Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе ОНР

Разделы: Логопедия


Цели: Дифференциация букв и звуков Ж-Ш на материале слов, предложений текста.

Задачи:

Обучающие:

  • Учить дифференцировать звуки [ж] - [ш] в словах, предложениях, тексте.
  • Формировать навыки фонематического анализа и синтеза.
  • Учить работать с деформированным текстом.

Закрепляющие:

  • Закреплять знания детей о звуках и буквах Ж-Ш.
  • Закреплять умения определять позицию звуков в словах.

Развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать оптические представления и кинетические ощущения.
  • Развивать графические навыки.
  • Развивать навыки согласования слов в предложении.
  • Развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание и координацию движений.
  • Развивать языковое чутье, уточнять и обогащать словарь.

Оборудование:

1. Картинки-билеты, в которых есть звуки [ж] - [ш]. Раздаточный материал по количеству детей.

2. Квадраты-символы синего, красного, зелёного цвета для обозначения звуковых схем. Раздаточный материал на каждого ребёнка.

3. Зеркала по количеству детей.

4. Деформированные буквы; правильно написанные буквы: Ш,А,П,И,Т,О. Демонстрационный и раздаточный материал.

5. Надписи: Шора, Жура; Жора, Шура. Демонстрационный материал.

6. Кассы букв и слогов по количеству детей.

7. Символы жёлтого цвета для составления графических схем предложений. Демонстрационный и раздаточный материал на каждого ребёнка.

8. Карточки с деформированными предложениями. Раздаточный материал на каждого ребёнка

9. Перфокарты по количеству детей.

Предварительная работа:

1. Просмотр иллюстраций о цирке.

2. Беседа о цирковых профессиях, просмотр фотографий детей в цирке.

3. Работа с кассами букв и слогов.

4. Составление графических схем предложений о цирке.

5. Создание позитивного эмоционального настроя.

Работа с родителями:

1. Посетить с ребёнком цирк.

2. Загадать загадки про цирк.

3. Помочь ребёнку нарисовать рисунок: "Как я ходил в цирк".

4. Обсудить профессии артистов цирка, рассмотреть фотографии.

Литература.

1. Е. А. Алябьева "Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения". М, 2005.

2. З.Е. Агранович "Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников ". С-П, 2007.

3. Н.В. Нищева "Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи". С-П, 2004.

Ход занятия

Оргмомент.

Знакомство с героями занятия.

Под музыку дети заходят в группу и встают в полукруг.

Логопед: "Ребята, поздоровайтесь с гостями. Посмотрите как красиво вокруг. К нам приехал цирк" .

Ребёнок:

"Приехал цирк! Ура! Ура!
Билеты взяли мы вчера,
Там ждет веселье нас и смех.
И представление для всех".

Логопед: "Так хочется в цирк! Где же нам взять билеты?"

В группу заходят два клоуна и ссорятся между собой.

Шура: "Я дам ребятам билеты первый. Я умею шипеть как змея шшш. Мое имя начинается со звука "Ш". И картинки - билеты с этим звуком в слове есть" .

Жора: "Нет, я первый! Я умею жужжать как жук жжж. Громче чем ты. Мое имя начинается со звука "Ж". И картинки - билеты у меня тоже есть" .

Логопед: "Ребята, вы узнали, кто к нам пришел?"

Дети: "Да, это клоуны" .

Логопед: "По-моему они ссорятся. Стойте, друзья, не надо ссориться, нам как раз нужны билеты в цирк.

Цирк на сцене,
Цирк на сцене.
Вот и клоун на арене".

Шура:

"Здравствуйте ребятишки,
Девчонки и мальчишки"!

Жора: "Здравствуй весь честной народ,

Вы нас узнали?
Я - клоун Жора.
Я - Шура.
Получите билеты".

Клоуны раздают билеты детям. Дети занимают места за столами.

Основная часть:

Соотнесение звуков занятия с символами. Сравнительная характеристика звуков. Определение позиции звука в слове.

Игра "А у тебя что?"

Жора: "Мое имя начинается со звука (Ж). А у тебя в билете какая картинка, какой звук, Настя?" Клоун Жора выполняет задание вместе с детьми.

Ребенок: "Ерш, звук (Ш), в конце слова" и т.д.

Картинки: Ерш, шкаф, шуба, машина, шарик, шапка, кошка, жук, журавль, крыжовник, мороженное, желудь, жаба, ножницы.

Клоуны уходят.

Дети дают характеристику звукам: (Ш) - согласный, глухой, шипящий, всегда твердый, обозначаем, синим квадратом без колокольчика. При произнесении звука (Ш) губы округлены, зубы почти сомкнуты, язык в форме "чашечки" поднят к верхним передним зубам, а выдыхаемый воздух проходит по середине языка, голосовые связки не принимают участия.

При произнесения звука (Ж) губы округлены, зубы почти сомкнуты, язык в форме "чашечки" поднят к верхним передним зубам, а выдыхаемый воздух проходит по середине языка, голосовые связки работают.

Звук (Ж) - согласный, звонкий, шипящий, всегда твердый, обозначаем, синим квадратом с колокольчиком.

Дети сравнивают звуки: (Ж) - звонкий, а (Ш) - глухой.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопед: "А сейчас конкурс. Ребята, давайте составим звуковые схемы имен наших клоунов Шура и Жора. Те, у кого в карточках - билетах был звук (Ж), составляют имя Жора, а у кого (Ш) - Шура.

  • Сколько звуков в слове Жора? (4).
  • Сколько гласны? (2)
  • Сколько согласных? (2)

Развитие оптических представлений и кинетических ощущений.

