Эстетическое воспитание учащихся – неотъемлемая часть развития культурной и образованной личности в сфере изучения иностранных языков

Разделы: Иностранные языки


“Эстетика” в переводе с древнегреческого – ощущение, чувство, учение о прекрасном, об искусстве и о художественном творчестве. Эстетика исследует отношение искусства к действительности, сущности и проявление прекрасного в жизни.

Таким образом, задача эстетического воспитания – ознакомить школьников с прекрасным в искусстве, творчестве, природе. Цель учителя иностранных языков – сочетать обучение со многими формами всестороннего развития личности на каждом уроке, в том числе эстетического. Это возможно при условии тщательно продуманного плана ряда уроков (или отдельного урока). Естественно, что на одном уроке не могут быть реализованы все цели эстетического воспитания. Это зависит от учебной задачи, от учебного материала, от этапа обучения, то есть от языковых возможностей учащихся, поскольку именно практическая цель является ведущей в предмете иностранного языка.

Чем старше возраст и языковые возможности учащихся, тем сложнее и многограннее цели и задачи эстетического воспитания.

Мы часто сталкиваемся с грубостями, хамством, мы невольно черствеем душой и не замечаем этого порой. А ведь мы порождаем ответную реакцию наших детей, они – отражение взрослых. Пора бы нам всерьёз заняться эстетическим воспитанием. Много мы сделать не сумеем, так как этот процесс надо начинать с рождения ребёнка, а наши дети (большая часть из них) пришли из семей ,где нравственные устои оставляют желать лучшего. Много невоспитанности, грубости в поведении и высказываниях видим мы на каждом шагу.

Что же делать? Со старшеклассниками можно обсуждать темы искусства, литературы, приобщать их к классической музыке, это мы и делаем на наших уроках. Работа интереснейшая – непочатый край. Культура и искусство таких немецкоязычных странах, как ФРГ, Австрия и Швейцария, говорят сами за себя. На уроках мы читаем стихи Гёте, Гейне, Шиллера в оригинале и в переводе, мы слушаем отрывки из знаменитых музыкальных произведений Моцарта, Баха, Бетховена. Дети воспринимают это положительно, с желанием узнать ещё что-то новое или ранее услышанное. Отсюда желание изучать иностранный язык. Необходимо осознать значение иностранных языков для высокоразвитого и образованного человека. Расширяющиеся связи нашей страны с немецкоязычными и другими странами позволяют обмениваться культурными ценностями.

Наша задача – усилить воспитательное влияние личности учителя – его нравственные качества, ответственное отношение к труду, педагогическую этику. Необходимо создавать психологически благоприятный климат на уроке, стимулирующий учащихся к общению, выражению своих мыслей и чувств.