Приемы обучения аналитическому чтению детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Чтение – одна из сложных и значимых форм речевой деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность. В акте чтения принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, по словам Б. Г. Ананьева, лежат "сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем" [2]. Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. Таким образом, в процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, формирование которой является основной целью обучения чтению дошкольников и младших школьников.

Чтение взрослого человека – это сформировавшееся действие, навык. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения. Советский психолог Т. Г. Егоров выделяет следующие четыре ступени формирования навыка чтения: 1) овладение звуко-буквенными обозначениями, 2) послоговое чтение, 3) ступень становления синтетических приемов чтения, 4) ступень синтетического чтения. Каждая из них характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями, задачами и приемами овладения[2].

Таким образом, чтение является сложной аналитико-синтетической деятельностью. Для успешного формирования навыка чтения необходима сохранность и достаточное развитие таких высших психических функций, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление.

Одной из характерных тенденций развития современного образования в нашей стране является снижение возраста обучения детей чтению и письму. Это относится не только к семье, стремящейся научить ребенка читать как можно раньше, но и к детскому саду, где содержание занятий по развитию речи в последние годы значительно изменилось. От воспитателя ДОУ теперь требуется не только заложить у ребёнка основы фонемного анализа и синтеза, необходимого для дальнейшего обучения ребёнка грамоте, но и непосредственно сформировать у детей подготовительной группы первичные навыки чтения. Между тем, пытаться обучать ребенка чтению в то время, когда у него для этого не подготовлена еще психика – работа сложная и довольно опасная для дальнейшего формирования у детей учебных навыков. Преждевременное обучение письменной речи неподготовленного к этому человечка может оказать на него вредное влияние, вызвав отвращение к самим процессам чтения и письма.

Дети со слабым общим развитием, рассеянным, трудно переключаемым вниманием, бедной речью, скудными интересами и неумением слушать речь окружающих, прежде обучения чтению должны пройти ряд занятий по развитию образного мышления, устной речи, формированию концентрации внимания и усидчивости. [1,3]

Прежде чем ребёнок научится хорошо читать, ему необходимо овладеть умением анализировать речевой поток: делить слова на слоги и звуки. Сложный процесс усвоения звуко-буквенных обозначений начинается с познания звуковой стороны речи, с различения и выделения звуков речи. И только затем предлагаются буквы, являющиеся зрительными изображениями звуков[2,4]. Учитывая эту сторону процесса овладения звуко-буквенными обозначениями, можно утверждать, что буква будет правильно и успешно усвоена, прежде всего, при следующих условиях:

а) Когда ребенок умеет четко дифференцировать звуки речи, т. е. когда у него есть четкий образ звука, не смешиваемый с другим ни артикуляторно, ни акустически. В случае, если ребёнок смешивает в речи какие-либо звуки, одна буква может соотноситься и с той, и с другой смешиваемыми фонемами, что затрудняет у ребёнка процесс перевода графического знака в фонему, а следовательно и весь процесс становления навыка чтения.
б) Когда у ребенка имеется представление об обобщенном звуке речи, о фонеме. При выделении звука в речевом потоке человек должен во всем многообразии его звучаний, изменяющемся в зависимости от положения звука в слове, уловить некоторые основные постоянные характеристики звука, независящие от его вариативных свойств. Таким образом, ребенок должен отвлечься от второстепенных свойств звука и выделить фонему. В том случае, когда процесс овладения буквой начинается с восприятия ее зрительного образа и ребёнок просто заучивает наизусть предлагаемые ему буквы и слоги, запоминание их носит механический характер, без формирования навыка аналитико-синтетического чтения. В таком случае дети в последующем с трудом овладевают умением сливать буквы и не могут читать слова со сложной структурой.

