развитие учащихся, своевременно выявлять и оценивать способности Педагогический
коллектив
2009 г. Психолог
4. Разработка Положения о школьном конкурсе “Классный класс” Педагогический
коллектив
2009 г. Администрация

2. Модуль
организационно-содержательный

а) Учебная и внеучебная развивающая деятельность

1. Проведение предметных недель Учащиеся Ежегодно Учителя – предметники
2. Проведение месячника “Мир знаний” Учащиеся Ежегодно Учителя
3. Конференция увлечений “Умник” Учащиеся Ежегодно Учителя, воспитатели
4. Проведение школьного тура предметных олимпиад Учащиеся Ежегодно Учителя – предметники
5. Организация работы “Малой академии” Учащиеся Ежегодно Администрация, педагоги
6. КТД “Калейдоскоп творчества” Учащиеся Ежегодно Педагоги
7. Работа элективных курсов, кружков по интересам Учащиеся Ежегодно Учителя – предметники, воспитатели
8. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность в рамках научного общества учащихся “Поиск” Учащиеся Ежегодно Администрация, педагоги

б) Методическая работа

1. Обсуждение проекта концепции программы “Интеллект” на заседании педагогического совета, на заседаниях творческих групп, на заседаниях методических объединений.
Внесение предложений по корректировке программы
Педагогический коллектив 2009 г. Администрация
2. Обеспечение условий для систематического повышения мастерства учителей, работающих с одаренными детьми, через проблемные и обучающие семинары Педагогический коллектив Постоянно Администрация
3. Корректировка программ факультативных и элективных курсов, кружков по интересам Педагогический коллектив, руководители МО Постоянно Администрация
4. Проведение открытой защиты собственных проектов по организации работы с одаренными детьми Педагогический коллектив Постоянно Администрация
5. Выпуск школьного информационного вестника о результатах участия класса и одаренных учащихся в школьных, городских мероприятиях Педагогический коллектив Постоянно Администрация
6. Разработка программ курсов, факультативов с учетом индивидуальных способностей одаренных детей Педагогический коллектив Постоянно Администрация

3. Психолого-психологическое сопровождение УВП.

1. Внедрение практики ранней диагностики учащихся с целью выявления уровня интеллекта, творческого развития 1–9 классы Ежегодно Педагоги
2. Диагностика уровня сформированности общеучебных навыков и умений школьников 1–9 классы Ежегодно Педагоги
3. Развивающий курс “Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников” 2–4 классы Ежегодно Психолог
4. Реализация программы “Развитие творческого потенциала личности учащегося” 1-е классы Ежегодно Психолог
5. Самооценка мотивации одобрения Педагоги Ежегодно  
6. Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах 5–9 классы Ежегодно  
7. Работа психолого-педагогической студии “Тренинг педагогической осознанности” Педагоги 1 раз в четверть Психолог
8. Организация постоянно действующего семинара для педагогов, направленного на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки Педагоги Постоянно Администрация
9. Курс занятий “Путь к успеху” 8–9 класс Ежегодно Психолог

Ожидаемые результаты:

а) в отношении учащихся:

  • осознанные познавательные интересы и стремления их реализовывать;
  • способность использовать знания на практике;
  • интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования;
  • рациональная организация труда, самообразование, исследовательской работы

б) в отношении педагогов:

  • мотивация самообразования, саморазвития;
  • постоянное повышение профессионального уровня;
  • владение современными информационно-коммуникационными образовательными технологиями;
  • творческий поиск, инициатива, воплощение новых идей.

Основные понятия используемые в программе.

Личность – субъект деятельность (по А.Н.Леонтьеву).

Индивидуальность – уникальность, неповторимость каждого человеческого существа.

Интеллект – (от лат.Intellektus) относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием успешности в данной деятельности и динамике овладения ЗУН.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей; реализация человеком собственной индивидуальности.

Самореализация – проявление своего творческого потенциала в учебных заданиях и учебных ситуациях.

Саморазвитие – специфический процесс, целенаправленное изменение себя как субъекта учения ради собственного совершенствования.

Сопровождение – это система комплексной работы педагогов, психологов и других специалистов, цель которых – помочь ребенку сделать осознанный жизненный выбор на всех этапах его жизненного пути.

Признаки современной педагогической парадигмы:

  • ценность креативного, творческого мышления,
  • широкое использование ИКТ в обучении,
  • стремление личности к самооценке и самореализации,
  • широкое использование проектного метода обучения (акцент на проектное мышление),
  • “обучение в сотрудничестве”

Литература:

  1. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М., 1981.
  2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М., 1973.
  3. Волков И.П. Много ли в школе талантов. – М., 1989. Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. Крутецкого В.А. – М., 1964.
  4. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М., 1991.
  5. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981.
  6. Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006–2011 годы. – Воронеж: ВОИПКРО, 2005.
  7. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. – М., 1995.
  8. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.,1968.
  9. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы.– М., 1984.
  10. Петровский А.В. Способности//Введение в психологию.– М., 1995.
  11. Проблемы способностей/Под ред. В.Н. Мясищева. – Л., 1962.
  12. Программа “Одаренный ребенок”. Осн. положения: Венгер Л.А. и др. – М.,1995.