Деньги и банки в век электроники

Разделы: Экономика


Преподавание курса «Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности» для учащихся 7-8-х классов требует от учителя постоянного методического совершенствования. Практика показала, что традиционные методы преподавания экономики, особенно в работе  с мотивированными учащимися,  в основной школе себя не оправдывают.
Поэтому, в работе с восьмиклассниками  становится необходимостью  использование современных образовательных технологий.

Урок  «Деньги и банки в век электроники» в 8 классе построен по проектной технологии. Урок направлен на реализацию главной цели – формирование умений  учащихся анализировать и систематизировать полученные знания. Перед учащимися были поставлены задачи: выяснить схемы действия и значение разного вида платежных карточек; подготовить проекты   с использованием  информационно-коммуникационных технологий; защитить  подготовленные проекты.

Урок рассчитан на два часа. На первом уроке учащиеся знакомятся  с этапами  проектной деятельности, критериями  ее оценки;  объединяются в проектные группы и выбирают темы для проектов. Учителем предлагаются  темы проектов, такие как «Пророчество  Альфреда Блумингдейла», «Карточки для богатых путешественников», «Заправочные карточки» и другие.

В течение недели, до следующего урока, учащиеся разрабатывают  сценарии выступлений, посещают банки, заправочные станции, готовят  презентации,  наглядные материалы: схемы, таблицы, «банковские карточки». Учитель при подготовке проектов находится в роли консультанта.

На втором уроке учащиеся защищают подготовленные проекты. Группа экспертов, выбранных из  числа одноклассников, оценивает  проекты по заранее объявленным критериям.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма урока: проектная деятельность.

Цель урока: формирование умений анализировать и систематизировать полученные знания.

Задачи урока:

  • развитие социального кругозора личности в подростковом возрасте, интереса к изучению экономики;
  • формирование информационно- технологической компетентности;
  • выяснить схемы действия и значение разного вида платежных карточек.

Учитель: Современный человек в отличие от человека девятнадцатого века, а тем более человека времен Адама Смита или Маркса,  подавляющую часть своих потребностей удовлетворяет через деньги или с использованием денег. Бумажные деньги имеют много недостатков, и бумажное обращение становится все более и более обременительным для самой цивилизации. Ведь вся масса бумажных денег в мире составляет многие миллионы тонн. А это вырубленные леса, громадное количество экологически вредных красителей, быстрый перенос через деньги носителей болезней. Более того, само бумажное обращение в немалой степени стимулирует и бумажное делопроизводство, требующее еще в десятки и сотни раз больших ресурсов.
Думается, что ни у кого нет сомнений, что XXI век станет веком именно электронных денег. Электронное денежное обращение требует на порядки меньше затрат природных и человеческих ресурсов. Переход на электронное денежное обращение станет мощным стимулом перевода на безбумажные технологии и иных сфер человеческой деятельности, что сохранит миллионы гектаров леса, реки, воздух и биосферу.

Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока; темами  проектов, этапами работы над проектом; критериями оценивания проектов.

Темы проектов:

  • Пророчество Альфреда Блумингдейла
  • Карточки для богатых путешественников
  • Банковские карточки
  • Заправочные карточки
  • Разновидности банковских карточек

Этапы работы над проектом:

1. Определить тему проекта
2. Сформулировать цель проекта
3. Распределить роли в группе (сбор информации, конспектирование, подбор иллюстраций, подготовка презентации, устного ответа и т.д.)
4. Сделать презентацию; устное сообщение, письменный отчёт, обеспечить объектами наглядности
5. Провести рефлексию (что узнали, чему научились)

Предполагаемые результаты проектной деятельности:

  • Инструкция по  использованию карты;
  • Статья в журнал «Экономика для школьников»;
  • Схема расчетов при помощи карточки;
  • Реклама карточки;
  • Инсценировка ситуаций;
  • И другие.

Критерии оценивания проекта:

  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  • степень осмысления использованной информации;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • формулирование цели проекта;
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  • владение рефлексией;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • социальное значение полученных результатов.

Учащиеся объединяются в проектные группы, выбирают тему проекта, распределяют  роли в группе, готовятся к защите проекта. Подготовительная работа проводится в течение одного урока. На втором уроке  происходит защита проектов. Группа экспертов из числа учащихся  оценивает деятельность групп по критериям, сообщенным учащимся заранее.

Выводы к уроку:

  • На смену бумажным деньгам идут новые деньги, деньги на новом информационном носителе – электронные деньги.
  • Электронные деньги являются виртуальными деньгами. Они не имеют вещественного выражения и представляют собой всего лишь информацию, записанную в специализированных банках данных (в денежных банках).
  • Распоряжение этими деньгами осуществляется либо через банковские терминалы, либо с помощью персональных денежных контроллеров в виде карточек того или иного вида. При платеже, производимом через электронно-кассовый аппарат в магазине или ином месте, сумма платежа списывается с карточки, а платежеполучатель получает право на выставление платежного требования на сумму платежа (электронный вексель), который он уже и предъявляет в собственный банк.
  • Денежные карточки (магнитные, чиповые и т. д.) не несут в себе и не хранят деньги. Они служат только для распоряжения деньгами, которые хранятся на счете в банке.
  • Электронизация денежной системы требует создания новой отрасли промышленности – электронно-денежного приборостроения. В сферу этого производства входит изготовление электронных карт, объем производства которых может составить десятки и сотни миллионов единиц, электронных кассовых аппаратов, всякого рода считывающих устройств, большого количества программных продуктов, производство банковских машин, серверов, программ к ним, сетевого и коммуникационного оборудования и многого другого.

Приложения к уроку: