Развитие зрительно-пространственной ориентировки и мелкой моторики у детей с ЗПР

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Сущность ЗПР состоит в следующем: созревание организма и становление психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия), речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит неравномерно и замедленно, отставая от нормы на год-два. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с необходимыми задачами и требованиями.

Перед педагогами дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей дошкольного возраста стоит задача подготовить воспитанников к обучению в школе. Для этого достаточно полная коррекция компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

Большинство проблемных детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-пространственной ориентировки. Они часто не выделяют ведущую руку, движения их рук бывает неловкими, несогласованными. Недостаточное развитие зрительно-пространственной ориентации приводит к тому, что ребёнок неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением своей руки. Дошкольный возраст наиболее подходит для включения ребёнка в активную, творческую деятельность. Такой деятельностью является оригами. Оригами укрепляет у детей способность работать руками под управлением сознания, у них совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев, происходит упражнение глазомера, чёткое согласование рук и глаза. Стоит также подчеркнуть, что занятия оригами улучшают пространственное воображение, тонкую психомоторику, разные умственные способности. Всё это помогает ребёнку осознать возможности своих рук, и даже больше – стимулировать креативное мышление.

Процесс создания фигурки оригами подключает в той или иной мере воображение, творчество, анализ, стимулирует сообразительность.

Работая с детьми ЗПР у меня часто возникал такой вопрос: «Можно ли научить ребёнка с ЗПР оригами? Как улучшить работу над развитием мелкой моторики и зрительно-пространственной ориентировки с детьми  ЗПР  через оригами?»

И я решила, что надо попробовать. А начинать надо с самого простого и элементарного – знакомство с бумагой. Вместе с детьми мы рассматривали её, мяли, рвали, складывали, кидали, наблюдали, как она падает (быстро или медленно), сравнивали, какая бумага тяжёлая, а какая лёгкая. Целью было познакомить детей с качеством бумаги, её свойством,  названием.

После этого я начала отрабатывать с детьми точность движений, стали учиться складывать бумагу.  Приходилось по несколько раз показывать каждый приём, объяснять его словами, работать рука в руку.

Так как у детей с ЗПР нарушена моторика и зрительно-пространственная ориентировка, то надо было помочь каждому: наметить сгиб, прогладить его. Со временем эти усилия стали приносить свои плоды. У детей появилась уверенность в себе, сила в пальчиках, стал развиваться глазомер, они стали увереннее ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, стали лучше запоминать названия геометрических фигур (квадрат, прямоугольник).

Постепенно очередь дошла и до складывания фигурок. Конечно, сначала, я предлагала детям складывать самые простые и элементарные, это такие всем известные «Книжка», «Шкаф», «Косынка» и т. д. После этого каждую поделку мы обязательно обыгрывали. Это делалось для того, чтобы каждый ребёнок понял значимость своей поделки, чтобы у него появилось желание работать с бумагой дальше, чтобы возник вопрос: «А какое ещё чудо можно сотворить из бумаги?»

Ну, а затем, постепенно, опираясь на приобретённый маленький опыт детей, я перешла с ними к изготовлению поделок уже более сложных, но при этом не забывала о возрасте и индивидуальных особенностях детей. Не забывайте, что для любого ребёнка большое значение имеет похвала. Поэтому любая работа поощрялась для того, чтобы у ребёнка был стимул работать дальше. Сложные поделки, это не означает, что они должны поставить ребёнка перед трудной задачей. Нет! Если простая подделка – это фигурка, сложенная из одного листа, то к сложной относится поделка из 2-3-х частей (Например: «Книжка», «Флажок», «Ёлка» и т.д.). Постепенно и здесь дети стали справляться со своей работой. Во время всего процесса мы проговаривали каждое слово, каждое действие, каждый полученный результат. Весь результат проделанной работы был виден на обычных занятиях. На занятиях по лепке, рисованию, аппликации дети более уверенно работали пластилином, ножницами, крепче держали в руках карандаш, т. е видна работа на мелкую моторику. А на занятиях по математике дети уже могли показать право, лево, верх, низ, угол, назвать знакомые геометрические фигуры, в играх выполнять правильно поставленные задачи.

Родители стали замечать, что их дети стали более уверены в себе, у них расширился кругозор, они стали более внимательны, усидчивы, улучшилась координация движений.

Исходя из всего перечисленного видно, какое положительное влияние на детей имеет работа с оригами. Я считаю, что необходимо продолжать работу с оригами если работа будет проводиться постоянно, методически правильно, то можно будет многого достичь.

И в заключении хочется напомнить слова Аристотеля: «Рука – это инструмент, всех инструментов».

Список литературы:

1. З.А.Богатеева «Чудесные поделки из бумаги». М. «Просвещение». 1982 г.
2. А.А.Катаева, Е.А.Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». М. «Владос». 2001 г.
3. Маурисио Роблес «Оригами для всей семьи». Харьков, Белгород «Клуб семейный досуг». 2010 г.
4. С.В.Соколова «Оригами для дошкольников». С.-Петербург «Детство-Пресс». 2003 г.