Экологическое воспитание школьников

Разделы: Экология


Природа - творец всех творцов.
И. Гете

Экология - наука об отношениях растительных и живых организмов друг к другу и к окружающей их среде. (Толковый словарь Ожегова).

Термин “экология от греческого “ойкос” - дом и “логос”- наука”. Этот термин ввел в научный обиход немецкий биолог Эрнест Геккель (1866).

На формирование экологии оказали влияние работы древних натурфилософов Греции и Рима, в которых изучался образ жизни организмов, а также зависимость их распространения и развития от различных факторов среды. В XX веке угроза экологического кризиса обернулась против самого человека, и произошло расширение понятия экологии.

Человек - часть природы, вне которой он не может существовать, однако многовековое развитие человеческой цивилизации привело к существенным изменениям окружающей среды. Экономическое развитие интенсивно вовлекает в производство природные ресурсы, потребление которых значительно превысило темпы их естественного возобновления. В результате происходит деградация среды обитания человека, что ведет к глобальной природной катастрофе. В связи с этим человек должен изменить свою жизненную позицию во взаимоотношениях с природой.

Цель экологического образования - формирование ответственного отношения к природе.

Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим экологическое образование как “непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики” (Из Концепции общего и среднего общеобразовательного образования).

Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, охране природных богатств.

Актуальность проблемы – за последние 100 лет вымерло уже около 300 видов животных, ежегодно с лица Земли исчезает десятки видов живых организмов, и существование человека как биологического вида сегодня стоит под вопросом… Но сила, которая заставляет траву расти, фрукты зреть, которая направляет птиц в полёте, есть во всех нас.

Экология… Красивое слово, пришедшее к нам из-за рубежа. И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все отросли, в умы людей.

В школе начинает появляться предмет “Экология”. В самостоятельную науку она выделилась совсем недавно. Она относится к блоку биологических дисциплин. Но значение этого предмета очень велико. Если на уроках биологии дети в основном узнают строение растений и животных, их эволюцию. То экологическая дисциплина показывает взаимосвязь человека и живой природы, его влияние на окружающий мир. Экология рассказывает о той реальности, в которой мы живем и предостерегает о том, что может быть через несколько лет.

Конечно же, преподавание экологии неразрывно связано с биологией, да и во многих школах этот предмет пока не выделился в самостоятельный. Но, тем не менее “Экология” уже существует не только как наука, но и как предмет школьного цикла. Для основной школы разработаны программы отдельной дисциплины – “Экология”.

Экологическая ситуация в мире обостряется. Речь идет уже об угрозе выживания человечества. Производство неуклонно растет и приходит в противоречие с общим принципом замкнутого цикла, когда используется практически все, без отходов. Поэтому ухудшается состояние водных систем, лесов, почвенного покрова, загрязняется окружающая среда, сокращается многообразие форм жизни. Происходит истощение самых ценных источников из числа доступных человеку - подземных пресных вод.

Уже сегодня говорят об угрозе “водного голода”, нависшего над человечеством, и дефицит пресной воды теперь не только хозяйственная, но и экологическая проблема. Общая масса загрязнителей гидросферы огромна - около 15 млрд. т в год. Самые опасные загрязнения – химическое и радиоактивное. Последнее, закачивают в подземные водоемы, производят захоронения отходов в моря и океаны. К 2100 г. человечество исчерпает все запасы пресной воды. Деятельность человека существенно изменила объем и качество водных потоков. Это непосредственно отражается на здоровье населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, свыше 500 млн. человек в мире ежегодно болеют от потребления некачественной питьевой воды, до 80% кишечных инфекционных заболеваний связано с потреблением загрязненных вод. В России 70% рек и озер утратили свои качества как источники питьевой воды, почти в 10 раз больше, чем в среднем по миру. И таких примеров можно привести очень много.

Если посмотреть в целом, то “Экология”- это предмет “черного” цвета. Очень многое написано в черных тонах, хотя это наша реальность, то, что заслужил человек, благодаря своему разуму. Но разговор об экологии не всегда надо вести только с пессимистической точки зрения. Ученикам нужно показать и рассказать о красоте природы, научить их беречь, то, что у нас еще пока осталось. Если на уроках и во внеклассных занятиях давать только сухие факты и цифры, это может скоро наскучить, в сознании детей будет мысль о том, что сделать уже ничего нельзя, остается ждать только неизбежного. Но нужно говорить с учащимися о том, что пока еще не поздно что- то сделать, все в наших руках. И в этом нам могут помочь наши писатели, которые создали замечательные произведения о природе, растениях, животных. Они не только описывают красоты нашей планеты, но и текстом между строк предостерегают человека о грозящей опасности, стараются рассказать , что можно сделать, чтобы спасти то, что у нас осталось. Многие из таких авторов уже ушли из жизни, но их бессмертные произведения не потеряли актуальность и в наши дни.

