Организация проектной деятельности школьников по математике с использованием средств ИКТ

Разделы: Математика, Информатика, Внеклассная работа


Работаю учителем 20 лет. В своей педагогической деятельности использую различные методики и современные образовательные технологии.

Внеклассную работу в школе по предмету «математика» последние годы веду в четырех направлениях:

  • исследовательская деятельность учащихся;
  • проектная деятельность учащихся;
  • использование информационно-коммуникационных технологий;
  • организация внеклассных мероприятий по предмету.

Сегодня общество предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Связи с этим изменились взгляды на понятие «образованный человек». Приоритетным направлением работы педагогов школы сегодня становится создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию и реализации способностей детей. Развитие индивидуальных возможностей обучающихся может происходить не только через усложнение и увеличение учебного материала, но и в рамках включения их в исследовательскую деятельность по выбранному ими направлению. Этому способствует создание в школе научного общества учащихся (НОУ).

Исследовательские работы – это для меня возможность формирования у школьников умений сформулировать проблему, обрабатывать информацию, анализировать ее и создавать новую, адаптированную для конкретной аудитории.

По желанию создаются творческие группы или пары. В течение определенного времени ведется поисковая, исследовательская и творческая работа.

Материал многих исследовательских работ, имеющих социальную значимость, используется классными руководителями в воспитательной работе с детьми, на школьных родительских собраниях. Буклеты, газеты, бюллетени созданные на основе полученных сведений в результате исследовательской деятельности, распространяются среди учащихся и родителей. Результаты исследовательских работ регулярно публикуются в школьной газете «По секрету всему свету» для детей и родителей.

Организуя работу над проектами и исследовательскими работами в творческих парах, группах, мне удается решать проблемы коммуникативной культуры учащихся. У школьников формируются коммуникативные умения: уверенно говорить перед классом или группой, увлечь своим ответом, учитывать мнение других, вести корректно дискуссию, работать в коллективе и др.

Овладев информационно-коммуникационными технологиями ребята создают интересные проекты по математике: «Математические сказки», «Геометрия на дорогах», «Геометрия в лесу», «Координаты в нашей жизни», «Быстрый счет без калькулятора». В форме компьютерных презентаций они представляют результаты своей работы на уроках и занятиях любителей математики.

Среди новых педагогических технологий особое место занимает и проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения результата.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Для меня очень важно, чтобы учащиеся четко представляли, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике.

Так в ходе работы над проектом по теме «Влияние различных факторов на восприятие математических знаний мальчиками и девочками» родилась идея создания проекта электронного задачника «Математика для девочек». В результате этот учебник, вернее проект учебника, был создан. В сборник вошли задачи, которые будут интересны и познавательны девочкам от 7 до 16 лет. По своей сути у ребят получилась «Кулинарная книга». Разделы учебника «Задачи на проценты», «Задачи на сплавы», «Задачи на части», включающие, в том числе и текстовые задачи ЕГЭ по математике, уже используются в школе на уроках в 5-11 классах при прохождении тем на решение задач. При создании пособия использованы также компьютерные технологии, так как задачник представляет собой web-сайт. В дальнейшем ребята планируют создать задачник для мальчиков «Математика в столярном деле».

Работа над проектом была организована в сводном разновозрастном отряде (РВО). Цель РВО: развитие творческих способностей личности в условиях дружеской, комфортной атмосферы, союза детей и взрослых.

Разновозрастный принцип позволяет мне объединить интересы десяти- и шестнадцатилетних, поскольку творческие задания легче всего решать совместно, объединенными усилиями ребят всех возрастов. Налицо воспитательное влияние старших на младших.

Представляю пример одной из методических разработок по организации творческой работы с учащимися разного возраста.

Приложение 1, Приложение 2.