Часто ли вы применяете математику в жизни?

Разделы: Математика


Положение математики в современном мире далеко не то, каким оно было сто или даже только сорок лет назад. В процессе познания действительности математика играет все возрастающую роль. Сегодня нет такой области знаний, где в той или иной степени не использовались бы математические понятия и методы, будь тому физика, астрономия, биология, медицина и другие. Этот процесс синтеза наук, на фоне математизации, находит свое отражение и в динамике понятийного аппарата.

Не правда ли, нам почти каждый день в жизни приходиться считать, мы постоянно используем знания о величинах, характеризующих протяженности, площади, объемы, промежутки времени и многое другое. Математика нужна и детям для формирования духовного облика, развития необходимых черт характера, таких как терпение, трудолюбие. Ёще одной важнейшей причиной нужды человечества в математике является воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать. Чтобы человечество развивалось, причем развивалось плодотворно, нужны не только “лучшие умы”, но и свежие идеи. А для этого необходимы креативные люди с необычным мышлением, широким кругозором и гибким умом.

Часто ли вы применяете математику в жизни? Каким образом? Такие вопросы я задала учащимся нашей школы

Опрос показал, что ребята воспринимают математику как предмет, изучаемый в школе, и почти ничего не знают о ее применении

Я провела ряд мероприятий, направленных на изучения применения математики, вместе с учащимися, которых я учу

План проведения.

  1. Проведение нестандартных уроков практической направленности
  2. Мини-представление “ Формула Кардано”
  3. Оформление “Стены знаний”
  4. Конференция “ Применение математики в жизнь”

1. Нестандартные уроки провела в один день.

5 класс урок – игра “Скачки”, 7 класс: Игра “ Железная Дорога”, 9 класс: “ Математик – Бизнесмен”, 10 класс игра “ Аукцион”. Разработки уроков можно взять в различных сборниках, главное, чтобы они имели практическую направленность.

2. Мини-представление “ Формула Кардано”.

Сведения из истории повышают интерес школьников к изучению математики и углубляют понимание ими изучаемого предмета. Ознакомление с историческими фактами расширяет умственный кругозор учеников и повышает их общую культуру, позволяет лучше понять роль математики в современном обществе. Мною было придумано мини-представление “ Формула – Кардано”. Его можно провести на переменке, пригласив всех желающих.

Из истории алгебры в 16 веке.

Участники: ученики 9 класса

Действующие лица: ведущий, Фиоре, Никола Тарталья, Джероламо Кардано

Ведущий 1.

В начале 16 века профессор математики Болонского Университета Сципион дель– Ферро впервые нашел алгебраическое решение уравнений третьей степени вида: Это решение профессор держал в строгом секрете, о нем знал только его учение Фиоре

Ведущий 2.

Утаивание научных открытий в то время имело особое значение для жизни и карьеры. В Италии широко практиковались тогда математические поединки, на многолюдных собраниях оба противника предлагали один другому задачи для решения их на месте. Побеждал тот, кто решал большее количество задач. Победитель награждался при этом не только славой, но и возможностью занять университетскую кафедру

Ведущий 1.

Вот почему после внезапной смерти дель – Ферро его ученик Фиоре решил воспользоваться сообщенным ему секретом и вызвал на публичный диспут одного из виднейших математиков того времени – Николо Тарталья (ок.1499–1557)

Николо Тарталья.

Моя настоящая фамилия Фонтана. В 1512 году город Брешия, где я жил, был оккупирован французскими войсками. Солдаты грабили, убивали жителей. Я был ранен, рассечен язык. Матери удалось спасти меня, но говорить свободно я уже не мог. Отсюда прозвище Тарталья– заика. Несмотря на тяжелые материальные условия, упорно овладевал математикой.

Фиоре.

Я вызываю тебя на поединок, пусть узнают кто из нас лучший

Николо Тарталья.

Да, Фиоре обладает решением уравнений третьей степени. Я приложу все усилия, все свое рвения и умения, чтобы найти правило для решения кубических уравнений

Ведущий 2.

Ко времени вызова на поединок Тарталья уже занимал кафедру математики в Вероне

Николо Тарталья.

О, я благодарю судьбу, мне удалось найти это правило

Ведущий 1.

Диспут состоялся 20 февраля 1535 года. Тарталья в течение двух часов решал 30 уравнений, предложенных противником, и решил их все. Фиоре не смог решить ни одной задачи, признал себя побежденным.

Толпа.

Кричит, бросает бумагу, топает ногами, провожая Фиоре

Ведущий 2.

После диспута Тарталья стал знаменитым во всей Италии, однако продолжал держать в секрете им найденную формулу. Другой видный ученый Джероламо Кардано тоже искал формулу корней, и он обратился к Тарталье с просьбой сообщить ему ее.

Джероламо Кардано.

Я публикую свой труд, и твоя формула корней займет достойное место в нем

Николо Тарталья.

Дай священную клятву о том , что опубликуешь под моим именем эту формулу

Джероламо Кардано.

Клянусь!

Ведущий 1.

После выхода книги в свет, выяснилось, что Кардано присвоил это открытие себе

Николо Тарталья.

У меня вероломно похитили лучшее украшение моего собственного труда по алгебре

Ведущий 2.

Таковы обстоятельства, при которых была открыта формула корней для решения уравнений третьей степени. Формула и поныне называется “ формулой Кардано”, несмотря на то что ее следовало назвать, по крайней мере, так: “ Формула Ферро – Тарталья – Кардано”

3. “Стена знаний”.

Учащимся всех классов предлагалось вывесить свои труды по теме

“ Математика – интересная наука”. Провели конкурс, учащиеся сами решали, какая работа достойна 1 места

4. Конференция.

Учащиеся представляли свои работы на тему:

 “ Применение математики в жизнь”
“Мой папа берет ссуду”
“ Ремонт квартиры”
“Доход семьи”
“Мой расход”
“Следствие ведут колобки” Эта работа заняла 1 место. Егорова Юля 9класс. Презентацию можно посмотреть в Приложении.

Эти мероприятия можно провести одному учителю, за 3-4 дня, во всех классах, в которых он преподает. Результатом работы учителя будет повышение у учащихся мотивации к обучению данного предмета, проявлению интереса, развитию творческого потенциала