Педагогический совет на тему "Создание здоровьесберегающих технологий в образовательной среде"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели:

1) обобщение педагогического опыта преподавателей начальной и средней школы использования на уроках здоровьесберегающих технологий;

2) состояние здоровья обучающихся в начальной школе;

3) создание валеологической программы школы.

Участники:

1. Ответственный за проведение педсовета (приложение 1).

2. Учителя начальной и средней школы, дающие открытые уроки-фрагменты.

3. Содокладчики.

4. Члены коллектива.

Творческие группы и руководители:

1) председатели МО школы и творческие группы по 4-5 человек,

2) администрация школы.

Порядок проведения педсовета:

1) 1 часть педсовета “Урок-фрагмент” - 13.30-13.45;

2) 2 часть педсовета – теоретическая – 13.45-14.45.

Докладчик - заместитель директора по УР “Валеологическая ( здоровьесберегающая ) среда в школе”. (15 мин.)

Содокладчики:

1) заместитель директора по УР “Нормы выполнения домашнего задания учащимися” (1 мин.);

2) школьный врач “Диагностика заболеваний у детей начальной школы” (5 мин.);

3) воспитатель ГПД “Здоровьесберегающие технологии в ГПД” (5 мин.);

4) председатель МО учителей начальной школы “Основы здоровьесберегающих технологий” (презентация);

5) учитель начальной школы “Преемственность здоровьесберегающих технологий в начальной и средней школе”;

6) председатель МО учителей естественного цикла “Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьсберегающего урока”;

7) школьный психолог “Психологическая безопасность участников образовательного процесса” (10 мин.).

Анализ открытых уроков. (7 мин.) (По группам)

Решение педагогического совета:

в связи с необходимостью сохранения и укрепления здоровья обучающихся в школе, создать валеологическую программу на основе ранее созданных и применяемых на уроках и внеклассных мероприятиях каждым педагогом здоровьесберегающиъх технологий, основными компонентами которых являются:

- оптимизация уровня образовательной нагрузки для каждого ребенка,

- оптимизация системы лечебно-профилактических мероприятий,

- оптимизация системы внеклассных и внеурочных мероприятий,

- оптимизация системы физкультурно-массовых мероприятий,

- оптимизация системы психологической помощи учащимся,

- благоприятный микроклимат в школе.

Рекомендации по проведению классных часов в плане валеологического образования: (Приложение № 2)

Приложение 1

Современные образовательные технологии должны предотвращать образовательную перегрузку учащихся, т.е. должно быть здоровьесберегающим. Это означает, что образовательный процесс должен организован так, что должны выполняться следующие требования:

1) учет индивидуальных особенностей ребенка: интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, его темперамента, характера восприятия и усвоения им учебного материала, типа памяти, характера функциональной асимметрии полушарий головного мозга и т.д.,

2) исключение чрезмерной интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки учащихся при освоении ими учебного материала, а также оптимизация, т.е. получение наилучших, из возможных для конкретного ребенка, результатов образования при минимальных затратах времени и здоровья учащегося,

3) обеспечение благоприятного морально-психологического климата в классе и в школе, сохранение, поддержка и укрепление психического и физического здоровья детей, исключение факторов, негативно влияющих на психическое состояние ребенка,

4) дополнение установки, исключающей нанесение вреда здоровью ученика, установкой, предполагающей “научение” ребенка способам самозащиты от стрессов, обид, оскорблений и психологической самозащите.

Валеологическая программа - это документ стратегического планирования, регламентирующий комплексную работу школы по сохранению и повышению уровня здоровья учащихся. Программа определяет ежегодные цели жизнедеятельности школы, пути и средства их достижения посредством внутришкольного управления на основе взаимодействия педагогов и обучающихся с 1-го по 11-й классы. Программа отражает интересы родителей учащихся школы и призвана создать непрерывность и преемственность валеологического образования учащихся на всех ступенях обучения Программа учитывает специфические условия функционирования школы, предусматривает ответственность социальных партнеров - учредителя, администрации, педагогов, учащихся и их родителей - в вопросах качества валеологического образования.

Программа должна быть разработана на основе документов:

- федеральная программа Междисциплинарной программы “Здоровье” для средних образовательных учреждений,

- методический совет школы,

- педагогический совет школы,

- общешкольный родительский комитет,

- управляющий совет школы,

и согласована с учредителем.

В нашей школе валеологическая программа не принята, однако здоровьесберегающие технологии используются каждым педагогом практически на каждом уроке.

Сегодня на примере педагогического опыта наших коллег мы рассмотрим эти приемы и методы, но об этом чуть позже.

Как я уже сказала, целями валеологического образования является сохранение и повышение уровня здоровья каждого ученика. Критериями оценки состояния здоровья детей являются показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся.

Показателями здоровья считаются:

1) уровень заболеваемости детей,

2) средняя численность часто болеющих детей,

3) численность детей с хроническими заболеваниями,

4) численность детей из основной, подготовительной, специальной медицинских групп,

5) численность функционально незрелых к обучению детей,

6) численность дезадаптированных к школе детей.

