Эссе классного руководителя на тему "Признание рождается только тогда, когда привносится ценность"

Разделы: Классное руководство


":Перелистав известные тома,
Мы учим жить сердцами и словами,
Мы знаем, наша помощь вам нужна,
Ребятам с любопытными глазами.
И каждый час, и каждую минуту

О чьих-то судьбах вечная забота,
Кусочек сердца отдавать кому-то
Такая, брат, у нас с тобой работа!"

Читая наизусть эти знакомые до глубины души строки из стихотворения С.Белякова, каждый раз невольно всплывают воспоминания о школе, первом учителе и классном руководителе. Именно к этому человеку мы обращаемся со своими радостями и бедами, доверяем ему свои детские тайны, он помогает разрешить возникающие конфликты, сочетает в себе лучшие качества педагога, психолога, воспитателя.

Образ первого учителя повлиял на выбор мною профессии. Быть учителем я решила еще в первом классе.

Сегодня за моими плечами более 20 лет работы в школе в должности учителя начальных классов, и все эти годы я - классный руководитель. За это время мною "выпущено в жизнь" четыре класса - это 76 учеников, с которыми по сей день, я поддерживаю теплые дружеские отношения.

Чем дольше я работаю в школе, тем чаще начинаю задумываться над вопросами: "Быть учителем и классным руководителем - это моя работа, выполнение должностных обязанностей или призвание? Каким должен быть современный классный руководитель? Соответствую ли я, как классный руководитель, требованиям времени? "

В "Толковом словаре" В.И. Даля слово "руководительствовать" означает - "управлять, советовать, указывать, наблюдать, наставлять в чём-либо". Эти глаголы характеризуют основные виды деятельности классного руководителя. Но ни один словарь, на мой взгляд, не способен исчерпывающе осветить все грани деятельности современного классного руководителя.

Я понимаю, какие высокие требования предъявляются сегодня к результату образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые в ситуации выбора могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и динамизмом. А зернышки этих ценностей как раз закладываются в начальной школе и обеспечивают в будущем полноценное становление личности ребенка.

Школа, в которой я работаю, - единственная муниципальная начальная школа в городском округе Ревда. Она расположена на окраине города, в микрорайоне рабочего поселка Кирпичного завода. В прошлом году на поселке закрылся детский клуб "Радость", где ребята имели возможность заниматься в кружках по интересам; в спортивном комплексе для младших школьников работает только секция футбола, а этот вид спорта привлекает не всех; работает библиотека, в которой, к сожалению, очень мало детской литературы. Все это означает, что у большинства детей отсутствует возможность найти себе дело по душе, реализовать свои способности.

Сегодняшний классный руководитель должен учитывать современные требования к результату образования, находить новые эффективные формы, способы и приемы работы с детьми, определять в качестве приоритетных целевые ориентиры. Любовь, семья, здоровье, нравственность, интеллект - вот те ценности, развитию которых я уделяю в своей работе большое внимание.

Я прекрасно понимаю, что воспитание - это особое искусство. А начинается оно с семьи, откуда ребенок попадает в мир школы.    Именно в семье закладываются основы личностных качеств ребенка, формируется характер его общения с окружающими, приобретаются определенные навыки и привычки, именно в семье дети получают первые уроки жизни.

С самого начала пребывания детей в школе стараюсь узнать каждого ученика, принять и полюбить его таким, какой он есть, создать в классе атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать себя комфортно, проявить свои индивидуальные способности, свою уникальность. Поэтому связь с семьей, установление партнерских отношений с родителями учеников - это важное звено в моей работе классного руководителя. Стараюсь донести до родителей одну простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждет любви и поддержки, свято верит в родительский идеал, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не пришлось жалеть об упущенном времени. Как результат: все четыре года обучения ребенка в начальной школе мы проживаем одной дружной семьей: "школа = дети + родители + классный руководитель ".

В начальной школе очень сложно разделить труд учителя и классного руководителя, найти границу между обучением и воспитанием. Здесь все взаимосвязано. Родители - активные участники образовательного процесса, они всегда находятся рядом и бывают в курсе всех событий школьной жизни своего ребенка. Этому способствует организация совместных праздников, поездок, экскурсий, походов, встреч с интересными людьми, когда все: и дети, и взрослые - имеют прекрасную возможность проявить свои индивидуальные и творческие способности, личностные качества, узнать что-то новое, пообщаться. Традиционными для детей и родителей моих классов являются походы выходного дня к удивительным местам нашего края (Каравашка, г. Волчиха и др.), где ребята учатся не только разводить костер, ставить палатку, готовить пищу на костре, а самое главное, они учатся преодолевать трудности, дружить, быть самостоятельными, толерантными, расширяют свой кругозор. Символично и то, что празднование Нового года мы проводим в лесу, где родители переодеваются в различных сказочных героев, проводят для детей игры, конкурсы, развлечения, вручают подарки. Чем больше времени дети проводят с родителями, тем больше они понимают и ценят друг друга, тем сплоченнее становится классный коллектив. Такая работа дает свои положительные результаты: многие в классе начинают дружить семьями, на дни рождения детей приглашают в свой дом одноклассников. Наши дети усваивают уроки жизни не через книги и назидания, а непосредственно через личный опыт общения с взрослыми и сверстниками.

