С.А. Есенин. "Береза". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Тема: Сергей Александрович Есенин “Береза”.

Цели: учить выразительному чтению стихотворения, развивать в детях эмоционально-чувствительное отношение к действительности, формировать личностное видение окружающего мира, прививать любовь у поэзии.

Оборудование: презентация к уроку, тексты для чтения, тесты, рисунки, сочинения, картина-оригами, интерактивная доска “Interwrite”.

Ход урока

Слайд 1 (заставка).

1. Организационный момент.

Звучит музыка. Учитель с детьми выполняет гимнастику.

Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.

2. Минутка чтения.

Дети получают индивидуальные тексты. Учитель определяет время для чтения.

Приложение 1

3. Целеполагание.

- Ребята, о каком времени года вы узнали из текста?

- В вашем классе прошли конкурсы, и есть победители. В конкурсе стихов о зиме победил Жуков Е. (чтение стихотворения наизусть), в конкурсе сочинений “Зимушка” победила Цикунова К.(чтение сочинения вслух), в конкурсе рисунков победила Дудко Т. (показывает рисунок). Этих ребят мы наградим.

- Ребята, вы много читали о зиме сказок, рассказов; сами писали сочинения. Попробуйте выполнить тесты (на доске в презентации).

Тест. Приложение 2

Слайд 2. Тесты проверяют с использованием интерактивной доски (ученик обводит маркером правильный ответ).

Ключ

Правильные ответы:

1 – В

2 – В

3 – В

Слайд 1.

- Ребята, поднимите руку те, у кого все плюсы. Посмотрите, мало, кто справился с заданием, на отлично. Почему? А мы можем на уроке познакомиться со стихотворением и автором?

4. Изучение нового материала.

Чтение стихотворения “Береза” наизусть учеником.

Слайд 3.

- А я вам, ребята, расскажу об авторе этого стихотворения: в осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду. Сережа был большим драчуном, ходил всегда в царапинах. По субботам Сергея мыли, стригли ногти, маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал его кудрявых волос. Когда Сергей подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать учителем. Но этого не случилось. Смыслом жизни Сергея стала поэзия. Он начал писать стихи с 9 лет. Сергей Есенин – исконно русский поэт.

1) Работа с учебником. Стр. 36 – индивидуальное чтение.

- Ребята, сейчас каждый должен открыть учебник на 36 странице и прочитать стихотворение С. Есенина “Береза”.

2) Словесное рисование.

- Закройте глаза, представьте березку из стихотворения под своим окном. Раскройте глазки и расскажите свою картину.

3) Демонстрация коллективной картины-оригами.

- Вы представляли себе картину из стихотворения, а ребята из группы продленного дня сделали картину с использованием техники оригами. Как вы думаете, подходит ли эта картина к стихотворению Есенина?

5. Закрепление нового материала.

1) Чтение стихотворения вслух сильными учениками.

Слайд 4.

2) Словарная работа. Кроссворд.

- Ребята, какие слова из текста вам непонятны? А теперь выполните кроссворд.

Выполняют индивидуально, проверка в парах, затем учеником у доски с использованием средств интерактивной доски (маркером ученик вписывает правильные ответы.)

3) Чтение стихотворения в парах.

4) Работа по вопросам:

- Где находится береза, которую описал С. Есенин?

- Почему он посвятил ей целое стихотворение, если видел ее постоянно?

5) Выборочное чтение:

- В какое время суток поэт увидел березу?

Слайд 1.

6. Физминутка.

“Зимняя зарядка”

А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
- Здравствуй зимушка-зима!

7. Обобщение и закрепление.

1) Чтение по цепочке с анализом.

Вопросы.

- Почему автор называет березу белой?

- С чем сравнивается снег? Почему?

- Почему автор называет ветки пушистыми?

- Где в быту человеком используется кайма и бахрома?

- Для чего Есенин использовал эти слова в описании березы?

- Как объяснить, что снежинки горят в золотом огне?

- Почему береза стоит в сонной тишине?

- Каким новым серебром обсыпает заря ветки березы?

- Почему лениво?

8. Итог.

- Вспомните текст, который вы читали на минутке чтения. О каких деревьях говорит автор? (Учитель зачитывает отрывок о березе). Сравните березу из стихотворения и березу из текста.

- Выполните тест.

Проверка в парах.

- Поднимите руку те, у кого все плюсы.

9. Мотивирование оценок.

10. Домашнее задание на выбор.

1. Стихотворение наизусть.

2. Выразительное чтение стихотворения.

3. Чтение стихотворения, присочинить свои 4 строки к этому стихотворению.