Курс по выбору "Учимся нестандартно мыслить"

Разделы: Математика


Пояснительная записка.

Данный курс по выбору (по математике) разработан в рамках дополнительных образовательных услуг. Направленность курса “Учимся нестандартно мыслить” – научно-техническая.

Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по математике в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данная работа имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать обучающихся математикой, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Особенностью предлагаемого курса является то, что для занятий предлагаются небольшие фрагменты, относящиеся к различным разделам школьной математики.

Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом в основном курсе материале, а главное, порешать интересные задачи, подготовить к участию в олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

Цель курса по выбору: заинтересовать обучающихся математикой, совершенствовать подготовку обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, развивать их творческие способности, логическое мышление.

Достижение этой цели связано с решением следующих задач:

  • углубление представлений о математических задачах и способах их решения,
  • выявление математической сущности понятий, употребляемых в нестандартных задачах,
  • формирование приемов математического моделирования практических задач,
  • формирование рациональных приемов исследовательской деятельности.

Материал для занятий подобран таким образом, чтобы можно было проиллюстрировать применение математики на практике, показать связь математики с другими областями знаний, познакомить с некоторыми историческими сведениями, подчеркнуть эстетические аспекты изучаемых вопросов.

Как показывает опыт, эти вопросы интересны и доступны учащимся 8-го класса. Уровень сложности предлагаемых вопросов таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число школьников, а не только наиболее сильных. Для кого-то из школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.

Программа курса по выбору “Учимся нестандартно мыслить” предназначена для обучающихся 8-го классов.

Ожидаемые результаты. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов несомненно появится прогресс в подготовке обучающихся, дети познакомятся с различными математическими идеями, увидят все их многообразие, приобщатся к научно-исследовательской деятельности.

Итогом реализации данного курса станет участие в олимпиадах, конкурсах, создание презентаций по темам: “Леонардо Эйлер”, “Решение олимпиадных задач”.

Учебно-тематический план курса

Программа курса по выбору “Учимся нестандартно мыслить” рассчитана на 2 часа в неделю, всего 17 учебных часов (Приложение 1).

Содержание курса по выбору

Занимательные задачи (10 ч)

Задачи Древнего Востока. Графы и их применение. Решение задач с использованием графов. Леонардо Эйлер. Пестрые картинки из разных стран. Лабиринты. Античные этюды. Проблема четырех красок. Решение олимпиадных задач. В стране удивительных чисел.

Логические задачи (7 ч)

Пьер Ферма. Остросюжетные логические задачи. Решение задач методом перебора. Скорость, расстояние, время и отношения между ними. Вокруг часов. Решение сюжетных задач.

Методическое обеспечение курса

Список тем сообщений и презентаций:

Занимательные задачи

  1. Задания для развития математической памяти
  2. Задания по математике для развития математических способностей

Логические задачи

  1. Решение логических задач
  2. Решение оптимизационных задач по математике

Список использованной литературы:

  1. Алееницкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. – М.: 1960.
  2. Асарова Е.Ю., Фрид М.Е. Математика выводит из лабиринта. – М.: Контекст, 1997.
  3. Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад. – М.: Наука, 1975.
  4. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. – М.: Просвещение, 1994.
  5. Журнал “Квант”. 1989–1997г.г.
  6. Златко Шпорер. Ох, эта математика! – М.: Педагогика, 1985.
  7. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. – М.: “Мирос”, 1995.
  8. Леман И. Увлекательная математика.– М.: Знание, 1985.
  9. Научно-теоретический и методический журнал “Математика в школе” 1980–1988г.г.
  10. Чименгирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. – М.: Просвещение, 1993.
  11. Яковлев А.Я. Леонард Эйлер. – М.: Просвещение, 1983.