Самоподготовка в группе продленного дня

Разделы: Начальная школа


Группа продленного дня зачастую рассматривается как дело второстепенное. Но надо учитывать, что работа в группах продленного дня является органической частью всей системы учебно-воспитательного процесса школы. Группы продленного дня являются действенным средством помощи родителям в выполнении домашних заданий, воспитании детей, способствуют предупреждению безнадзорности и правонарушений детей. Особое внимание уделяется вовлечению в группы продленного дня учащихся семей, нуждающихся в постоянном педагогическом влиянии.

Важная задача школы, учителя и воспитателя – научить детей учиться, дать им глубокие, прочные знания, привить навыки самостоятельной работы.

В группе продленного дня эта задача решается в специальное время, которое отводится на самоподготовку учащихся. Организация этого важного, режимного момента – одна из самых ответственных и сложных частей многогранной работы воспитателя. В процессе приготовления домашних заданий учащиеся повторяют и закрепляют изученный на уроках материал, учатся применять полученные знания на практике, развивают и совершенствуют навыки самостоятельного учебного труда: умение работать с учебником, справочниками, различными пособиями.

В процессе учебной работы формируются такие необходимые в их жизни качества, как упорство, настойчивость, инициатива. И конечно же, воспитание у детей умения организовать свой умственный труд, является основой развития их интереса к учению.

Согласно Уставу средней общеобразовательной школы на приготовление домашних заданий нужно для 1-го класса – до 1 часа, для 2–3-х классов – до 1,5 часов, для 4-х классов – до 2 часов.

Готовить домашнее задание нужно в одно и тоже время, после обеда и пребывания на свежем воздухе. Очень важно, чтобы учащиеся приступали к работе бодрыми, уравновешенными, отдохнувшими. Поэтому в конце прогулки опытный воспитатель, чтобы снять возбуждение проводить игры малой подвижности, а в групповой комнате следит за тем, чтобы дети не бегали и не кричали.

Приготовление домашних заданий начинается в спокойной, деловой обстановке, соблюдается тишина. Все замечания воспитатель должен делать тихо, обращаясь не ко всей группе, а к каждому ученику в отдельности.

Во время самоподготовки устраиваются перерывы для отдыха детей, не редко, по аналогии с уроками, 10-ти минутные перерывы следуют за 40-а минутными занятиями.

Экспериментальные исследования показывают, что после таких перерывов у младших школьников резко снижается работоспособность. Поэтому лучше предоставлять возможность детям устраивать произвольные перерывы после завершения определенного этапа работы. У некоторых учащихся утомляемость наступает быстрее и таким детям воспитатель сам рекомендует отдохнуть.

Опытные воспитатели стараются приучить детей более рационально использовать время, которое предусматривается на самоподготовку : быстро и правильно подготовить свое рабочее место для занятий, сосредоточенно выполнять заданное на дом.

Не все учащиеся одинаково подготовлены к самостоятельной работе. Одни думают быстрее, другие медленнее, у одних учащихся развита зрительная память, а у других – слуховая, одни добросовестно и самостоятельно выполняют домашнее задание, других приходится контролировать, направлять и оказывать индивидуальную помощь.

Для того чтобы дети умели более разумно и правильно организовывать свой учебный труд, воспитателю важно помочь убедиться, что приготовление каждого задания требует выработки навыков и выполнения необходимых действий в определенной последовательности.

При подготовке устных заданий рекомендую детям следующий примерный план действий:

  • Вспомни, что ты узнал на уроке. Прочти заданное по учебнику, что не понял, прочти два-три раза.
  • Подумай, что в прочитанном главное, составь план рассказа.
  • Используй вопросы, которые помещены после рассказа.
  • При чтении учебника природоведения пользуйся картами и иллюстрациями.

При подготовке письменных заданий предлагается детям следующий порядок действий:

  • Прежде чем приступить к выполнению задания, исправь ошибки в своих предыдущих работах.
  • Повтори по учебнику правила, с которым связано выполнение упражнения.
  • Выполняя письменные задания, проверяй каждое предложение.
  • Ошибки аккуратно исправь. Если в работе много исправлений, то лучше, с разрешения воспитателя, переписать её заново.

Таким образом, воспитателю нужно организовать самоподготовку так, чтобы учащиеся внимательно проверяли себя и старались самостоятельно исправить допущенные ошибки.

Важным условием, обеспечивающим успешную организацию самоподготовки, является согласованность в действиях учителя и воспитателя. Требования, предъявляемые школьникам, воспитателем и учителем должны быть едины. Для этого воспитатель должен бывать на уроках в классе, а учитель на занятиях по самоподготовке в группе продленного дня.

Согласованности в действиях учителя и воспитателя могут способствовать не только их встречи и беседы, но и ведение общего дневника. Из дневника воспитатель узнает какое задание было задано, на кого нужно обратить особое внимание. Воспитатель записывает в дневнике, как подготовились учащиеся по каждому учебному предмету. Такая связь дает возможность лучше учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Важно установить и степень помощи воспитателя в выполнении учащимися домашних заданий. Как определить разумные ее пределы, не допуская излишней опеке? Ведь не редко группы продленного дня упрекают в том, что они лишают учеников самостоятельности, тормозят у них чувство ответственности. Другая часть воспитателей считает, что ошибки легче предупредить, чем работать над ними после того как у ученика сложились уже определенные ассоциации при неправильном выполнении задания. Другие считают, что выполнение заданий должны быть приближены к домашним условиям учеников.

Вывод один: без знания индивидуальных особенностей, способностей, возможностей каждого ученика и учета этих особенностей невозможно продвижение каждого ученика в процессе обучения.

Пребывание ребенка в группе продленного дня помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье. Ребенок постоянно находится в зоне педагогического влияния.