Организация сопровождения речевого развития школьников с нарушением интеллекта на уроках математики

Разделы: Математика, Коррекционная педагогика


Развитие речи школьников с нарушением интеллекта – одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой VIII вида в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида познавательные возможности, совершенствуем психические функции. Исследованиями установлено, что «овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребёнка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия».

От того, насколько будет сформирована речь школьников с нарушением интеллекта, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития. Математика в школе VIII вида является одним из основных учебных предметов, в процессе обучения которого решаются такие задачи, как повышение общего уровня развития учащихся специальных (коррекционных) школ, коррекция  недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специфическими математическими терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчёт о решении задачи, выполнении арифметических действий или заданий по геометрии. Всё это требует от учеников больше осознанности совей деятельности, их действия приобретают обобщённый характер, что, безусловно, имеет огромное значение  для коррекции недостатков мышления учащихся с нарушением интеллекта.

Для коррекции и развития речи учащихся с нарушением интеллекта на уроках математики используются определённые приёмы  работы.

Одним из основных приёмов является работа над звуковой стороной речи, которая сводится к формированию правильного произношения и выразительного чтения математических терминов и выразительного чтения любого задания. Использование этого приёма особенно важно в школах VIII вида, т.к. среди учащихся данного вида школы значительный процент составляют дети с нарушением  фонетической стороны речи. Для успешного решения этой задачи, прежде всего, следует следить за своей речью, а затем за речью ученика. В ходе устного опроса предлагаются (фронтально или индивидуально в каждом классе обучения и в случае необходимости) упражнения вида:

  • Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, миллиметр, сложить, наименование, т.п.
  • Прочитайте: прибавить к числу 95, вычесть из числа 89, к числу 139 прибавить 243, прибавить к 95, вычесть из 89, к 132 прибавить 234 и т.п.
  • Прочитайте по-разному: 18 . 4, 345 + 38, 600 – 500, т.д.

Если учащиеся употребляют падеж неправильно, следует им помочь – прочитать самому, а затем попросить повторить кого-нибудь из учеников. Так из урока в урок учащиеся приучаются читать математические выражения.

В связи с тем, что у учащихся с нарушением интеллекта наблюдаются серьёзные недостатки в лексике (ограниченность и бедность словарного запаса, неправильное понимание и неточное использование слов), особое внимание уделяется словарной работе на уроке, которая сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное связное высказывание. С этой целью следует предлагать упражнения следующего характера.

1.  Упражнения на объяснение значений математических терминов:

  • Объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, вычитаемое, разрядные слагаемые, т.д. (термины берутся из программы соответствующего года обучения).
  • Упражнения на правильное написание терминов:
  • Запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум...рация, выч…таемое, ед...ница, кил…грамм, т.д.
  • Исправь ошибку в записи слов: дилить, еденица, т.п.

2. Упражнения на составление правильных высказываний:

  • Прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: От …  слагаемых … не изменится. Сумма углов … равна 180°.
  • Используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое, сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из.

Упражнения данного вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений.

Ещё сложнее протекает процесс овладения учащимися с нарушением интеллекта синтаксической стороной речи. Наиболее существенными, часто встречающимися недостатками являются следующие: малая распространенность предложений; пропуск слов, словосочетаний, необходимых для построения фразы; нарушение порядка слов. Формирование культуры математической речи сводится к устранению таких речевых недостатков, как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложениях и т.д. На данном этапе работы полезны следующего вида упражнения:

3. Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:

  • Устраните математические ошибки в тексте: «Чтобы найти неизвестное число в выражении  х+ 2 = 35, надо к 35 прибавить 2».
  • Найдите ошибки в рассуждении ученика при решении уравнения 80 – х = 50: «Чтобы найти х, надо из большего числа (80) вычесть меньшее (30) и получим х. х = 80 – 30, х = 50.

4. Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как на уроках чтения, только используется математический материал. Их можно выполнять как на уроках математики, так и на уроках русского языка, что усилит межпредметные связи. В частности полезны такие виды упражнений:

  • Пример 295 + 12 = 307 Саша прочитал так: «К двести девяносто пять прибавим двенадцать и получим триста семь». Правильно ли прочитал Саша пример?

Если учащиеся затрудняются дать ответ, учителю следует прочитать пример самому, обращая особое внимание на окончания числительных, а затем попросить повторить кого-нибудь из учащихся. Упражнения данного вида довольно сложны. Но с ними учащиеся справляются, если их проводить систематически и целенаправленно.

Одним из  сложных этапов  работы по коррекции и развитию речи учащихся с нарушением интеллекта на уроках математики является развитие связной математической речи, так как именно здесь учащимся приходится концентрировать своё внимание на отдельных словах, их сочетаниях для образования логически выстроенных предложений, что требует от учащихся данной категории больших умственных усилий.  Поэтому данный этап работы следует использовать дифференцированно. Работа в данном направлении осуществляется в соответствии с требованиями методики развития связной речи на уроках чтения. Предлагаются упражнения следующего характера:

  • Составьте текст, используя набор карточек со словами:
    • Чтобы, многозначное, двузначное, на, число, умножить, сначала, на, единицы, умножить, надо, потом, и, на, полученные, десятки, сложить, результаты, его.
    • 1 день – 15 ящиков
      2 день – на 35 ящиков больше
  • Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение: «Значит, 48 : 4 =12. Это число 12. Разделить 48 на 4, значит найти число, которое при умножении на 4 даёт 48».
  • Закончите предложение: «Чтобы многозначное число умножить на двузначное, надо …»

Данная работа проводится в зависимости от подготовленности класса. Развитие связной письменной речи учащихся на уроках математики в основном сводится к развитию умений оформлять решение упражнений и задач различными способами. Здесь следует учитывать следующие моменты:

  1. Работая над оформлением решения задач, больше внимания уделять решению их различными способами, изменению условия задачи, её вопроса.
  2. Не проявлять формальных требований к записи решения задачи и ответа на вопрос.

Работать над коррекцией и развитием речи учащихся с нарушением интеллекта следует в системе, только при этом условии удастся сформировать у них  соответствующие умения.

Полноценная речь ребёнка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге – способ достижения лучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребёнка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что также в значительной степени улучшает его жизненные успехи.