Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова,  Л.Т. Григорян,  И.И. Кулибаба

(Приложение 1, слайд 1)

Цель урока: отработка умения отличать причастия и прилагательные, образованные от глаголов; формирование навыка написания Н-НН в них.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Изучение темы начинаем с закрепления правописания н и нн в суффиксах прилагательных.

II. Лексический диктант (оформленный в виде кроссворда).

По лексическому значению определить слово, объяснить написание н - нн в суффиксе прилагательных:  (Приложение 1, слайд 2)
1) Полученный, изготовленный из семян или волокна конопли – конопляный.
2) Сделанный из дерева – деревянный.
3) Приготовленный из мяса курицы – куриный.
4) Состоящий из песка, несущий песок, покрытый песком – песчаный.
5) Сделанный из кожи животного – кожаный.
6) Намазанный, пропитанный или запачканный маслом – масленый.
7) Сделанный из картона – картонный.
8) Предназначенный для проведения лекций – лекционный.
9) Обычный, ничем не выделяющийся – обыкновенный.

– Какое получилось слово? (Причастие)
– Что такое причастие?
– О чём мы сегодня будем говорить? (Приложение 1, слайд 3)
– Какова цель урока?

III. Затем предлагаю ребятам познакомиться с алгоритмом. Главное в работе над алгоритмом – убедить учащихся набраться терпения и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий.  Семиклассники знакомятся с отглагольными прилагательными и учатся отличать их от полных причастий прошедшего времени, соответственно правильно писать одну или две буквы н в суффиксах этих частей речи. (Приложение 1, слайд 4)

1. Определи, от какой части речи образовано слово. От глагола? (От глагола образуются отглагольные прилагательные и причастия)
Определи, есть ли:

  1. На конце – -ованный, -ёванный;
  2. Приставка, кроме не;
  3. Зависимое слово;
  4. Образовано от глагола совершенного вида:

                               Да                                                                              Нет
2. Пиши нн, это причастие                Пиши н, это отглагольное прилагательное

  1. Газированный                                1) –
  2. Непрочитанная книга;                   2) некрашеный пол;
  3. Сушённые в печке грибы;             3) сушёные грибы;
  4. Решённый – решить (сов.в.)          4) жареный – жарить (несов.в.)

Обращаю внимание ребят на слова-исключения (Приложение 1, слайд 5):

Н: названый брат, посажёный отец, Прощёное воскресенье, смышлёный, раненый (но раненный пулей, израненный), кованый (но перекованный), жёваный (но пережёванный).

НН: желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, деланный, медленный.

IV.  Работа с учебником стр. 55-56.

Чтение  правила и рассуждения.

V. Ребята записывают словосочетания, объясняют написание н и нн, закрепляют изученную орфограмму. (Приложение 1, слайд 6)

Крашеный пол – покрашенный краской пол, некрашеный пол, непокрашенный  пол; вязаная кофта – вязанный спицами свитер, развязанный шнурок, сеяная мука –  засеянное поле; плетёная корзина – плетённая из веток корзина; скошенный  луг, кошеная трава, некошеная трава, нескошенный луг.

VI. Выполняем упражнение 119 страница в учебнике 58. (Приложение 1, слайд 7)

Н или нн? Распределите слова в два столбика:

Покраше…ый пол, краше…ый подоконник, закопчё..ый котелок, копчё…ая колбаса, зажаре…ая в сметане картошка, жаре..ый цыплёнок, вяза…ая сумочка, связа…ый свитер, высуше…ое бельё, сушё…ые фрукты.

Учащиеся записывают предложения, вставляют пропущенные буквы. (Приложение 1, слайд 8)

  1. На стене висела писа….ая акварелью картина.
  2. Приятно пахло печё…ым хлебом.
  3. Хороши грибы, сушё.…ые в печке.
  4. Ране….ый в лапу заяц стал прихрамывать.
  5. У бабушки был платок, вяза….ый из чистой шерсти.
  6. На некоше…ом лугу зеленела высокая трава.
  7. Маринова….ые грибы лежали на тарелке.
  8. Его ожидал неслыха….ый успех.
  9. В магазине мы купили жаре…ого леща и копчё…ой колбасы.

VII. Подведение итогов (Приложение 1, слайд 9)

VIII. Домашнее задание: параграф 21, упр. 114.