Модель инновационно-творческого развития педагогического коллектива в условиях модернизации воспитательной системы

Разделы: Администрирование школы


Актуальность разработки, направленной на изменение в педагогическом коллективе, очевидна. Изменяющаяся интенсивными темпами система образования нуждается в слаженном, высококвалифицированном, грамотном педагогическом коллективе, который способен к внедрению инноваций в разных направлениях образования. Управление педагогическим коллективом требует скорейшего пересмотра. Вместе с тем в образовании значительное количество инноваций является точечными, т.е. не ведется их массовое внедрение в общеобразовательных школах, не смотря на то, что многие из них достойны стать ведущими в деятельности педагогических коллективов, а защищаемые теоретические работы после апробации зачастую остаются пылиться на полках тех учреждений, в которых они разработаны.

Неутешительна статистика, характеризующая не только современную систему образования, но в первую очередь педагогов школ, но главное, что изменения, проводимые нашим правительством способствуют повышению конкурентоспособности российского образования, реализуемого нашими педагогами, развитию коллектива которых необходимо уделять большое внимание, т.к. педагогам необходима не только самая передовая информация, но и повышение квалификации, консультации ведущих специалистов, качественная работа администрации, а так же принятие своевременных мер в области внедрения современных тенденций в школе. Все это предусмотрено и заложено в программах "Столичное образование-5", "Наша новая школа".

Для этого необходим ряд мер, направленных на развитие педагогических коллективов. Основной проблемой является срочная необходимость изменения устаревших методов действия педагогов, управления развитием педагогических коллективов, технологий, экономии кадровых ресурсов, подготовки кадров к реализации новых стандартов образования, что возможно, если коллектив систематически, динамично и творчески развивается, применяя тенденции самоуправления, соуправления, самоанализа.

Необходимы так же изменения в коллективах школ, содержащих в своем составе не только педагогов, но и медицинских работников, обслуживающий персонал. В них так же необходимы изменения, т.к. новые тенденции в социуме ведут к новым отношениям и подходам в работе данных сотрудников.

Данная модель рассчитана на работу с педагогическим коллективом в условиях обычной общеобразовательной школы. Для каждой из педагогических групп учитываются антропологические, возрастные, психологические особенности. С учетом особенностей разработаны программы развития педагогического коллектива, управления этим развитием, управление внедрением инновационных технологий в воспитательную систему школы, реализуемые на каждой из ступеней обучения.

Модель управления педагогическим коллективом основана на законодательстве Российской Федерации, города Москвы, нормативных документах Министерства образования и науки, целевых программах развития образования. Модель имеет значительную научную базу и теоретическую основу.

ЦЕЛИ

  • организация работы по развитию педагогического коллектива в условиях модернизации воспитательной системы,
  • развитие воспитательной системы за счет внедрения новых стандартов образования в начальной школе,
  • формирование инновационного потенциала педагогов для полноценного развития коллектива в дальнейшем.

ЗАДАЧИ

  • формирование инновационных творческих групп педагогов для выполнения отдельных задач,
  • обмен опытом педагогов школы в виде круглых столов, мастер-классов, семинаров,
  • систематическое повышение квалификации педагогов с учетом единых требований к организации и результативности деятельности,
  • достижение запланированного эффекта воспитательной системы.

Сущность модели:

  • Единые требования к педагогическим сотрудникам,
  • Единое планирование, программы деятельности,
  • Привлечение педагогов ко всем этапам управления, в .т.ч. к принятию решений, создание творческих групп педагогов, инновационных советов,
  • Изменение активности педагогов в разных сферах образования, мотивации, моральная поддержка,
  • Формирование работы в системе и системы в работе,
  • Ведение инновационной деятельности на МО,
  • Введение внутренней аттестации педагогических кадров, самооценки деятельности.

Управление строится на ряде принципов:

  • В управлении должны принимать участие все участники образовательного процесса, в т.ч.родители, учащиеся, педагоги.
  • В управлении образовательным процессом принимает участие не только управляющая, но и инновационная система.
  • Управление в рамках ресурсного подхода строится главным образом на основе программ, в т.ч. программ развития.
  • Роль управляющей системы снижается, т.к. в управление включается педагогический коллектив.

Работа с кадрами:

  • Мотивация педагогического коллектива на ведение воспитательной работы,
  • Формирование творческих групп педагогов,
  • Предоставление дополнительных полномочий инновационному методическому совету в области воспитания

Принципы управления:

  • В управлении должны принимать участие все участники образовательного процесса, в т.ч.родители, учащиеся, педагоги.
  • В управлении образовательным процессом принимает участие не только управляющая, но и инновационная система.

Управление строится главным образом на основе программ, в т.ч. программ развития.

Роль управляющей системы:

  • Создание советов и творческих групп,
  • Методическая поддержка,
  • Создание программ управления, внедрения инноваций,

Работа с педагогическим коллективом.

Всего данная модель предусматривает 4 этапа:

  • этап формирования педагогического коллектива,
  • этап сплочения педагогического коллектива,
  • этап развития педагогического коллектива,
  • этап модернизации и стабилизации отношений в педагогическом коллективе.