Главной ценностью человека было и остается здоровье. Понимая важность сохранения и укрепления здоровья детей, привития навыков культуры здорового образа жизни, я стараюсь вовлекать детей в различные спортивные мероприятия. Родители являются примером для учащихся, поскольку вместе с ними мы участвуем в Лыжне России, Кроссе Наций, "Веселых стартах", соревнованиях "Мама, папа, я - спортивная семья".

Благодаря поддержке родителей в этом учебном году стала возможным реализация проекта "Дорога к доброму здоровью". В лесном массиве рядом со школой мы организовали тропу здоровья, где дети, родители и жители поселка имеют возможность погулять, подышать свежим воздухом, послушать пение птиц, заняться спортом, а значит укрепить свое здоровье. В дальнейшем мы планируем работу по совершенствованию тропы здоровья: необходимо расставить урны для мусора, обновить плакаты, призывающие сохранять чистоту и порядок в лесу, смастерить скамейки и многое другое.

"Воспитание - есть любовь и пример, и ничего более", - говорил Песталоцци. Подтверждением этих слов является яркий пример родителей моих учеников в том, что они вместе с детьми являются активными участниками благотворительных акций по сбору макулатуры, вещей и игрушек для Дома ребенка, уборке территории мемориала на поселке Кирпичного завода, изготовление сувениров и поздравление жителей поселка с Днем пожилого человека, Днем Победы и другими знаменательными событиями. Проявление человечности, доброты, заботы об окружающих - вот то, чего не хватает сегодняшним детям. Понимая это, я осознанно вовлекаю детей вместе с родителями в различные проекты милосердия.

При активном участии и помощи родителей мои ученики становятся участниками и победителями конкурсов, научно-практических конференций, олимпиад, по итогам участия в которых огромное количество грамот, благодарностей, дипломов находится в портфолио каждого ученика. Этими победами дорожат не только дети, но и их родители. Награды становятся семейными ценностями, являются стимулом к новым достижениям, что, на мой взгляд, немаловажно в воспитании ребенка.

Обо всех достижениях своих учеников рассказываю родителям не на родительском собрании, а приглашаю их на дни открытых дверей. Родители стараются не упустить возможность вместе с детьми побывать на уроках. Приятно видеть, когда на лице мамы сияет улыбка, и блестят слезы от гордости за успехи своего ребенка.

У меня есть одно жизненное правило: все проблемы обучения и воспитания детей решать с родителями "с глазу на глаз". Это способствует созданию особой атмосферы взаимопонимания, укреплению веры родителей в возможности собственного ребенка. Я, как врач, должна "выписать рецепт", не ошибиться и помочь при поддержке родителей достичь ребенку более высоких результатов. На такие встречи я не жалею времени, они для меня очень важны и ценны, а платой за мой труд является доверие и уважение родителей.

Благодарна родителям за то, что они доверяют мне своих детей в путешествия за пределы области. В последние годы мы побывали с детьми в Санкт-Петербурге (2007г.), на теплоходе "Ф. Жолио - Кюри" совершили круиз по Волге (2010г.). Каждый раз, встречая нас из поездки, родители спрашивают: "Куда махнете в следующий раз?". Один только этот вопрос служит подтверждением признания родителей меня "второй мамой" для своих детей, проявляющей заботу и внимание.

Мое общение с учениками и их родителями не заканчивается окончанием начальной школы. Обучаясь в старших классах, дети часто приходят в школу, рассказывают о своих успехах и неудачах, обязательно поздравляют со всеми праздниками, для моих маленьких учеников они становятся старшими друзьями: помогают изготовить поделку, сложить в портфель школьные принадлежности, участвуют в проведении внеклассных мероприятий. Слезы радости и гордости за своих учеников выступают у меня, когда я бываю на их "Последнем звонке" или "Выпускном вечере".

"Учитель - профессия дальнего действия", - эти слова я по праву могу отнести к результатам своей работы, когда слышу о достижениях своих учеников в учебе, спорте, творчестве, поскольку зернышки этих успехов были посеяны мною еще в начальной школе. Я рада, что меня ценят мои ученики и их родители, для меня это высшая оценка труда.

Результаты моей деятельности признаны педагогической общественностью города. На протяжении ряда лет я являюсь членом городского банка экспертов при аттестации педагогических кадров, привлекаюсь в качестве эксперта на городскую НПК "Первые шаги исследователя", олимпиаду "Орешек знаний", конкурс "Магия чтения". В 2008 году была назначена руководителем городской творческой группы по проблеме "Учебно-исследовательская деятельность младших школьников". Мастер-класс, проведенный в 2009 году по данной теме, получил высокую оценку коллег города. Мой опыт работы представлена в сборниках научных статей Всероссийской НПК "Управление непрерывным образованием: структура, содержание, качество" (2008г.); на Всероссийском сайте интернет - фестиваля педагогических идей "Открытый урок" ( 2009г.);

Быть учителем и классным руководителем - это не работа, это мое призвание. Я счастлива, что мой ежедневный, кропотливый труд находит признание у детей и их родителей. Встречаться каждый день со своими учениками, учить детей добру и справедливости, порядочности и честности, "делать прививку" на всю жизнь от равнодушия и хамства, злобы и бесчеловечности - это не профессия, это состояние моей души, это честное и неформальное служение своему делу.