Эффективные методы действия школы, институтов гражданского общества в решении задач гражданского образования и нравственного развития детей и молодежи

Разделы: История и обществознание


Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально-ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданское образование и воспитание.

Государственная политика в области гражданского образования в постсоветский период определена решением коллегии Минобразования России от 24 декабря 1994 г. «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях», конкретизирована в методическом письме от 19 марта 1996 г. «О гражданско-правовом образовании и воспитании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».

На основе этих документов я выделяю следующие определения и цели:

Гражданское образование – общественно-государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование гражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства.

Цель гражданского образования – формирование на основе ценностей демократии правовой и политической культуры, становление общественно-активной, социально-компетентной, наделенной гражданским самосознанием личности, умеющей представлять и защищать свои права и интересы, уважая интересы и права других людей.

Основными целевыми группами гражданского образования являются:

  • Школьники и студенты;
  • Педагоги;
  • Военнослужащие и сотрудники силовых структур;
  • Государственные и муниципальные служащие;
  • Активисты НКО;
  • Заключенные и «группы риска»;
  • Пенсионеры, люди «третьего возраста».

В своем выступлении я рассматриваю гражданское образование и воспитание для школьников и студентов во взаимодействии с другими группами и выделяю следующие направления:

  • Осуществление гражданского образования во всех типах образовательных институтов, используя их в качестве площадок гражданственности;
  • Выделение базовых навыков демократической гражданственности, особенно социальных, коммуникативных, жизненных навыков и навыков участия, определение навыков в терминах знания: как делать, как быть, как жить вместе и как есть;
  • Использование в интересах гражданского образования возможности школьного уклада, неформального и скрытого содержания образования, социального окружения.

В структуре гражданской позиции можно выделить три основных компонента: познавательный, мотивационно-ориентированный и поведенческий.

Таблица 1

Компоненты гражданской позиции подростков, молодежи Показатели сформированности компонентов гражданской позиции подростков, молодежи С помощью чего они достигаются
Познавательный компонент · Знания о гражданских качествах личности и требованиях общества к гражданину, личная значимость гражданских прав и обязанностей;
· Знания и адекватная им система ценностей;
· Видение путей своего гражданского самосовершенствования.
Учебные предметы «История России», «Обществознание», «Основы российского права», МХК, «Религиоведение», региональные компоненты по предмету «История Красноярского края», ОРР, «Природа и экология Красноярского края», «Литература Красноярского края». Данные предметы рассматриваются в тесной взаимосвязи с предметами федерального уровня.
Мотивационно-ориентированный компонент · Мотивация участия в общественно-полезной деятельности;
· Позитивное отношение к общественно-полезной деятельности;
· Стремление к гражданскому самовыражению.
Включение учащихся в практическую общественную деятельность, социальное взаимодействие с организациями, предприятиями поселка, района, региона. Активная работа с семьями учащихся виде консультаций: определение ребенка в обществе, организация производственного обучения на предприятиях поселка, профильного образования в школе, среднего и специального профессионально-технического образования.
Поведенческий компонент · Применение знаний о гражданственности, социальной роли гражданина;
· Осознание участия в общественно-полезной деятельности;
· Настойчивость, упорство в достижении цели;
· Проявление инициативы в реализации себя как гражданина.
Организация работы поселкового, школьных музеев, направленной на развитие творческих способностей учащихся. Мероприятия в творческой форме, дискуссии, ролевые игры, конкурсы, КВН, викторины.

Изучение состояния гражданского воспитания школьников позволило выявить ряд противоречий, которые остаются барьерами на пути создания системы воспитания российского гражданина. К этим «тематическим» противоречиям добавляются трудности общего характера:

  • Рост правонарушений среди подростков;
  • Резкое снижение уровня образованности, общей культуры молодежи;
  • Узкая ранняя профилизация;
  • Прагматизация среднего общего образования;
  • Свертывание подлинной гуманизации;
  • Игнорирование идеи формирования и развитие всех сущностных сил человеческой личности как основы любой специализации;
  • Распад школы как института всеобщего образования и воспитания.