Таким образом, успешное и быстрое становление навыка чтения возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:

а) звукопроизносительной стороны речи (нельзя предлагать ребёнку букву, если звук, который она обозначает, отсутствует либо искажается в устной речи ребёнка);
б) фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем) и фонемного анализа (возможности выделения звуков из потока речи), в противном случае ребёнок в последующем может смешивать и буквы, обозначающие звуки, не дифференцируемые на слух.
в) зрительного анализа и синтеза, а также зрительной памяти (способности определять сходство и различие между буквами и возможность запоминать зрительный образ буквы);
г) пространственных представлений (способности определять расположение элементов букв в пространстве и дифференцировать сходные по написанию буквы);
д) интеллектуальной (у ребёнка должен быть достаточный запас знаний и представлений об окружающем, в противном случае читаемые слова не будут вызывать у ребёнка конкретные зрительные образы и ассоциации, а навык чтения приобретёт механический характер, не сопровождаемый пониманием смысла прочитанного)

Очевидно, что прежде чем учить ребёнка читать, необходимо в достаточной степени сформировать все компоненты устной речи, а именно: научить ребёнка чётко произносить и различать на слух сходные по звучанию звуки, работать над пониманием и самостоятельным употреблением ребёнком сложных грамматических конструкций, развивать навык составления рассказов по картинкам и по представлениям. Это необходимо для дальнейшего формирования навыка осмысленного аналитико-синтетического чтения, а не механического просматривания и называния букв. Приоритетным направлением при обучении ребёнка чтению перед непосредственным предъявлением ему букв является развитие фонемного анализа и синтеза. Предлагаем несколько простых игровых приёмов, которые помогут ребёнку научиться анализировать речевой поток:

1. Путешествие

Девочка Аля отправляется в путешествие и берёт с собой только те вещи, названия которых начинается со звука [а]. Далее ребёнку предлагаются картинки с изображениями арбуза, ананаса, астры, аиста, улитки, утюга, обруча и др. Ребёнку предлагается выбрать, что Аля возьмёт с собой в путешествие, а что оставит дома.

2. Мишутка идёт на день рождения.

Сегодня Мишутка собирается на день рождения к мышке Шпильке. Помоги мишутке выбрать подарок. Мышке нравятся подарки, которые начинаются на тот же звук, что и ее имя. Мишутка нашёл в магазине шоколадку, мармелад, шишку, шарик, печенье, пончик, ватрушку, шампиньоны, сырки, подушку, шампунь, шкафчик, шаль, одеяло, шарфик, машинку и лягушку. Как ты думаешь, какие из этих подарков понравятся Шпильке? Взрослый называет ребёнку подарки по одному, а ребёнок говорит, понравится этот подарок мышке или нет.

3. Машина выезжает из гаража…

Машина выезжает из гаража, когда «слышит» слова со звуком У. Далее ребёнку называются слова: утка, утюг, мак, нора, мука, музыка, кенгуру и др. Ребёнок катает машинку, когда слышит слова со звуком «У»

4. Полслова за вами

Предлагаем ребёнку добавить слог «ка» к произносимым взрослым словам и назвать новые слова (можно использовать мячик), например: май…(ка), лай…(ка), балет…(ка), мышь…(ка), жилет…(ка) и др.

5. В каком вагоне поедут…

Детям рассказывается сказка про страну «Сластёнию»: в страну «Сластёнию» отправляются разные животные и птицы: свинья, носорог, лиса, слон, собака, сорока, сойка, сова, ласточка, аист. А поедут звери в страну «Сластёнию» на паровозике из двух вагонов: в первом вагоне поедут животные и птицы, названия которых начинаются со звука [c], а во втором вагоне те – в названиях которых есть звук [с] в середине слова. Далее детям предлагается разложить картинки с изображением животных и птиц по двум вагонам.