Заходят клоуны Шура и Жора с табличками на груди: Шора и Жура.

Жора: "Шура, ты что написал, посмотри!"

Шура: "А ты то!"

Логопед: "Ребята, опять наши друзья ссорятся. Давайте поможем разобраться".

Ребенок: "Имя Жора начинается с буквы Ж, а имя Шура с Ш".

Ребенок выбирает правильную табличку и дает клоунам.

Логопед: "Шура, Жора, вы все забыли. Ребята, дорогие зрители, на что похожа буква Ж?"

Ребенок:

"Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом словно жук
Издает жужжащий звук".

Логопед: "А на что похожа буква Ш?

Ребенок:

"Буква Ш с тремя шипами -
Не хватай ее руками".

Шура: "Ой, ребята, какие вы молодцы, а давайте, чтобы я лучше запомнил, напишите мне букву Ш на спине".

Дети встают друг за другом и пишут букву Ш, потом поворачиваются в другую сторону и пишут еще раз.

Жора: "Я тоже хочу, напишите мне букву Ж".

Дети тоже выполняют с клоуном Жорой.

Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движения.

Дети вместе с клоунами выполняют физ.минутку.

Веселый цирк

Веселый цирк у нас в гостях.
Жонглер бросает шарики.
И клоун зрителей смешит,
Смешит больших и маленьких.

Вот на канате акробат,
Раскинул руки в стороны.
Силач старается поднять
Стальные гири новые.

Наездники на лошадях
По кругу мчатся весело.
А мы мороженное едим,
И хлопаем под песенку.

Дети изображают разных цирковых артистов.

Игра "Волшебная дорожка".

На полу лежат правильно и не правильно написанные буквы.

Шура: "Ой, как здорово! Ребята, давайте мы с вами как акробаты пройдем только по правильно написанным буквам".

Дети за Шурой наступают только на правильные буквы.

Шура: "Молодцы! Все ловкие и внимательные".

Логопед: "Шурочка! Но ведь с буквами можно и фокусы показывать. Ребята, садитесь на места".

На доске висят те буквы, которые были написаны правильно в игре "Волшебная дорожка": Ш, П, И, А, Т, О.

Логопед: "Дети! Покажем фокусы клоунам и нашим гостям. Соберем слово из букв".

Игра "Наборщик".

Формирование навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Составление схем предложения.

Логопед: "Откройте, пожалуйста, кассы букв и слогов и составьте слово.

Какое слово получилось?"

Ребенок: "ШАПИТО".

Обогащение словаря.

Логопед: "Что такое ШАПИТО?"

Ребенок: "Шапито - это выездной цирк".

Логопед: "Давайте составим предложение со словом ШАПИТО".

Ребенок: "В город приехал цирк Шапито".

Логопед: "Сколько слов в предложении?(5). Давайте составим схему этого предложения".

Клоун Жора составляет схему предложения на доске, а дети за столами.

Логопед: "Ребята, посмотрите, правильно ли Жора составил схему предложения?"

Дети исправляют Жору и объясняют как правильно.

Работа с деформированным текстом.

Логопед:

"Сегодня и только сегодня,
Один раз и только для вас
Выступает фокусник из Индии
Приветствуйте!

Сейчас мы чудесами
Всех просто удивим.
Вам фокусы покажет
Известный всем Факир".

Выходит клоун Шура: "Факир прислал письмо, а я не могу разобрать, что в нем написано. Тут пропущены буквы. Помогите, пожалуйста".

Логопед: "Ребята, поможем! Нежно вставить буквы Ш и Ж. Каким карандашом? (Синим)".

Дети вставляют пропущенные буквы на индивидуальных карточках и читают текст:

Привет Шура.
Здравствуй Жора.
Пишет вам Факир.
У меня спустила шина.
Чиню машину.

Жаль, не успеваю, выручайте.
Пусть Жора смешит.

Шура шутит.
Ребятишки веселятся.
Привезу Жоре коржики.

Шуре шоколад.
До встречи в Шапито.
Формирование языкового чутья.

Игра "Доскажи словечко".

Логопед: "Ребята, мы ведь тоже умеем веселится и шутить. Давайте подарим нашим клоунам игру "Доскажи словечко". А отгадки запишем в домики перфокарты. Как вы уже догадались, в словах есть буквы Ж и Ш.

Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдет?
Я и верный мой дружок -
Красный маленький :(Флажок)"

Шура: "Дружок".

Логопед: "Флажок, Шура. Ребята, записываем в окошечках перфокарт слово флажок.

Он с бубенчиком в реке
В сине - красном колпаке.
Он веселая игрушка.
И зовут его : (Петрушка).

Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их : (Лыжи)

Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш,
Шалунишка наш: (Малыш)".

Клоуны вставляют свои слова: дружок, ватрушка, лужи, крепыш.

Итог.

Шура: "Ребята, а я тоже умею сочинять стихи. Ну вот хотя бы про тебя:

Жил-был мальчик
По имени Саша
И во рту у него была каша.
У логопеда он занимался,
И звуки произносить старался.
Чтобы в школу поступить
Саша научился красиво говорить".

Жора: "Что ж, ребята, весело у вас. Но друзей нельзя оставлять в беде. Отправимся мы на помощь к Факиру. Ведь нас ждут другие ребята в цирке Шапито. Но какой цирк без подарков?! Мы дарим вам хорошее настроение, улыбки, нашу любовь. И, конечно, подарки от клоунов".

Под музыку клоуны раздают подарки - сюрпризы детям и гостям.