Проблемы формирования положительного отношения к насекомым

Разделы: Биология, Экология


Они живут в своих особых мирах, лишь отдельными гранями соприкасающихся с нашим, в мирах,
где все оказывается совсем иным и таким далеким от того, к чему привыкли мы.
РЕМИ ШОВЕН. "Мир насекомых"

Человечество в начале XXI века переживает бурное развитие, сопровождающееся, с одной стороны, великими открытиями в самых разных областях естественных наук. С другой стороны, люди отдаляются от природы, от того, откуда человечество берет свое начало, это начало становится чуждым и непонятным.

Насекомые, в силу особенностей внешнего вида, жизнедеятельности и особой "близости" к людям, часто попадают под неадекватную человеческую оценку. Эта оценка зависит от особенностей психики и воспитания человека.

Насекомые самые многочисленные и вездесущие многоклеточные существа в мире. Человек вынужден постоянно делить с ними жизненное пространство, ресурсы, продукты собственного труда, собственное жилище и даже отстаивать неприкасаемость своего тела. Человек зависит от сотрудничества с насекомыми в деле создания и поддержки плодородия почв - основного фактора жизни на земле. Трудно переоценить роль насекомых в почвообразовании и размножении цветковых растений. Но, к сожалению, вместе с тем история знает печальные случаи массовой гибели людей от малярии, возбудителя которой переносят кровососущие комары, или от голода после налета саранчи. Вездесущность насекомых связана с их видовым разнообразием, способностью почти к повсеместному распространению и утилизации чуть ли не любых органических веществ. Так, например, только из известных нам видов насекомых больше, чем всех вместе взятых видов остальных животных и растений, при этом они занимают все мыслимые экологические ниши. Интенсивная хозяйственная деятельность человека привела к тому, что антропогенные факторы все больше приобретают характер глобального воздействия. В этих условия человек часто сам приобретает себе "врагов" в лице насекомых.

Но не будем вдаваться в глобальные столкновения людей и насекомых. Самый обычный человек почти каждый день встречается с конкретными представителями этого класса. И если взрослый в силу своей серьезной занятости пройдет мимо, то ребенок с его пытливым умом обязательно начнет докапываться до истины:

- Ой, кто это такой, маленький еж?

- Нет, это гусеница!

- Жена гуся?! [4].

А муж стрекозы - это стрекозел, а бабочка - это бабушка куколки, а муха - дальняя родственница коровы, как и божья коровка. И, увидев маленького жука, они восклицают: "Смотри, какая жукашечка ползет!". Какой ребенок уже к четвертому году не приставал к своей маме с вопросами, в которых заключается самая строгая и даже придирчивая критика "взрослой" ненаблюдательности:

- Почему сверчок зовется сверчком?

- Он что сверкает? [4].

Чтобы добиться результата своих исканий ребенок прибегает и к практическому взаимодействию с насекомыми:

- Славик, зачем ты засунул пчелку в папиросную коробочку? Выпусти ее.

- Как же! "Выпусти!" Я ее доить буду.

- А она мне будет мед давать! [4].

На протяжении веков в человеческом сознании складывались не самые приятные впечатления и мнения о большинстве насекомых. Многие великие люди олицетворяли с ними своих самых злостных врагов. К примеру, В.И. Ленин в статье "Как организовать соревнование" провозглашает лозунг "Очистки земли российской от всяких вредных насекомых". Лозунг проанализирован Александром Солженицыным: "Кто попадал под это широкое определение нам сейчас не исследовать в полной мере: Насекомые - земцы, кооператоры, домовладельцы. Немало насекомых среди гимназических преподавателей. Сплошь насекомые пели в церковных хорах, насекомые были все священники, а тем более все монахи и монахини" [5].

До истерики доводил страх перед насекомыми царя и императора всея Руси - Петра I. Когда царь путешествовал по России, то для его ночлега строили новые избы, потому что трудно было найти в русских деревнях жилье без тараканов. Однажды при виде таракана, он весь побледнел, задрожал, лицо исказилось, - точно призрак или сверхъестественное чудовище увидел, еще немного и с ним сделался бы обморок или припадок, как с трусливою женщиной [2]. Этот факт напоминает учение Лейбница о монадах: как будто не физическая, а метафизическая первозданная природа насекомых враждебна природе царя.

Классик мировой философии Ф.Ницше сравнивал с насекомыми гнусных, жалящих, трусливых людей. Он называет их ядовитыми мухами: "Они жужжат вокруг тебя со своей похвалой: навязчивость - их похвала. Они хотят близости твоей кожи и твоей крови" [3].

