Программа по английскому языку к курсу "Основы межкультурной коммуникации"

Разделы: Общепедагогические технологии


Предлагаемый курс «Основы межкультурной коммуникации» предназначен для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранных языков и может быть использован как предпрофильный курс в школе как гуманитарного, так и социально-экономического профиля, а также в качестве элективного курса в школе любой ориентации.
Программа учебного курса «Основы межкультурной коммуникации»  разработана на основе учебного пособия  «People like us» (автор Саймон Гринолл) издательства Macmillan.

Цели данного курса – подготовить учащихся к тому, чтобы в будущем они могли стать полноправными участниками межкультурного взаимодействия в рамках международного сообщества, развить межкультурную компетенцию, а именно умение участвовать в межкультурной коммуникации, учитывая особенности других культур, развить компенсаторную компетенцию.

Задачами данного курса являются:

  • Ознакомить учащихся с культурными традициями, национальными ценностями, нормами поведения, этикетом разных стран мира.
  • Дать возможность почувствовать себя частью мирового культурного пространства, понять, что сближает людей независимо от их религии, места проживания и образа жизни.
  • Помочь учащимся узнать больше о традициях своей собственной страны; осмыслить свою культурную принадлежность.
  • Воспитать уважительное отношение к традициям всех стран и народов.
  • Способствовать развитию приобретенных умений и навыков, пополнению лексического запаса.
  • Совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, а именно:
    • в области говорения – обучать аргументированно выражать свое мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, поддерживать разговор на общие темы;
    • в области письма – обучать писать личные письма и эссе;
    • в области аудирования – совершенствовать умение слушать аутентичные тексты из сферы межкультурной коммуникации с пониманием общей идеи,  с извлечением информации и с детальным пониманием;
    • в области чтения – совершенствовать умение читать аутентичные тексты по тематике с пониманием общей идеи,  с извлечением информации и с детальным пониманием.
  • Для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться собственным иноязычным речевым ответом для восполнения пробелов во владении иностранным языком, умения осуществлять перифраз, пользоваться языковой и контекстуальной догадкой.

Структура курса и организация обучения

Курс рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю) и состоит из 4 тематических разделов по 8 уроков каждый,  из которых 7 часов отводятся на изучение  нового тематического материала и 1 час на повторение и обобщение пройденного материала. В конце курса предусматриваются 2 часа на итоговый контроль, который одновременно является формой итогового повторения и обобщения,  где учащиеся смогут представить  свои зачетные работы по пройденному материалу в виде проектов.
Каждая тема включает 8-9  заданий на разные виды речевой деятельности. Задания № 1-3 направлены на развитие  навыков чтения и монологической речи, задания №  4-7 – на развитие навыков аудирования и диалогической речи, задания № 8-9 – на закрепление полученных навыков и могут быть использованы в качестве домашнего задания.
Лексический материал прекрасно дополняет основные учебные программы, не повторяя их. Отсутствие грамматических упражнений позволяет полностью сосредоточиться на развитии навыков устной речи, чтения  и аудирования.
Курс представляет богатый материал для проектной и творческой работы учащихся, подготовки докладов и сообщений, побуждает привлекать дополнительный культурологический материал, использовать личный опыт и интернет-ресурсы.

№ блока Тема Подтема Количество часов

1

Личностные взаимоотношения Знакомство (адрес и обращение к знакомым и незнакомым людям)
Жесты и их значение
Моя семья
Мой дом (условия проживания)
Понятие «личное пространство»
Друзья
Свидания и встречи

8 ч

2

Досуг Одежда как способ самовыражения
Нормы вежливости в речи
Отдых
Свободное время
Покупки
Традиционные  блюда  и культура питания
Манеры поведения за столом

8 ч

3

Традиции и обычаи Праздники и фестивали
Семейные торжества и особые даты
Этика и этикет вручения и принятия 
подарка
Свадебные традиции разных стран
Жизненные ценности и приоритеты
Достоинство и что его формирует
Характер (стереотипы в отношении различных национальностей)                                

8 ч

4

Личность и сообщество Учеба
Конфликтные ситуации, способы их разрешения
Работа в офисе
Этика делового общения.
Традиции делового общения
Мужчины и женщины на работе и дома
Родина (как мы ее понимаем)
Наши предки (что мы о них знаем)

8 ч

Итоговое повторение               2 ч
Итого

 34 ч

В основе курса лежат следующие методические принципы:

  • Интеграция основных речевых умений и навыков.
  • Последовательное развитие основных речевых умений и навыков.
  • Коммуникативная направленность заданий.
  • Контекстуальное введение лексики.
  • Применение полученных умений и навыков на практике в симулированных ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям.
  • Темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки  учащихся.

Формы контроля

Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении учащимися продуктивных коммуникативных заданий каждого тематического раздела в форме:

  • Тестовые задания.
  • Взаимоконтроль.
  • Доклады и сообщения.
  • Проектные задания.
  • Дискуссии.
  • Ролевые игры.
  • Эссе.
  • Личное письмо.
  • Описание события.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения  курса  ученик должен   знать:

  • значение изучаемого иностранного языка в современном мире;
  • особенности обращения (взрослых к детям, партнёров по общению разных   социальных и возрастных статусов);
  • современные аспекты жизни сверстников за рубежом (работа, учёба, туризм, досуг, привычки, нормы поведения, взаимоотношения, стереотипы, мода);
  • национальные традиции, обычаи, праздники, умение сопоставлять их с собственным опытом;
  • лексику, обозначающую предметы и объекты повседневного быта стран изучаемого языка.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • собирать, систематизировать и интерпретировать культуроведческую информацию;
  • подготовить выступление по культуроведческой тематике;
  • использовать различные средства схематизации текстовой информации;
  • быть способным участвовать в учебных проектах по культуроведческой тематике;
  • писать личные письма и эссэ;
  • представлять родную культуру на иностранном языке;
  • находить сходство и различие в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
  • строить речевое и неречевое поведение в соответствии с нормами общения, принятыми в странах изучаемого языка; понимать информацию в процессе общения, в том числе с использованием паралингвистических средств языка;
  • выражать собственное мнение/суждение по проблемам, сравнивать с собственным опытом, а также понимать аналогичные высказывания;
  • использовать словари и др. справочную литературу понимать изученную лексику и использовать её в устных и письменных высказываниях.

Учебно-методическое обеспечение

Саймон Гринолл учебное пособие «People like us», Macmillan, 2007 г.
«Dictionary of English language and culture», Longman, 1999 г.

Тематическое планирование (Приложение 1)