Главный парадокс современного гражданского воспитания: чтобы воспитать гражданина, нужно обновить и оздоровить общество, и наоборот, чтобы изменить общество, нужно воспитать гражданина. По мнению Б.Лихачева, реорганизация среднего образования осуществляется под лозунгами гуманизации, гуманитаризации, демократизации. Однако остается очевидной невостребованность знаний, одобряется социальное расслоение школы, провозглашается развитие дарований на основе глубокой дифференциации и профильной подготовки.

На процесс гражданского воспитания влияют социальное расслоение общества и противоречия, вызванные этим процессом. С одной стороны, декларируются идеалы свободы, равенства, справедливости, которые вступают в противоречия с морально и материально тяжелыми условиями жизни, отсутствием социальной перспективы, невозможностью проявить себя в обществе. «Отсюда социальная пассивность, инфантильность, равнодушие детей и молодежи…специфическое расслоение на социальные группы, группки, тусовки и неформальные объединения».

Демократизация общественно-политической жизни также влияет на характер гражданского воспитания детей. У взрослых и детей отсутствует опыт жизни в условиях демократии. Этому нужно учиться и тому и другому поколению.

Еще одну группу противоречий гражданского воспитания относят к духовно-идеологической области общественной жизни. В их числе главные противоречия возникают между гуманистическими идеями обновляющегося российского общества и идеологиями консерватизма, мелкобуржуазной псевдореволюционности, национализма и даже фашизма.

В условиях, когда речь идет о создании гражданского общества и построения правового государства, первоочередной задачей педагогики как авангарда общественного прогресса становится задача воспитания гуманного, социально активного, в правовом и общекультурном плане законопослушного гражданина государства, который соединяет в своем сознании интересы государства со своими собственными.

Таким образом, одним из непременных условий гражданского образования и воспитания является перестройка системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму школьную жизнь. Иными словами – создание в школе демократического уклада жизни.

Основными элементами демократического уклада являются:

  • Идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю школьную атмосферу: как содержание учебно-воспитательного процесса, так и всю школьную организацию;
  • Демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его;
  • Превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса;
  • Широкое участие обучающихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;
  • Создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, согласования интересов групп участников школьной жизни, включая родителей, общественность, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива (Управляющий Совет Школы, Попечительский Совет Школы, Педагогический Совет Школы, Научно-методический Совет Школы, Совет старшеклассников, Общее собрание трудового коллектива);
  • Создание в школе среды самоусовершенствования и обновления, правового пространства, развитие школьного самоуправления, моделирование институтов демократии;
  • Учетом возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.

Гражданское образование – это как будто гражданское воспитание плюс компонент собственного образования. Итак, цель гражданского образования – это воспитание гражданина. В станах, идущих путем развития демократии, нужно гражданское воспитание, а не гражданское образование. Гражданское воспитание будет направлено на воспитание для демократии. Я считаю, что педагог может и должен участвовать в гражданском воспитании исключительно на основе своих личностных ценностей, опыта, ресурсов и положения в обществе. В своем докладе я предлагаю собственное виденье гражданского воспитания и эффективные методы взаимодействия школы, институтов гражданского общества в решении задач гражданского образования и гражданского воспитания детей и молодежи.