Единые требования, подбор кадров: данный пункт предусматривает формирование единых требований к как к педагогическому коллективу в целом, так и к отдельным педагогам, и как следствие, предъявление единых требований к учащимся.

Важное значение имеет побор кадров: высококвалифицированных, мотивированных на развитие, как личностное, так и развитие деятельности, с большим потенциалом возможностей.

Единое планирование - важный аспект в работе модели. Единое планирование представляется не только администрацией, но и педагогическим коллективом. С целью экономии времени и средств, планирование составляется в электронном виде по определенной форме. Затем творческая группа его объединяет и представляет на утверждение педагогическому совету.

Единые программы - имеют большое значение в работе педагогов, особенно программы, составленные самими педагогами. Это не только отдельные программы воспитывающей деятельности, но и комплексные программы модернизации воспитательной системы, программы развития, программы внедрения инноваций.

Программа развития определяет не только работу сегодняшней школы, но и помогает построить концепцию развития, наметить и структуировать приоритетные проблемы, разработать направления, задачи перехода к новой школе. В Образовательной программе и Программе развития ГОУ Центра образования "Школа здоровья" №1317 на 2006 - 2009 г.г. определены направления внедрения модели "Школа Будущего". Видеть учебное заведение будущего - важная творческая задача руководства и педагогического коллектива, решение которой зависит от инновационной, исследовательской работы, способной изменить структуру, статус и назначение школы. Основное назначение программы - быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива на достижение целей ее развития.

Активность педагогов - изменение в данном показателе возможно на первых этапах достигать за счет естестенного соревнования, в дальнейшем - на основании поддержания статуса качественной работы, развитие и внедрение инноваций в которой - обычная вещь.

Мотивация - положительные тенденции достигаются за счет качественной работы администрации с педагогами. Здесь применим метод В.А.Караковского в отношении классных руководителей вверенной ему школы. Т.е. педагогу необходимо уделять максимум времени администрации, педагог должен чувствовать свою нужность, важность, поддержку руководства и коллег. И такая поддержка должна осуществляться на всех этапах развития педагогического коллектива.

Участие в разных делах - совместное участие во всех делах педагогов, творческих групп или всего педагогического коллектива - очень хорошо стимулирует деятельность, развивает "чувство локтя", формирует положительные тенденции изнутри коллектива.

Системы в работе - в работе каждого педагога должна прослеживать система. Приветствуются системы, направленные на конкретный результат деятельности: повышение качества работы, развитие отдельных качеств личности учащихся и другие.

Система работы коллектива - важное направление деятельности не только администрации, но и самого коллектива, т.к. у коллектива должна быть единая цель в работе, достижению которой способствует каждый.

Формирование творческих групп педагогов - проводится на основе положения о работе творческих групп, в области воспитательной работы такие группы очень важны для выполнения отдельных дел, реализации направлений.

Ведение инновационной деятельности на МО - позволяет педагогам непосредственно включиться в процесс развития образовательного учреждения, не выполняя при этом "заказ" государства или общества, а реализуя свои собственные наработки педагоги добиваются большего результата, т.к. полностью осознают ответственность, понимают сущность деятельности и видят практический результат.

Моральные стимулы поддержки и материальные стимулы поддержки играют значительную роль в развитии коллектива. Такая поддержка может осуществляться психологической службой школы, администрацией, руководством образовательного учреждения и руководством Управлений образования.

Внутренняя аттестация педкадров, вопросники способствует единому восприятию ответственности за свою деятельность и деятельность соседа. Когда внутри школы проводятся внутренние педагогические конкурсы, конференции это способствует повышению квалификации кадров, а дополнительная аттестация - всегда положительный момент в инновационном развитии. Повышение квалификации - как ежегодная циклограмма - такой принцип должен быть положен в работу каждого педагога. Его невыполнение ведет к отставанию в развитии коллектива, снижает качество работы.

Экономии имеющихся кадровых ресурсов способствуют внедренные в работу: интегративная модель ШЗПД, разработанная С.В.Никитенко, модель управления развитием воспитательной системы, разработанная Е.В.Мячиной, модель эстетического воспитания на примере художественного музея, разработанная Е.Ю.Лавровой и др. Это содействует снижению рисков развития школы как системы.

Важным этапом является оценка эффективности модели. Она ведется по нескольким критериям: оценка социума, оценка педагогами, управлением образования, внешними экспертными группами.

Результативность:

  • мониторинг деятельности,
  • портфолио ученика и учителя,
  • анкетирование,
  • внешние экспертизы,
  • публичный отчет,
  • самоанализ - развитие рефлексивного мышления, повышение результативности работы.

Достижения педагогов - отдельный аспект результативности:

  • участие в конкурсах,
  • ведение научной деятельности,
  • внедрение инноваций,
  • качество работы.

Анкетирование и диагностики

  • поводятся в школе ежегодно,
  • позитивная динамика,
  • изменение системы,
  • изменение в активности педагогов, позиции педагогов,
  • отношение учащихся к определенным аспектам,
  • результативность экскурсионной деятельности.

Риски

  • загруженность системы инновациями,
  • сложность выбора инновации,
  • низкая мотивация,
  • низкий положительный эффект.

Выводы

  • публикации по теме,
  • достижения школы.