Обобщающий урок окружающего мира по теме "Растения"

Разделы: Начальная школа


Авторы:

Архипова А.Н., учитель начальных классов ЦО “Технологии обучения”, кпн, доцент кафедры информационных технологий и образовательной среды МИОО (№ 100-450-299)

Горбушева И.Б., учитель начальных классов, ЦО № 2030 (№ 229-700-424)

Обобщающий урок по теме: растения (окружающий мир, информационные технологии).

Класс: 3.

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о строении семени, развитии растения из семени;
  • воспитать интерес к окружающему миру и бережное к нему отношение;
  • сформировать предметные умения и навыки;
  • сформировать понимание общности двух дисциплин, как единой области естествознания.

Задачи:

  • проверить опытным путем строение сухого и проращенного семени;
  • доказать экспериментальным путем, что растение питается, поглощая воду;
  • зафиксировать условия, необходимые для проращивания семян;
  • развить коммуникативные способности детей при работе в группах;
  • развить способность организации действия в соответствии с инструкцией.

Оборудование:

  • ШПЛ “Биология”;
  • цифровой фотоаппарат, тренога;
  • компьютер учителя, проектор
  • компьютерный класс для фиксации и обобщения результатов деятельности;
  • четыре компьютера для организации проектной деятельности.
  • цифровой микроскоп;
  • семена фасоли сухие и проращенные;
  • ветки герани с корнем, помещенные в воду;
  • два белых цветка хризантемы (розы), помещенных в чистую и подкрашенную воду;
  • видеофильм о росте и развитии цветка из семени;

Время проведения: 1 урок.

Особенности урока: урок проводится с группой детей (14 чел.), делящейся на подгруппы.

Ход урока

1. Воспроизведение детьми знаний о предмете.

Учитель: На нашем уроке необычная ситуация: много гостей и мы работаем по подгруппам.

Учитель: Урок “окружающего мира” начнем с наблюдений. Внимательно рассмотрите семя фасоли. Что вы можете рассказать о строении семени?

Ученики: Кожура, семя доли.

Учитель: Какие условия необходимо создать, чтобы семя проросло?

Ученики: Вода, воздух, тепло.

Учитель: Неделю назад мы начали проведение опытов, для этого мы создали разные условия для проращивания семени, давайте вспомним, какие?

Ученики: Низкая температура, отсутствие воды, воздуха….

Учитель: Посмотрим на наши результаты (коробочки пронумерованы). Какие выводы мы можем сделать?

Ученики: Семена не прорастут на морозе, не прорастут в сухой посуде без воды, не прорастут в банке, полной воды, где нет доступа воздуха и т.д.

Учитель: Посмотрите на семя, для которого были созданы благоприятные условия. Назовите строение проращенного семени фасоли (ответы учащихся).

Учитель: Проверим опытным путем, действительно ли семя имеет то строение, о котором вы говорили (задание 1 подгруппы), проверим условия, при которых наши семена проросли (задание 2 подгруппы).

Организация коммуникации между детьми по проведению опытной работы

1 подгруппа 2 подгруппа
Изучение строения сухого и набухшего семени при помощи микроскопа, фиксирование частей семени (фотографирование, обработка в программе ПервоЛого). Измерение при помощи датчиков (температуры, влажности, освещенности), фиксация результатов в электронной таблице (программа NeoOffice).

Ученики: Каждая группа представляет свои результаты.

2. Обозначение приращения в знаниях.

Учитель: Наше семя проросло, и будет дальше расти, развиваться. Давайте посмотрим фильм о том, как дальше будет развиваться наше семя. (Демонстрация фильма о росте побега фасоли из семени).

Учитель: Составим правильную схему развития растения из семени. Задание: в программе ПервоЛого расставить последовательно изображения растения на разных этапах его развития.

Ученик: самостоятельная работа.

3. Вторичное выдвижение задания.

Учитель: Из семени вырастает растение, оно развивается, дает новые семена. А как доказать, что при росте и развитии растение поглощает воду? Докажем это, выполнив следующие опыты.

Организация коммуникации между детьми по проведению опытной работы.

1 подгруппа 2 подгруппа
Две емкости с одинаковым количеством воды. В одну из них помещаем герань с корнем. Чтобы исключить испарение, на поверхность воды (в двух емкостях) капнем растительного масла. Наблюдение: в емкости с геранью количество воды уменьшилось, в другой - количество воды осталось прежним.

Ученикам предлагается повторить опыт и доказать, почему в емкости, в которую герань была помещена заранее, жидкость уменьшилась (1 эксперимент), а там, где растение только поместили в воду (2 эксперимент) количество жидкости осталось прежним.

Фиксация действий при помощи фотоаппарата и в электронной таблице.

Демонстрация эксперимента, проведенного заранее. Одна белая хризантема была помещена в окрашенную воду, другая в обычную, чистую. Задание: сделать надрез на стеблях растений и провести сравнение при помощи микроскопа (добавление фотографий в банк изображений и регистрация результатов в программе ПервоЛого).

Ученики: Каждая группа представляет свои результаты.

4. Обозначение приращения в знаниях.

Учитель: Ребята, вы правы, действительно растение поглощает воду корнем и стеблем (если растение срезано), благодаря питанию, которое получает, оно может развиваться и размножаться.

5. Рефлексия.

Учитель: Вы теперь можете считаться грамотными ботаниками (дать пояснение, кто такие ботаники), а, следовательно, вам не составит труда отделить истинность утверждений. Задание: в программе ПервоЛого разделить утверждения на истинные и ложные (задания подбираются с учетом пройденного материала на повторение и обобщение знаний по теме: растения).

Ученики: самостоятельная работа.

6. Подведение итогов

Учитель: Молодцы, сегодня очень продуктивно поработали, практически доказали теоретические знания. Спасибо за вашу работу на уроке!