Формирование фонематического восприятия на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия


Особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, занимает формирование фонематического восприятия. Умение воспринимать и различать звуки речи необходимо формировать у детей с ОНР как можно раньше. От уровня сформированности основ фонематического восприятия зависит становление звукового анализа и синтеза.

Для формирования умения различать слова, близкие по звуковому составу, предлагаю детям игру “ Доскажи словечко”. Такие рифмовки просты, но в тоже время интересны детям.

1. Закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово:

  1. Первый раз, первый раз
    Я шагаю в первый … (класс)
  2. Соберу всё по порядку:
    Книги, ручку и … (тетрадку)
  3. У Катюши день рожденье,
    Будем кушать мы… (варенье)
  4. Вышел мишка из берлоги,
    Уноси скорее… (ноги)
  5. Мёрзнут щёки, мёрзнет нос
    Ведь на улице … (мороз)
  6. Рассказали мне детишки,
    Что читают дома… (книжки)
  7. На сцене играют актёры,
    На ринг выходят… (боксёры)
  8. Заглянул Иван в буфет,
    Очень много там … (конфет)
  9. Вечер, вечер, вечерок,
    Дует с моря … (ветерок)
  10. Вот сидит среди ветвей
    Голосистый … (соловей)
  11. Посмотри, на нашей ёлке
    Есть колючие… (иголки)
  12. Если заблужусь в лесу,
    Громко крикну я… (ау)
  13. Испеку я для Алёшки
    И ватрушки и … (лепёшки)
  14. Встали утром две сестрички
    Заплетают им … (косички)

2. Взрослый читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Ребенок должен закончить вторую строку одним из двух предложенных и подходящим по рифме словом. Вспомогательным материалом может служить наглядность: читая рифмовку, логопед показывает две картинки. Ребенок должен указать на ту картинку, которая подходит к четверостишью.

В ходе игры проводится работа по обогащению и уточнению словарного запаса детей: даётся толкование слов, редко употребляемых в речи. С этими словами составляются словосочетания, предложения.

  1. Весело шагал Иван
    Он в руке держал… (портфель, банан)
  2. По реке плывёт рыбак
    На крючок поймал… (рыбу, башмак)
  3. Рассказала мне Иришка
    Что в лесу гуляет… (белка, мишка)
  4. Приходил домой к нам гость
    Он у нас оставил… (шляпу, трость)

Трость – тонкая палка для опоры при ходьбе. Толковый словарь русского языка Ушакова.

  1. Рассказали мне ребята,
  2. Что в лесу растут… (ягоды, опята)

Опёнок – съедобный гриб с желтоватой шляпкой и тонкой ножкой (обычно растущий группами у корней деревьев, на пнях, на поваленных деревьях). Новый толково-образовательный словарь русского языка. Автор Е.Ф. Ефремова.

  1. Побежала мышка в норку
    Прихватив с собою… (сыр, корку)
  2. Позвала гулять Егорку,
    Побежали мы на… (речку, горку)
  3. Вот в углу мяучет киска
    У неё пустая… (миска, чашка)

Миска – глубокая металлическая, деревянная или глиняная посуда. Толковый словарь русского языка Ушакова.

  1. Залетел в окно комарик
    И проткнул воздушный… (шарик, шар)
  2. Воздушный шар – воздухоплавательный аппарат, состоящий из оболочки, наполненной газом легче воздуха, к которой прикреплена корзина для пассажиров. Толковый словарь русского языка Ушакова.

  3. На столе стояла плошка
    Рядом с ней лежала… (вилка, ложка)
  4. Ночью мне приснился сон,
    Будто в гости едет… (конь, слон)
  5. Растопила Маша печку
    И зажгла скорее… (лампу, свечку)
  6. По тропинке шел олень
    На пути он встретил… (пень, дерево)
  7. Вышла Оля на крылечко
    И увидела… (колечко, ведро)
  8. Громко плачет Игорёшка
    У него пропала… (ручка, кошка)
  9. Светит солнышко в окошко
    Ожила весною… (бабочка, мошка)
  10. Ой, ребята, верь не верь
    Не могу открыть я… (окно, дверь)
  11. У Степана мёрзнут ножки
    Одевай скорей… (сапожки, валенки)
  12. Смотрит в воду Игорёшка:
    “Где же плавает…? (сом, рыбешка)

Сом – крупная хищная рыба семейства сомовых. Новый толково- словообразовательный словарь русского языка. Автор Т.Ф. Ефремова.

  1. Жил в лесу весёлый гном
    Он себе построил… (дом, печку)