Немецкая философия Ясперса об особой индивидуальности каждой личности, хотя в силу своей противоречивости, и потеряла право на существование, но невольно стала барьером для отрицательных мотивов в субъективном отношении человека к насекомым. Михаил Эпштэйн в своих этюдах о природе описывает свое экзистенциальное отношение к мухе: "Ползет возле тебя - на столе, по окну маленькая букашка, и рука сама тянется ее прихлопнуть. Отчего это свободное, независящее движение в существе столь мелком нас раздражает и хочется поставить его на место в зависимости от себя, что можно сделать только одним способом - убить. Мы чувствуем в нем некую самостоятельную устремленность куда-то и не можем внутренне смириться с ней, поскольку насекомое не может отстоять эту свою свободу: в нас просыпается инстинкт власти, и в игре с насекомым мы охотно его реализуем" [26]. Соблазн убийства возникает потому, что насекомое, по причине своей физической малости и удаленности в иерархии существ, - это чистый объект, с которым нельзя вступать в субъективные отношения как с собакой или кошкой.

Эти и многие другие факты подтверждают существование ключевой проблемы экологической психологии, - проблемы субъективного восприятия мира природы, под которым подразумевается ": субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с природой, являющееся фактором, обуславливающим поведение" [1]. Детальный анализ данной проблемы и другие важнейшие вопросы экологической психологии и педагогики подняты в работах С.Д. Дерябо и В.Я. Ясвина. Остановимся на ключевых вопросах этих работ и примем их за основу в раскрытии проблем отношения человека к насекомым.

Природные объекты в действительности не являются субъектами. Они могут восприниматься как субъекты только в том случае, если воспринимающий моделирует, конструирует их субъектность. Субъективное отношение характеризуется по следующим базовым параметрам: модальность, широта, осознанность, интенсивность.

Под модальностью субъективного отношения подразумевается его качественно- содержательная характеристика. Она может быть прагматической (с пользой для человека) или непрагматической (без пользы для человека). Вторая характеристика модальности связана с вопросом определения субъектности или объектности природных объектов во взаимоотношениях с человеком. Соединив эти две характеристики, мы получим четыре типа отношения к природе, в том числе, и к насекомым: объектно-прагматический; объектно-непрагматический; субъектно-прагматический; субъектно-непрагматический.

Рассмотрим эти четыре типа модальности на субъективном отношении к насекомым.

Модальность отношения пчеловода к каждой отдельно взятой рабочей пчеле, как правило, является объектно-прагматической. Человек получает в процессе взаимодействия мед и особым образом не выделяет каждую рабочую пчелу из семьи и улья. Совершенно иное отношение пчеловода к матке, особенно во время роения пчел, оно становится субъектно-прагматическим.

Продемонстрируем непрагматическое отношение по оси "объектная-субъектная" на примере насекомых, обитающих в диких условиях, но в силу определенных обстоятельств, оказавшихся под присмотром человека. Очень часто ученые-энтомологи разводят редкие виды насекомых с целью дальнейшего их выпуска в природу. Особенности размножения насекомых и благоприятные лабораторные условия позволяют доводить их численность до значительных результатов. Среди кишащей массы редко выделяются особо "выдающиеся" экземпляры, поэтому каждый, из выпущенных в природу, воспринимается как объект. А бескорыстное отношение энтомологов к такому объекту характеризуется как объектно-непрагматическое. Представим, что одно из таких лабораторных животных оказалось в домашних условиях, что вызвало огромный познавательный интерес у ребенка, который начал ухаживать и заботиться о нем. Такое отношение будет характеризоваться как субъектно-непрагматическое, именно оно наиболее желательно, т.к. характеризует настоящих любителей природы.

Параметр широты субъективного отношения подразумевает тот факт, что кому-то нравятся только определенные виды насекомых: красивые дневные бабочки, блестящие жуки, трудолюбивые пчелки, а другому насекомые нравятся вообще.

Еще один параметр, параметр осознанности, характеризуется тем, что люди в разной степени осознают свою привязанность к насекомым. Одни не понимают своих увлечений, другие становятся энтомологами, посвятив насекомым всю свою жизнь.

Параметр интенсивности показывает особенности степени и форму проявления отношений через разные виды деятельности. В структуре параметра интенсивности выделяют четыре компонента: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный. С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин в своих исследованиях анализируют механизмы формирования отношения к отдельным природным объектам, определяя каналы или пути, по которым достигается поставленная цель деятельности. Эти каналы непосредственным образом связаны с параметром интенсивности субъективного отношения к природным объектам. Очевидно то, что если у отдельной личности преобладает какой-либо из компонентов параметра интенсивности субъективного отношения к природе, это характеризует канал, по которому преимущественно формируется данное отношение.