6. Слова рассыпались:

Перед ребёнком раскладываются картинки с изображениями мака, бака, лака, сока, быка, сома и др. Ребёнку рассказывается, что названия картинок рассыпались, вам удалось их собрать, но вы никак не можете их соединить. Далее вы называете ребёнку три звука (Б,А,К…Л,А,К) а ребёнок должен отгадать, название какой картинки вы собрали. (Если ребёнок уже знает некоторые буквы, то после того, как отгадана картинка, можно предложить ему выложить название картинки из букв разрезной азбуки)

Когда дошкольник в достаточной степени овладел навыками звукового анализа слов: научился определять первый звук слове, наличие или отсутствие какого-либо звука в словах, положение звука в слове и др., можно переходить непосредственно к изучению букв. Однако, прежде чем начать обучение, необходимо объяснить ребёнку, что такое буква. Мы напоминаем малышу, что нас окружает множество звуков. В том числе есть речевые звуки, с помощью которых мы разговариваем. Но звуки мы можем слышать только ушками и говорить с помощью губок и язычка, наши глазки в это время отдыхают и им может стать скучно. Для того, чтобы наши глазки могли тоже участвовать в речи, люди придумали буквы. Для ребёнка буква – это картинка из палочек и кружочков, которая обозначает звук. Малышу важно усвоить, что звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем.

При изучении с ребёнком букв перед взрослым стоит две основные задачи:

  • научить ребенка узнавать и правильно называть комбинации разных элементов, обозначающих ту или иную букву;
  • научить ребенка соотносить эту комбинацию элементов со звуками речи.

Начиная изучать букву, взрослый сначала называет ребёнку несколько слов и предлагает отгадать, с какого звука они начинаются. Далее просим ребёнка рассказать, с чем у него ассоциируется этот звук (А - плачь или крик в лесу, У – гудок паровоза и др.). После того, как ребёнок расскажет свои ассоциации с данным звуком, взрослый показывает букву (в букварях, на специальных плакатах, в разрезных азбуках). Потом взрослый рисует букву на плакате и предлагает ребёнку превратить ее во что-нибудь (Б – в смешного акробата, Д – в домик), помогая ребёнку выстроить какую-либо зрительную ассоциацию с изучаемой буквой. Затем ребенок учится находить букву по заданию взрослого ("Найди и покажи в этом слове букву О"), можно предложить ребёнку найти букву на каком-либо рисунке, пример рисунка приведён ниже (рисунок 1).


Рисунок 1

Не стоит предлагать ребёнку для изучения или для поиска сразу несколько букв, а также форсировать этап называния буквы самим ребёнком, в противном случае дети с трудом будут вспоминать буквы, часто ошибаться и из-за этого терять интерес к занятиям. Очень важно при обучении чтению дошкольника называть не те названия букв, которые приняты в алфавите, а твердый согласный звук, который эти буквы обозначают (не «нэ», а «н», не «эс», а «с»). Полезным для запоминания букв является выкладывание их из различных материалов: палочек, спичек, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина или проволоки, вырезание их из бархатной бумаги, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.

Порядок изучения букв должен, прежде всего, определяться тем, насколько удобно ту или другую букву сделать исходным пунктом для ассоциационного процесса, определяющего понимание данного слова. А это зависит, в значительной степени от методики обучения чтению и творчества самого учителя. Обычно, сначала дети изучают гласные буквы А, О, У, затем добавляются наиболее «частотные согласные» М и Н. Не стоит начинать изучение букв с наименее частотных, даже если они просты в написании и выстраивании ассоциативного ряда (Х – крестик, Ч – перевёрнутый стул). Буквы, которые ребёнок усвоит первыми, должны быть простыми по начертанию. Не надо сразу предлагать малышу буквы Д, Ж, Щ, так как в них много графических элементов и 5-6 летнему ребёнку их сложно сразу запомнить. Не стоит предлагать ребёнку буквы, обозначающие звуки, которые ребёнок только недавно научился выговаривать (часто это звуки [Р] и [Л]), возможно в речевом потоке у ребёнка они еще недостаточно автоматизировались. Не надо подряд изучать с малышом буквы, сходные по графическому начертанию (Б и В, Х и К и др.) иначе потом ребёнок будет их путать.