Схема 1

В данной схеме особое внимание заостряю на «пошаговой» стратегии, которая постепенно складывается в ходе прохождения материала по обществознанию, как на уровне отдельного класса, так и на уровне параллели, самой школы. Я считаю, что педагог может реализовать «пошаговую» стратегию исключительно на основе своих личностных ценностей, опыта, ресурсов и положения в обществе, усложняя мероприятия, игры и другие активные методики от одного года до другого. Сама я начинала с «Политических марафонов», «Деловых игр», КВН, конкурсов. Со временем для себя выделила, что есть активные и пассивные учащиеся, поставила задачу активизировать последних. А как это сделать, не зная их интересов? Сформировала для себя новое положение: Учитель – ученик – коллеги по учебному процессу. Не все сразу получалось. Первоначально по-прежнему опиралась на игры «Дебаты», «Политический марафон», «Деловые игры», но с учащимися уже определялись творческие группы, например: на итоговом уроке по избирательному праву появились следующие роли: лидеры различных объединений школьников по интересам, группы поддержки – агитаторы, группа представителей от СМИ, группа администраторов – организаторов выборов. Все шло по правилам: лидеры агитировали, СМИ оповещали, группы поддержки поддерживали своих лидеров, администраторы готовили документы, пункты голосования. Наступил день выборов. На нем присутствовали педагоги, которые тоже выбирали для себя определенных лидеров школьной жизни и первыми за них проголосовали. Подведение итогов и новое удивление. Лидеры по своей программе, но при плохой агитации набрали меньше голосов. Игра проходит каждый год и правила варьируются в зависимости от собранных коллективов классов в параллели. В 2008 году мы проводили уже парламентскую игру на тему «Роль молодежи в современном обществе». Ребята предложили создать игру-тренажер в виртуальном мире «Взрослые, дайте порулить!», в которой проигрывались различные позиции граждан, разработали правила и сформировали виртуальное общество. Параллельно этим играм в школе сформировался лекторий «Мы выбираем!». Он состоял из двух групп: «Старшие лекторы» (разрабатывали свои выступления, корректируя с педагогом), «Младшие лекторы» - помощники «старших». В своих выступлениях ребята рассказывали, играли, тестировали, рисовали, т.е. формировали свой материал так, чтобы он был интересен, а «младшие» с нетерпением ждали, когда уйдут «старшие», чтобы занять их место.

С 2006 года, попав в классы кинестетиков, стала больше опираться на формирование их прикладных навыков и умений. Во всей своей работе по формированию созидательных социальных стратегий у детей и подростков опиралась на помощь семьи. Сделала «открытие»: воспитание активной гражданской позиции у взрослых можно формировать через их детей. Учащиеся вели пропагандистскую деятельность среди своих родителей, которые в свою очередь стали участвовать в наших мероприятиях.

Делаю вывод, что «пошаговая» стратегия от простого к сложному с учетом интересов и характеров дает позитивные результат гражданского воспитания.

Второй «краеугольный камень» в моей схеме определяется созданием «Социальной службы защиты семьи», которая помогает выйти из сложных житейских ситуаций, дает правовую защиту семьи и правовые знания для своей защиты, а также помогает адаптироваться в окружающем мире.


Схема 2

«Социальная служба защиты семьи» контактирует с:

  1. Администрацией региональных уровней;
  2. Депутатским корпусом;
  3. СМИ;
  4. РОВД (инспектора ПДН);
  5. Отделом опеки и попечительства Министерства образования Красноярского края;
  6. Семьей;
  7. Школой;
  8. ДЮЦ;
  9. Спортивным учреждением;
  10.  Профессионально-техническим образованием;
  11.  Центром занятости населения.

Таким образом, мои предложения по воспитанию гражданственности у учащихся помогают им составить основу их миропонимания, определяют их отношение к обществу, самому себе и формированию гражданского долга. Процесс этот долгий и осуществляется в течение всего периода обучения. Оптимизация гражданского воспитания возможна только при соединении обучения с практикой действия и взаимодействия школы с институтами гражданского общества.

Литература:

  1. Боголюбов Л.Н. (руководитель), Кинкулькин А.Т., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В., Виноградов Н.Ф., Козленко С.И., Алексашкина Л.Л., Петрова Н.Н., Вяземский Е.Е. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе. Преподавание истории и обществознания в школе. 2003, №9.
  2. Крицкая Н.Ф. Современные тенденции развития гражданского образования. Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования. Материалы. Всероссийская научно-практическая конференция, г. Киров, апрель 2005 г., - Киров: Изд. ВятГГУ, 2005.
  3. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях (историко-педагогические аспекты): Дискуссия доктора педагогических наук, М., 2002.
  4. Савотина Н.Н. Гражданское воспитание: традиции и современные требования. Педагогика, 2002, №4.
  5. Пайдоверова Н. Школа прав человека.
  6. Проект государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 гг.»

Приложение.