Замечательный писатель, ученый публицист Сергей Тимофеевич Аксаков неразрывными нитями был связан с родной природой. В своих произведениях он приводит не только экологические характеристики животных, но и сведения по их численности в таких произведениях как: “Записки Ружейного охотника Оренбургской губернии” и т.д.

Ученый – писатель постоянно подчеркивал значение природы в жизни людей. Леса уменьшают испарение воды, защищают почвы от палящих солнечных лучей и иссушающих ветров. Аксаков прежде всего был пытливым ученым. Поэтому, отец русской экологии К.Ф. Рулье считал книги Аксакова серьезным вкладом в науку.

Благосклонов Константин Николаевич ученый – орнитолог, педагог, исследователь поведения птиц, организатор популярного в стране праздника День птиц. Его кипучая энергия, любознательность, гибкая научная мысль открывали перед молодежью тайны и красоту родной природы, будили горячее желание познать ее и внести свою лепту в ее охрану. Его книги “Охрана и привлечение птиц, полезных в сельском хозяйстве”, “ Птицы и вредители леса” и др. пользуются по сей день популярностью.

Наш замечательный писатель Виталий Бианки написал великолепную “лесную газету”, которую дети начинают читать уже с детского сада. Все мини-рассказы В. Бианки написаны в такой доступной и интересной форме что, прочитав один, сразу же понимаешь, что для этого человека значила природа и как он ее любил. Бианки подмечал такие необычные повадки животных, о которых не всегда прочитаешь даже в энциклопедиях. Выходя в лес, или парк, он прислушивался к каждому птичьему писку, всматривался в каждую пролетающую бабочку или муху. Долгие годы на его глазах весна сменяла зиму, лето - весну. Осень - лето и снова наступала зима. Птицы улетали и прилетали, цветы и деревья зацветали и отцветали, а Бианки все это аккуратно записывал, собирал, а потом печатал свои наблюдения в газетах и журналах. Через некоторое время у него набралось достаточно материала, чтобы объединить его в одну большую книгу. Так появилась “Лесная газета”. Это замечательное произведение знают не только в нашей стране, оно переведено на несколько языков и издано миллионными экземплярами. Почти через все рассказы автора проходит экологическая тема. Он не только подчеркивает значимость природы, но и рассказывает детям, как нужно вести себя в лесу, на речке, как помочь животным в трудное время года, как наблюдать за птицами и в то же время самому остаться незамеченным. Если с детства ребенку читать рассказы Бианки, то с уверенностью можно сказать, что такой ребенок никогда не будет вредить природе, он будет знать что можно и нужно делать в лесу, а что нет, как вести себя. Вклад В. Бианки неоценим, его “Лесную газету” можно с уверенностью назвать одним из лучших художественных произведений биолого-экологического характера.

В настоящее время существует немало литературы для познания экологии. Хорошим материалом в этом плане является сказка. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром. Она – универсальный учитель. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой, то сказка будет источником формирования элементарных экологических понятий.

Цель экологической сказки - дать точную, научно-достоверную информацию. В сказках очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные и культурные традиции. Это сказки таких писателей как: Б. Заходера, В. Танасуйчика, Л. Толстого, Г. Пришвина. Очень большую пользу приносят и русские народные сказки.

Еще Сухомлинский писал: “Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу”.

Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. Если ребенок придумал сказку, “связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, - значит, можно сказать, что он научился мыслить” (Сухомлинский).

Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это должно лежать в основе экологического воспитания детей.

Говоря об экологическом воспитании нельзя не сказать о значимости экскурсий, об общении ребенка с природой. На экскурсиях учащиеся узнают не только многообразный мир растений, но и сталкиваются со многими загадками из мира животных. Именно данная форма проведения урока даст возможность более близкого и конкретного ознакомления с животным миром и поможет провести наблюдения в естественной обстановке. Такие явления, как предупреждающая и маскирующая окраска у насекомых, разнообразные приспособления для защиты и нападения у зверей, способы добывания пищи у птиц и их особенность строить гнезда, многообразие в передвижении и подаче звуков, могут быть подмечены и поняты только при непосредственном соприкосновении с природой.

Готовясь к занятиям по экологии для младших школьников можно включать работу с пословицами, предлагать ребятам конкурс знатоков- экологов “Что мы знаем о природе”, игры - например “Какой бывает вода”, дискуссии, беседы, творческие задания, разучивание стихотворений о природе, о животном мире и др., загадки, прослушивание аудиозаписей и т.д.

Занимаясь экологическим воспитанием всегда нужно помнить самое главное что, Воздух - отец, Вода - мать, Земля - дом, Роса - национальное богатство.