После того, как ребенок усвоил первые 7-8 букв и практически, незаметнопонял, что буква есть условный знак, обозначающий тот или другой звук, можно позаботиться о том, чтобы это его понимание приняло более определенную форму. Наступает период обучения ребёнка слиянию букв в слоги. Далее предлагаем несколько игровых приёмов, которые помогут ребёнку овладеть первыми элементами аналитического чтения:

1. Летит самолёт из города Амстердама в Углич:

На листе ватмана рисуем две буквы А и У, а между ними несколько петель, говорим ребёнку, что «А» и «У» – это названия городов и предлагаем ребёнку помочь пилоту прилететь из города «А» в город «У», при взлёте и в полёте пилот произносит название первого города (ребёнок протягивает гласную «а»), а, когда приземляется, называет второй город (ребёнок протягивает гласную «у») (рисунок 2).


Рисунок 2

2. Водолаз:

На катере приплыл водолаз – «буква М», она будет нырять в море за рыбками «А», «О», «У». Просим ребёнка изобразить погружение водолаза (ребёнок протягивает мммм) и рыбку, которую он поймал (ребёнок протягивает гласную). Пример картинки, предлагаемой ребёнку, приведён на рисунке 3.


Рисунок 3

Аналогичные сценарии игр: «на берегу сидит рыбак и ловит рыбок…», «грибник собирает грибы» и др.

3. Куклы подружились:

Жили были две куклы. Одну из них звали «ЛЛЛ» (ребёнок повторяет, как звали куклу), вторую «О». Куклы подружились и стали часто гулять вместе. Далее взрослый предлагает ребёнку соединить имена кукол и узнать как мамы звали их домой, когда куколки гуляли вместе (ребёнок протягивает «ЛЛЛЛО») (рисунок 4)


Рисунок 4

Таким образом, постепенно дошкольники начинают без затруднений узнавать буквы и сливать их в слоги. Наступает следующий этап обучения чтению – этап послогового чтения. На этом этапе единицей чтения становится уже не буква, а слог, отдельные слоги в процессе чтения достаточно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.

В настоящее время существует достаточно много методик обучения чтению (традиционные методики Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, кубики Н. А. Зайцева, двуполушарные учебники О. Л. Соболевой и др.). Однако, какую бы методику обучения чтению не выбирали воспитатели и родители, необходимо прежде всего вызвать у ребёнка интерес к чтению, воспитать культуру читателя, любовь к книге. А для этого надо больше читать ребёнку вслух, рассматривать с ним иллюстрации, пересказывать прочитанные сказки. Чтение ребёнку книг и совместное изучение произведений ребёнком и взрослым не теряет своей актуальности даже тогда, когда ребёнок научится читать достаточно бегло. Так как уже научившись читать довольно быстро, ребёнок еще не может в полной мере осознать значение всех прочитанных слов, понять подтекст произведения – мораль басни или иронию стихотворения. Воспитывая у ребёнка навык «вдумчивого читателя» необходимо не просто просить ребёнка прочитать тот или иной текст, но и спрашивать – о чем он прочитал, объяснять значение слов, непонятных малышу, а, при необходимости, еще раз прочитать ребёнку произведение вслух. Только играя с ребёнком, помогая ему, а не заставляя выполнять скучные и непонятные упражнения, можно воспитать хорошего, размышляющего и любящего книгу читателя.

Рекомендованная и использованная литература:

  1. Жукова Н. С. Букварь, М.: Эксмо,2009 – 96с.
  2. Каптерев П.Ф. «Детская и педагогическая психология», М.: МПСИ - Воронеж. Модэк, 1999 - 336 с.
  3. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1983 – 136с.
  4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка, М.-Воронеж: Модэк, 2001 – 384с.
  5. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление, М.: Юристъ, 1997. – 256 с.