Итак, первый канал - перцептивно-аффективный. Он основан на эстетическом и чувственном освоении насекомых. В него входит восприятие формы (камешки, комочки, круглые, продолговатые, и.т.д.); цвета (обычно зависящего от места обитания и окружающей среды насекомого); величины; рисунка; динамики (летает, ползает, бегает, скользит, катает:); звуковой характеристики (жужжит, пищит, стрекочет, поет:); поведенческих (витальных) форм, позволяющих установить определенный параллелизм с человеком (строит дом, ухаживает за потомством:), так называемых антропоморфных "ответов". Важнейшую роль на этом пути играют релизеры сенсорного канала: визуальные, аудиальные, тактильные, поведенческие. Необходимо уточнить, что, исследуя поведение животных, К.Лоренц установил: из всех стимулов, получаемых животными из мира природы, выделяется особая группа ключевых стимулов, которые он назвал психологическими релизерами (лат. Releaser). Животное, в том числе и человек, дает на них ту или иную генетически обусловленную реакцию, даже встречаясь с ними впервые. К примеру, человек отрицательно реагирует на особую форму головы насекомых, очертания тела и характерный блеск [1].

Следующий канал - когнитивный, характеризуется уровнем познавательной активности детей по отношению к насекомым, готовностью и стремлением получить и переработать информацию о насекомых. Великие философы древности говорили о том, что великая любовь - это дочь великого познания. По когнитивному каналу субъективное отношение к насекомым формируется под влиянием двух групп релизеров: социально-психологических и экологических фактов.

Социально-психологическая группа релизеров определяет слова или словосочетания, которые несут в себе эмоционально-окрашенную положительную или отрицательную оценку. К примеру, положительный отзыв вызовет информация о том, что древние русские считали бабочку олицетворением души. Социально-психологические релизеры имеют прямую связь со второй сигнальной системой. Все оценки, заложенные в социальные релизеры, могут нести эстетический характер (бронзовый жук), этический характер (трудолюбивая пчела) и характер противопоставления (умер - сдох, брюшко - брюхо, усики - усища). От выбора тех или иных слов зависит становление положительного отношения к насекомым.

Экологические факты - это вербальная информация экологического характера типа: "самый - самый", "похож на человека", "опасный - безопасный" и т.д.. Экологические факты, связанные с социальным поведением насекомых в природе, оказывают наибольшее влияние на формирование субъективного отношения к насекомым. То есть, это все факты сходства человека и насекомых на надорганизменном уровне. Наименьшее влияние оказывают сходства на организменном и внутриорганизменном уровнях. Почти никакого эффекта не вызывают примеры сходства на молекулярно-клеточном уровне.

И, наконец, канал практический, осуществляется с помощью непосредственного взаимодействия с насекомыми. Он реализуется при организации инсектария, через наблюдения за насекомыми в искусственных и естественных условиях. Функцию психологических релизеров выполняют так называемые поведенческие "ответы" природного объекта на активность личности. Ответные проявления со стороны насекомого могут выражаться в различной форме: съесть корм, поселиться в предложенном укрытии, вывести потомство в неволе и т.д.

Высшей ступенькой на практическом канале будет являться поступок, который характеризует поступочный, наиболее важный из четырех компонентов параметра интенсивности субъективного отношения к природным объектам. В исследованиях С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина четко определено: "Поступок - это "демонстрация" личностью своего отношения". Поступок прослеживается в насекомоохранной деятельности, потому что такая деятельность совершается "для других", а не "для себя".

Перечисленные психологические релизеры, встречаемые на пути формирования субъективного отношения к природным объектам (сенсорные, социально-психологические, экологические факты, "ответы" природного объекта на активность личности), имеют иерархическую структуру, которая в конечном итоге формирует в целом либо положительное отношение к природному объекту либо - отрицательное [см. таблицу 1].

Таблица 1
Закономерности формирования отношения к животным

Положительное отношение Отрицательное отношение
1. По практическому каналу под воздействием антропоморфных и поведенческих "ответов"

2. По когнитивному каналу под воздействием социально-психологических релизеров, экологических фактов "самый-самый"

1. По когнитивному каналу под воздействием экологических фактов об опасности и "вредности" животных

2. По перцептивному каналу под воздействием тактильных, визуальных аудиальных, поведенческих релизеров

Анализ типичных примеров формирования положительного и отрицательного отношения человека к отдельным представителям отрядов насекомых представлен в Приложении 1.

