Урок математики "Площадь трапеции". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Площадь трапеции”.

Задачи:

  • научить решать задачи по теме “Площадь трапеции”;
  • формировать умения работать с учебником, интерактивной доской (ИД);
  • формировать умения работать в группе;
  • развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, дискутировать, отстаивать свою точку зрения;
  • развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор учащихся.

Оборудование:

  • персональный компьютер (ПК);
  • мультимедиапроектор;
  • интерактивная доска (ИД);
  • раздаточный материал;
  • приложения для ИД;
  • карты самодиагностики “Я - диагностика” (Приложение 1).

План урока.

  1. Организационный момент (1 мин.).
  2. Устная работа (5 мин.).
  3. Решение задач с практическим содержанием и защита своих работ (30 мин.).
  4. Подведение итогов. Выставление оценок (7 мин.).
  5. Домашнее задание (2 мин.).

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель сообщает классу тему и цель урока. Класс разбит на группы. Учитель проверяет готовность групп к работе.

2. Устная работа.

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Учитель. Найдите площади трапеций. Сторона каждой клетки 1 см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

3. Решение задач с практическим содержанием и защита своих работ.

Работа в группах, фронтальная работа.

Каждая группа учащихся выбирает старшего – менеджера и получает пакет документов: заказ на выполнение услуг по ремонту квартиры; прайс-лист цен строительных материалов; прейскурант цен на стоимость строительных услуг.

Учитель. Сегодня каждая группа – фирма, занимающаяся ремонтом помещений. Вы окажетесь в игровой ситуации, которая моделирует реальную обстановку, где выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения поставленной задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Кроме того, в процессе достижения поставленных целей вам необходимо будет взаимодействовать с коллегами – участниками вашей группы. А для этого каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение, умение дискутировать и убеждать, чтобы всей группе правильно, экономично и быстро решить проблему.

Содержимое пакета документов.

1) Заказ на выполнение услуг по ремонту квартиры (все размеры даны в метрах).

Необходимо вычислить количество материала для выполнения заказа, его стоимость и стоимость работы.

а) На рисунке 1 – план столовой. Требуется покрасить пол в два слоя. Расход краски – 80 г/м2.

б) Требуется постелить линолеум в прихожей (рисунок 2). Выбрать линолеум для максимальной экономичности и удобства выполнения заказа.

в) Требуется облицевать плиткой пол ванной комнаты, кроме душевой кабины (рисунок 3). Плитка имеет форму прямоугольника со сторонами 0,2 м и 0,3 м. Отходы составляют 13 %.

2) Прайс-лист цен строительных материалов.

Наименование материала

Цена

Количество

Краска для пола

430 руб.

1 банка (3 кг)

Линолеум


650 руб.
850 руб.
990 руб.

1 погонный метр при ширине:
1 м
2 м
3 м

Плитка

340 руб.

1 м2

3) Прейскурант цен на стоимость строительных услуг.

Наименование работы

Стоимость за 1 м2

Настил линолеума

90 руб.

Покраска пола

70 руб.

Укладка плитки

150 руб.

Группы выполняют задания. Учитель при необходимости выполняет роль консультанта. По окончании работы менеджеры групп отчитываются о работе “фирм” на ИД на заранее заготовленных чертежах комнат.

4. Подведение итогов. Выставление оценок.

Индивидуальная работа, фронтальная работа.

Учащиеся оценивают работу менеджеров своей группы, их роль в работе “фирмы”, а также роль каждого члена “фирмы” в решении задач, проверке результатов и коррекции работы, анализе итогов работы и оценке ее результатов; заполняют карты самодиагностики (Приложение 1).

5. Домашнее задание.

Группам учащихся – придумать и решить задачу с практическим содержанием с использованием формулы площади трапеции, оформить на А4 или написать презентацию, используя тему “Площадь трапеции”. Группы формируют учащиеся по желанию, возможна и индивидуальная работа.

Учитель. Благодарю вас за плодотворную работу. На этом наш урок закончен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. “Геометрия, 7-9. учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2008.
  2. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. Дидактический материал по геометрии для 8 класса. М.: Просвещение, 2005.
  3. Математика. 5-11 классы: уроки учительского мастерства/ авт. – сост. Е.В. Алтухова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Тесты к школьному учебнику: Геометрия. 8 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998.
  5. Урок - деловая игра по теме “Площади плоских фигур”. 8 класс. Газизуллина В.П.
  6. Изучение геометрии в 7-9 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. для учителя Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. М.: Просвещение, 2000.