Адаптация леворуких детей в школе

Разделы: Коррекционная педагогика


Введение

Число леворуких людей в мире имеет положительную динамику: если в 1928 г. Было выявлено 3,3 % леворуких женщин и 4,7 % леворуких мужчин, в 1973 г. – 8,8 % леворуких женщин и 10,4 % леворуких мужчин, то 1978 – 1988 гг. число леворуких женщин достигло 12,4 %, а леворуких мужчин 13,9 %.

Леворукость варьирует в разных популяциях: по одной сводке – от 1 до 18%, по другой – от 1 до 30%. Например, в 80-е годы леворуких в Луганске было 3,2%, в Москве – 3,4%, в Армении – 6,0%. У другого автора: в средней полосе России – 6,7%, среди пришлого населения Таймыра – 10,2%, а коренных жителей – 33,8%. Они составляют в среднем около 10% современных людей.

Возрастание количества леворуких учащихся актуализирует необходимость проведения специальной работы по их адаптации к праворукому миру. Особо остро она проявляется у первоклассников, которых до настоящего времени продолжают обучать по методикам, ориентированным на праворуких школьников. Проблемы, возникающие у левшей в первый год обучения в школе, и определили тему исследования: “Проявление кризиса 7 лет у леворуких детей”.

Объект исследования – кризис 7 лет.

Предмет исследования – особенности проявления кризиса 7 лет у первоклассников с ведущей левой рукой.

Цель исследования – выявить особенности протекания кризиса 7 лет у леворуких детей, в ситуации вхождения в школьную жизнь.

Гипотеза исследования – кризис 7 лет у леворуких детей протекает сложнее в сравнении с протеканием его у праворуких одноклассников.

Для достижения цели и проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
  2. Исследовать особенности проявления кризиса 7 лет у леворуких детей.
  3. Определить уровень явной тревожности у леворуких детей и учащихся контрольной группы.
  4. Выявить мотивы учения.
  5. Определить уровень самооценки.
  6. Выявить поведенческие проявления как косвенные показания.
  7. Осуществить анализ и интерпретацию полученных эмпирических данных, в том числе при помощи методов математической статистики ( Q-критерий Розенбаума).

Комплекс методов исследования представлен следующими группами:

  • Анализ и обобщение психологических и педагогических источников по проблеме исследования;
  • Эмпирические методы: наблюдение, психологическое тестирование;
  • Методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

База исследования – МОУ гимназия № 40 г. Краснодар. Количество участников – 22 первоклассника, из них леворуких детей – 5.

Теоретическое значение работы в том, что была сделана попытка систематизации теоретического материала в связи с изучаемой проблемой;

Практическое значение в том, что полученные данные могут использоваться в школьной работе с леворукими первоклассниками в ситуации кризиса 7 лет и в других средах.

В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

  1. Сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений, особенно их последовательности; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк.
  2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений: у левшей часто отмечается искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за и т.п.).
  3. Особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его “по полочкам”, на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала.
  4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.
  5. Речевые нарушения: ошибки звуко-буквенного анализа.

Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени – чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.

На протяжении первого класса (а возможно, и более продолжительное время) леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных психологических занятий, направленных на развитие:

  • Зрительно-моторной координации;
  • Точности пространственного восприятия;
  • Зрительной памяти;
  • Наглядно-образного мышления;
  • Способности к целостной переработке информации;
  • Моторики;
  • Фонематического слуха;
  • Речи.

Приложение 1