Взаимодействие с природным объектом проходит в несколько этапов:

1. Восприятие "ответов" со стороны природного объекта (положительных и отрицательных)

2. "Ответы" осмысливаются как показатели соответствия или несоответствия усилий личности направлению и характеру "деятельности" самого природного объекта

3. Появление предмета совместной деятельности человека и объекта природы

4. Образование нового субъекта деятельности - группы "Человек + субъектифицированный объект природы" [1].

Уже на первых двух этапах такого взаимодействия возможны проблемы, связанные с особенностями обработки информации, поступающей от объектов природы по различным каналам.

Деятельность педагогов должна быть направлена на стимулирование положительного отношения к природному окружению, объяснению причин "отрицательных ответов", возникающих при подобных контактах и преодолению возникающих при этом отрицательных реакций.

Но в самом начале необходимо определить, какие фиксируемые личностью "ответы" преобладают при обработке поступающей информации, т.к. от этого зависит осуществление двух последних этапов взаимодействия с природным объектом.

Диагностические материалы, предложенные С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным ("Натурофил", "Эзоп", "Альтернатива"), послужили основой для разработки комплексной диагностики по выявлению уровня интенсивности и ведущей установки в структуре личностного отношения к насекомым у детей младшего и среднего школьных возрастов.

"Натурофил" включает в себя четыре основных шкалы, соответствующие четырем выделяемым компонентам: перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поступочному [см. приложение 2].

"Эзоп" - вербальная ассоциативная методика направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении к насекомым [см. приложение 3].

Диагностическая методика "Альтернатива" позволяет определить ведущий тип

мотивационного взаимодействия с насекомыми [см. приложение 4] .

С учетом результатов по трем видам диагностики получаются данные, которые можно

представить в итоговом протоколе [см. приложение 5].

Анализ результатов комплексной диагностики детей младшего и среднего школьных возрастов показывает следующее:

1. У большинства детей наблюдается сочетание когнитивной и прагматической ведущей установки в общении с насекомыми

2. Замечено, что у детей, показавших высокий уровень личностного отношения к насекомым, отсутствует прагматический тип установки

3. Поступочный компонент в структуре личностного отношения к насекомым проявляется не значительно.

Результаты комплексной диагностики по выявлению уровня интенсивности и ведущей установки в структуре личностного отношения к насекомым у детей младшего и среднего школьных возрастов можно сопоставить с результатами исследований С.Д. Дерябо и В.Я. Ясвина, которые определили периодизацию развития в процессе онтогенеза субъективного отношения к природе. Для детей младшего школьного возраста характерен когнитивный субъектно-непрагматический тип отношения к природе. У детей среднего школьного возраста в норме должен проявляться поступочный субъектно-непрагматический тип отношения к природе. В подростковом возрасте будет проявляться объектно-прагматическая модальность и практический компонент в уровне интенсивности субъективного отношения к природе. И только в юношеском возрасте модальность примет субъектно-непрагматический характер и ведущим каналом при субъектификации природного объекта станет перцептивный канал.

Сравнение результатов показывает, что на пути субъектификации такого природного объекта, как насекомые, встречаются серьезные проблемы, решение которых лежит в области экологической педагогики. Педагог-эколог реально может повысить уровень личностного отношения к насекомым, помочь "избавиться" от прагматической установки в отношении, усилить роль когнитивной и поступочной установок по отношению к насекомым.

По данным многих исследований на сегодняшний день существуют два направления в экологической педагогике. Одно из них основывается на антропоцентризме (греч. Antropos-человек; Kentron-центр), антиэкологизме и социальном оптимизме. Другое, принципиально отличное от первого, базирующееся на биоэкоцентризме или инвайроментальной парадигме (лат.environment -окружающая среда).

Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Парадокс, но правильное биоэкоцентрическое отношение к природе является косвенной основой того же антропоцентризма. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека.

Литература.

1. Дерябо С.Д. Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

2. Мережковский Д.С. Христос и Антихрист.- М.: "Правда". Собрание сочинений в четырех томах. Том второй, 1990.

3. Ницше Фридрих. По ту сторону добра и зла: сочинения. - М.: Эксмо, 2007.

4. Чуковский К. От 2-х до 5-ти. - М.: "Детская литература",1968.

5. Эпштейн М. Этюды о природе. - М.: "Знание". //Человек и природа. - 1989. - № 11.