Уровень заболеваемости детей в нашей школе в 2010\2011 учебном году составляет 27 человека в день, что на 13 ниже, чем уровень заболеваемости в это же время в 2009\2010 учебном году (40 человек).

Средняя численность часто болеющих детей в 2010\2011 учебном году в начальной школе составляет 2 человека, что на 3 ниже, чем средняя численность часто болеющих детей в 2009\2010 учебном году (5 человек).

Как же педагогу надо планировать учебный материал, чтобы создать все условия для применения здоровьесберегающих технологий и, соответственно, не только сохранить здоровье учащихся, но и укрепить его?

Мы провели следующее мини-обследование среди учеников 1-х и 4 классов и учителей начальной школы: в начале и в конце урока был произведен замер артериального и сердечного давления у определенной группы людей. Что же мы видим?

У учащихся к концу урока:

- понижение артериального давления наблюдается у 4 учеников,

- повышение давления наблюдается у 4 учеников,

- не изменяется у 2 учеников,

У всех учителей к концу урока наблюдается понижение артериального давления.

У учащихся к концу урока:

- понижение сердечного давления у 5 учащихся,

- повышение давления у 5 учащихся.

У учителей к концу урока наблюдается:

- понижение сердечного давления у 3 педагогов,

- повышение давления у 1 педагога.

Это является показателем того, что учащиеся неоднозначно воспринимают учебный материал (это может быть эмоциональное отношение из-за темперамента и характера восприятия учебного материала, типов памяти и т.д.) Кроме того, мы видим изменения в состоянии здоровья педагогов, что лишний раз подтверждает особенности педагогической профессии.

Четвертый год наша школа участвует в федеральной программе “Разговор о правильном питании”. Охвачены 16 классов с 1 по 6 класс, что составляет 390 обучающихся. C февраля 2010 года школа участвует в федеральной программе “Школьное молоко”, что создает благоприятные предпосылки для сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности на уроке, разные формы уроков, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, использование физкультминутки и гимнастики для глаз, разнообразие внеклассной работы по предмету) позволяют педагогам “разгрузить” (интеллектуально, эмоционально, со стороны центральной нервной системы) процесс обучения и сделать его привлекательным.

Однако, проведя тестирование среди учащихся 4-5 классов, можно увидеть следующее:

У 46 опрошенных учащихся 4-х классов:

1) выполняют д\з до 1 ч - 12, от 1 до 2 ч - 17, от 2 и выше - 17,

2) испытывают трудности по предметам при выполнении д\з:

- иност.яз. - 21,

- матем. - 10,

- окр.мир 7,

- рус.яз. - 6,

- чт. - 2,

3) не устают в течение учебного дня - 29,

- устают в течение учебного дня - 17.

4) наиболее утомительные этапы урока:

- письменные упражнения - 24,

- объяснение нового материала - 7,

- опрос домашнего задания – 7,

- вообще не устают - 8,

5) считают, что смена видов деятельности на уроке помогает снять нагрузку - 41,

- не согласны с этим - 4,

- не знают - 1,

6) считают, что на уроке необходима физкультминутка - 41,

- не согласны с этим - 5,

7) ухудшилось здоровье у 14 (снижение зрения - 3, частые головные боли - 5, часто болеют - 3),

- не ухудшилось здоровье у 32,

8) меры для повышения здоровья учащихся:

- больше занятий физкультурой - 25,

- постоянное присутствие врачей в медкабинете - 4,

- употребление молока 2 раза в день - 4,

- все и так хорошо - 8,

- другие предложения - 5.

У 10 опрошенных учащихся 5-го класса:

1) выполняют д\з до 1 ч - 7, от 1 до 2 ч - 2, от 2 и выше - 1,

2) испытывают трудности по предметам при выполнении д\з:

- матем. - 6,

- рус.яз. - 2,

- истор. - 2,

3) не устают в течение учебного дня - 8,

- устают в течение учебного дня - 2,

4) наиболее утомительные этапы урока:

- письменные упражнения - 2,

- объяснение нового материала - 4,

- опрос домашнего задания - 2,

- вообще не устают - 2,

5) считают, что смена видов деятельности на уроке помогает снять нагрузку - 4,

- не согласны с этим - 4,

6) считают, что на уроке необходима физкультминутка - 7,

- не согласны с этим -1,

7) ухудшилось здоровье у 3 (снижение зрения - 2, частые головные боли - 1),

- не ухудшилось здоровье у 7,

8) меры для повышения здоровья учащихся:

- больше занятий физкультурой - 2,

- постоянное присутствие врачей в медкабинете - 2,

- организованное питание - 2,

- все и так хорошо - 1,

- другие предложения - 3 (посадить комнатные растения, сократить уроки до 20 минут, сделать субботу днем, свободным от школьной формы).

Есть, над чем задуматься, так как видно, что в начальной школе идет явная перегрузка учащихся, кроме того, в 4-х классах мы наблюдаем более ответственное отношение к процессу обучения не только со стороны обучающихся, но и их родителей, а вот в среднем звене, наоборот.

Задача педагогического коллектива - развитие здоровьесберегающей среды в образовательном процессе с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм, правил и требований.

Рекомендации по проведению классных часов в плане валеологического образования (Приложение 3):