Программа математического кружка "Геометрия и красота" для 5–6-х классов

Разделы: Математика, Внеклассная работа


“Математика есть прообраз красоты мира”
И.Кеплер

Пояснительная записка.

Данная программа разработана в рамках дополнительного образования. При разработке содержания и форм работы данного кружка, особое внимание уделялось творческим заданиям для детей, где надо что-то смастерить, нарисовать, в общем, создать нечто эстетически значимое, потому что такие задания соответствуют психологическим особенностям возраста 10–12 лет.

Цель кружка: эстетическое развитие учащихся; раскрытие красоты предмета геометрии; формирование и развитие устойчивого интереса учащихся к геометрии.

Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:

  • объединение обучающихся на почве занятий геометрией;
  • расширение представлений обучающихся об окружающем их мире живой и неживой природы с геометрической точки зрения;
  • формирование первоначальных представлений об использовании геометрических форм и закономерностей в искусстве;
  • углубление представлений обучающихся о культурно-исторической ценности математики.

Основные цели и задачи, решаемые при изучении разделов:

“Линии”. Основная цель – развивать представления о линии, продолжить формирование графических навыков и измерительных умений.

“Прямые на плоскости и в пространстве”. Основная цель – создать у обучающихся зрительные образы всех основных конфигураций, связанных с взаимным расположением прямых.

“Симметрия”. Основная цель – познакомить обучающихся с новыми видами симметрии на плоскости и в пространстве, дать представление о симметрии в окружающем мире, развить пространственное и конструктивное мышление.

Ожидаемые результаты: появится прогресс в подготовке обучающихся, дети познакомятся с различными геометрическими идеями, увидят все их многообразие, приобщатся к научно – исследовательской деятельности.

Итогом реализации данной программы станет участие в олимпиадах, конкурсах, создание проекта и презентации по теме: “Симметрия вокруг нас”.

Учебно-тематический план программы кружка

Программа математического кружка “Геометрия и красота” рассчитана на 17 учебных часов (Приложение 1)

Содержание программы

Линии (4 ч)

Мир, в котором мы живем, с точки зрения геометрии. Линии. Прямая. Части прямой. Ломаная Длина линии. Замечательные линии (головоломки, вышивка, пластилин и т.п.). Практические работы № 1–3.

Прямые на плоскости и в пространстве (2 ч)

Геометрическая экскурсия по Волгограду – презентация. Игры, конкурсы, сценки, викторины. Практические работы № 4–5.

Симметрия (9 ч)

Орнаменты (бордюры, паркеты). Построение и свойства осевой, переносной симметрий.

Орнаменты (розетки). Построение и свойства поворотной симметрии. Цветы. Изготовление елочных украшений. Орнаменты (национальные). Декоративно– прикладное искусство народов России. Многогранники. Симметрия кристаллов Практические работы № 6-12.

Методическое обеспечение

Список тем сообщений и презентаций:

Линии.

  1. Архитектура и математика.
  2. Геометрия вокруг нас.
  3. Занимательное и познавательное путешествие в стране “Геометрия”.
  4. Математика, геометрические тела.
  5. Математические и физические понятия в пословицах.

Прямые на плоскости и в пространстве.

  1. Единицы измерения длины в разных странах.
  2. Знакомство с программой Живая геометрия.
  3. Математика, геометрические тела.
  4. Меры и их измерения.

Симметрия.

  1. Гармония математики и архитектуры в симметрии.
  2. Геометрия чувашских узоров.
  3. Живая природа и симметрия.
  4. В мире многогранников.
  5. Кристаллы – природные многогранники.
  6. Многогранники.
  7. Мир правильных многогранников.
  8. Платоновы и Архимедовы тела.

Список использованной литературы:

  1. Бунимович Е.А. и др. Математика. Рабочая тетрадь. 6 кл. Просвещение, 2009–2010.
  2. Дорофеев Г.В. и др. Математика. Рабочая тетрадь. 5 кл. Просвещение, 2009–2010.
  3. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. 5–6 кл. Задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2002.