Чтобы достойно жить

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: Формирование у школьников ценностей общества: гражданской позиции и здорового образа жизни.

Задачи: актуализация раннее полученных знаний по вопросам здорового образа жизни, прав и обязанностей учащихся; развитие речи, логического мышления учащихся, умения действовать в коллективе;воспитание чувства ответственности за свои поступки, свое здоровье, самоуважение и уважение к другим людям.

Форма проведения: игровая, командная.

Метод: групповой

Оборудование: проектор, оформление выставки книг по правам ребенка.

Ход мероприятия

Слайд 1. Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстаивать его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон "око за око, зуб за зуб". Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека как такого начали задумываться в Древней Греции, где-то еще в VII в. до нашей эры. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: экологические катастрофы, нарушение прав человека, ухудшение состояния здоровья. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию.

Сегодня мы с вами вспомним то, что должен знать каждый ребенок, для того чтобы достойно жить. Вспомним ваши права, обязанности и конечно поговорим об охране своего здоровья.

Наше мероприятие пройдет в форме игры, в течение которой каждая команда сможет заработать "человечков", победит та команда, у которой их больше.

У нас три команды. Представьтесь. (представление команд)

20 ноября 1989 года - историческая дата для 2-х миллиардов детей всего мира. В этот день принята Конвенцию о правах ребенка. Она является международным документом и закрепляет равные права детей и подростков, нормы детского здоровья, образования, социальной защищенности, уровня жизни, игр, досуга.

Об этих правах вы можете прочитать в этих книгах. (выставка книг)

Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать.
И всем ребятам надо знать
Все, то чего им не хватает.
Какие права знаете, вы?

Слайд 2. - обратите внимание на слайд и перечислите те права, которые не назвали.

Скажите, а можно назвать человека грамотным, если он знает только свои права?

Правильно, каждое право является обязанностью по отношению к другому человеку. (разбор 2 прав).

А сейчас с помощью сказочной викторины закрепим ваши знания о правах. Вы должны узнать права, каких сказочных героев нарушены, а поможет вам мешок подсказок. Слайд 3. (каждая команда вытягивает по 2 вопроса)

(конкурс) "В какой сказке нарушены данные права"

1. В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом? ("Золотой ключик или приключение Буратино")

2. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? ("Мороз Иванович", "Сказка о попе и работнике его Балде")

3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? ("Золушка")

4. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? ("Красная шапочка", "Дюймовочка", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", "Сказка о рыбаке и рыбке")

5. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность? ("Три поросенка", зайка из сказки "Ледяная избушка")

6. Герои, каких русских сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора места жительства? ("Лягушка путешественница", старуха из сказки "Сказка о рыбаке и рыбке")

Скоро вы вступите в ответственную пору своего развития - пору взросления. В этом возрасте в организме человека происходят заметные изменения, а кроме того, начинает формироваться свой, индивидуальный образ жизни. Очень важно "правильно повзрослеть": не приобрести вредных привычек, а главное научится управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье. Ведь от этого во многом будет зависеть ваша дальнейшая жизнь-то, какими вы вырастите, чем сможете заниматься, какая будет у вас семья и многое другое.

Каждый человек, который заботится о своем здоровье, должен быть всесторонне развитым и знать, что положительно, а что отрицательно влияет на его самочувствие. Следующее задание называется блиц опрос, каждая команда по очереди выбирает вопросы, которые разделены на 3 категории и имеют разные оценочные баллы. Отвечаем быстро. Слайд 4.

Конкурс "Блиц опрос"

  1. Кто кого греет, одеяло человека, или человек одеяло? (человек)
  2. Способы закаливания организма? (солнце, воздух, вода )
  3. Номер телефона скорой помощи? (03)
  4. Какой орган защищает наше тело от различных повреждений? (кожа)
  5. Орган, которым мы различаем горькую, сладкую, кислую пищу? (язык)
  6. Когда человек бывает выше ростом: вечером, после работы, утром?(утром)
  7. Какое расстояние должно быть от глаз до книги?(30 см)
  8. Что нужно беречь, но нельзя купить?(здоровье)
  9. Разумное распределение времени, при котором правильно чередуется труд и отдых? (режим)
  10. Самые твердые части нашего организма? (скелет, кости)
  11. Командный центр нашего организма? (мозг)
  12. Почему лес называют легкими планеты? (выделяет кислород)
  13. Какой орган называют ''насосом'' организма? (сердце)
  14. Место, где занимаются спортом? (спортзал, стадион)
  15. Аппарат для ликвидации возгорания? (огнетушитель )

Молодцы, ребята, вы не плохо справились и с этим заданием. А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть отрывок из мультфильма "Заколдованный мальчик", о путешествии мальчика Нильса на гусях (фрагмент как Нильс собрался улетать). Слайд 20.

- Ребята, скажите, а ведь бывают такие ситуации, когда дети правда уходят из дома и следующий конкурс называется "Причина", вы будете работать в группах. Задание перечислите причины, по которым ребенок может уйти из дома.

Конкурс "Причина" (зачитывают)

- Ушедшие из дома дети, до которых нет дела родителям, начинают путешествовать. Где найдут они пристанище? (на вокзалах, в подвалах домов, в колониях для несовершеннолетних).

- Как вы думаете, правильно ли поступают дети, уходя из дома?

- Почему да? (нет?) (приносят вред своему здоровью, своим близким)

- К кому может обратиться ребенок, оказавшийся в такой ситуации? (учителю, социальному педагогу, психологу).

Ребята, которые с детства приучают себя к правильному образу жизни, вырастают здоровыми и сильными, а значит, могут рассчитывать в будущем на хорошую работу, долгую, здоровую и счастливую жизнь.

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя - сыновья часто и подолгу болели.

Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: "Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?"

- Как вы думаете, что ответили мудрецы?

Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: "Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях".

А сейчас мы проверим насколько хорошо вы знаете правила здорового образа жизни.

Конкурс "Правила здорового образа жизни"

(ребятам необходимо зачеркнуть слова, которые можно не относятся к здоровью или здоровому образу жизни)

- режим - доброта - труд
- питание - спорт - болезнь
- усталость - грязь - оскорбление
- уважение - вирус - уборка
- отдых - вода - витамины
- закаливание - экология - беспорядок
- вредные привычки - гнев - лень

Слайд 21. давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием.

- Для того чтобы вы всегда помнили правила здорового образа жизни, я вам, хочу подарить на память - памятки "Кодекс здоровья".

(памятка "Кодекс здоровья")

Помните, мудрецы сказали, что здоровье зависит не только от образа жизни, но и от поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях. Зачастую многие из вас нарушают права других, забывая о своих обязанностях по отношению к другим: обижают, оскорбляют, бьют и забывают извиниться.

- Сейчас, я предлагаю вам побыть в роли мудрецов и придумать знак, по которому можно понять, что нельзя обижать, бить, оскорблять друг друга, т.е. нарушать права другого человека.

Недостаточно знать правила, надо уметь его использовать, а если не получается то надо уметь прощать и просить прощения.

Психотренинг.

Каждая команда встаньте в круг, возьмитесь все за руки. Глядя соседу в глаза, давайте произнесем:

:Я уважаю, твое право на безопасность, и не стану тебя бить, вредить твоему здоровью.

:Я уважаю, твое право на учебу, и не стану тебя отвлекать на уроке.

:Я уважаю свои права, права других людей и не буду их нарушать.

Слайд 22.

В жизни можно по-разному жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой, обнаженною солнце достать
И подарить его людям: (А.Вознесенский)

На этом наше занятие закончено. Спасибо за работу!