Анализ духовно-нравственного воспитания подростков в вечерней школе

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: направить деятельность всех участников образовательного процесса на формирование высших нравственных ценностей у учащихся МОУ ОСОШ № 2.

Задачи:

  1. Выбрать приоритетным направлением в работе школы развитие личности учащихся.
  2. Создать систему взаимодействия с семьей в области духовно-нравственного воспитания.
  3. Использовать возможности регионального компонента в учебно-воспитательном процессе.
  4. Совершенствовать информационное обеспечение в области духовно-нравственного воспитания.
  5. Включить во внеклассную деятельность проведение воспитательных мероприятий.

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” и концепцией модернизации российского образования на период 2010 года, развивающемуся обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать общественные решения в ситуации выбора, прогнозируя последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Поэтому приоритетное направление воспитания подрастающего поколения – духовно-нравственное.

При выполнении образовательного заказа в условиях МОУ ОСОШ № 2 возникает ряд проблем, связанных с духовно-нравственным воспитанием молодежи. 41% учащихся – контингент классов компенсирующего обучения. 12% детей из проблемных семей, состоящих на контроле в ТКДН и ЗП. 50% детей из неполных семей. Таким образом, родители учащихся МОУ ОСОШ № 2 не всегда могут оказать своевременную и адекватную помощь в развитии и воспитании личности ребенка. Поэтому значительная часть этой функции ложится на школу. Благодаря Муниципальной целевой программе “Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в муниципальных образовательных учреждениях города Мирного на 2008-2010 годы” школа смогла осуществить некоторые проекты, требующие финансирования (большинство семей учащихся не имеют такой возможности).

Культурно-историческая концепция развития личности Выготского Л.С. говорит о необходимости создания высоконравственных и духовных ценностей в социуме ребенка для их полноценного усвоения. В МОУ ОСОШ № 2 при частом затруднении во взаимодействии с родителями реализуют этот принцип через воспитательную работу и личный пример педагогов, руководствуясь работой А.С. Макаренко.

3 года назад в план воспитательной работы школы было включено духовно-нравственное воспитание как одно из основных направлений. В течение последних 3-х лет в школе уменьшилось количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними учащимися (правонарушений – на 14%, преступлений – на 66%), снизилось количество детей, состоящих на учете (на 34%), возросла учебная мотивация учащихся (на 40%).

В духовно-нравственном воспитании как направлении работы важно:

– разделение педагогами (и родителями) тех ценностей, которые они пропагандируют детям;

– доброе отношение взрослого к ребенку и его проблемам;

– толерантность к индивидуальным особенностям учащихся со стороны взрослых;

– активное участие взрослого в жизни детей.

Духовность тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.

Задача создания условий для духовно-нравственного воспитания и развития детей реализуется через:

  • работу администрации школы;
  • взаимодействие с семьями учащихся;
  • образовательный процесс;
  • информационно-просветительскую работу;
  • воспитательные мероприятия.

Приложение