Программа экологического образования

Разделы: Экология


Тимошевич Екатерина Викторовна работает учителем биологии в МОУ “СОШ№35” с 1984 года. Имеет 2 высших образования (учитель биологии-химии ЧГПИ,1981 год, учитель экологии ЧГПУ, 1996 год). Стаж работы 29 лет. С 1995 года присвоена высшая квалификационная категория. В 2007 году награждена Грантом Губернатора Челябинской области. Инновацией работы Екатерины Викторовны является создание в городе Методического объединения учителей экологии, ею разработана и создана программа экологического образования и воспитания, более 15 лет является членом городской экспертной комиссии учителей биологии, экологии, НОУ. С 1996года возглавляет городское МО учителей экологии, с 2007 года городское МО учителей биологии.

По инициативе Екатерины Викторовны в 1998 году было создано школьное интегрированное МО учителей биологии, химии, истории, обществознания, географии.

Приложение 1, Приложение 2

Интегрированные уроки

Национальный проект требует коренного совершенствования процесса обучения. Оно должно обеспечить учащихся прочными знаниями, умениями их применять.

Интеграция объединяет в целое разрозненные части. Она ведет к повышению уровня целостности и организованности.

В современных школьных программах есть указания на интеграцию, но уровень интеграции остается низким. Одним из путей преодоления этого является поиск новых форм учебных занятий, на которых в полной мере может быть реализована интеграция.

Задачами интеграции являются:

  1. Формирование целостного мировоззрения.
  2. Создание условий для переноса знаний из одного предмета в другой.
  3. Она учит самостоятельно систематизировать и обобщать знания.

Что дает интеграция:

  1. Повышает научный уровень знаний учащихся.
  2. Повышает роль обучения в развитии мышления.
  3. Развивает творческие способности, активизирует познавательную деятельность учащихся.
  4. Оптимизирует процесс усвоения знаний, побуждает мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из различных предметов.
  5. Использование информационных технологий повышает доступность усвоения знаний.

С чего начинали мы:

  1. Провели анализ программ, выявили учебные темы, которые целесообразно рассматривать на интегрированных уроках.
  2. Разработали методику их проведения.
  3. Разработали содержание и структуру деятельности учителей и учеников в процессе подготовки и проведения интегрированных уроков.
  4. Сам эксперимент в процессе, которого была доказана эффективность проведения таких уроков.
  5. Апробация результатов осуществлялась на МО, педсоветах, городских семинаров, открытых городских уроках.

Анкетирование показало:

  1. Все учащиеся подтвердили положительное влияние интеграции на формирование умения анализировать.
  2. 90% учащихся ответили, что такие уроки нравятся, способствуют лучшему усвоению знаний, они более интересны.
  3. Такие уроки расширяют кругозор, растет интерес к изучаемому предмету.

За последние три года были разработаны и даны такие интегрированные уроки как;

  1. “Возможно ли решение экологических проблем” (5 класс, урок экологии и обществознания)
  2. “Возникновение жизни на Земле” (8 класс, урок биологии и географии)
  3. “Социальный паспорт молодежи” (9 класс, урок биологии и обществознания)
  4. “Фашистская диктатура в Германии” (9 класс, урок биологии и истории)
  5. “Наркомания – еще одна проблема современности” (10 класс, урок биологии, химии, обществознания)
  6. “Белки” (10 класс, урок биологии, химии)
  7. “Глобальные проблемы современности” (10 класс, урок биологии, химии, обществознания, географии, истории)
  8. “Этапы развития жизни на Земле” (11 класс, урок биологии, географии)

Программа экологического образования
(составила учитель биологии-экологии Тимошевич Е.В.)

Предисловие

Наша планета задыхается от загрязнения, обнажается от вымирания лесов, истощается от беспощадной эксплуатации её недр. Есть ли будущее у нашей погибающей планеты?

Даже если покрасить прогнившие деревянные части дома, он всё равно разрушится. Единственная возможность сохранить дом – это основательно перестроить его. Так же и человек должен пересмотреть своё отношение к планете.

Челябинская область получило печальное лидерство в стране, за период её промышленного развития разрушению подверглись все природные сферы:

  • атмосфера
  • гидросфера
  • земля
  • леса
  • животный мир

Пример (Юрий, отец троих детей, живёт в городе Карабаше. Оба ребёнка Юрия больны, это его беспокоит, но не удивляет: “Здоровых детей здесь нет”, – объясняет Юрий.

Население Карабаша страдает от загрязнения. Каждый год местный завод выбрасывает в атмосферу 162000 тонн отравляющих веществ, т.е. на каждого, живущего там мужчину, женщину и ребёнка, в среднем приходится примерно по 9 тонн.)

Сложившаяся обстановка в области требовала внимательного и продуманного отношения к природе. В связи с этим с 1982 года в области разработана широкая программа усвоения теоретических знаний о природе и воспитания у школьников чувства любви и бережного отношения к ней.

Златоуст – город экологического неблагополучия. Это связано с большой концентрацией промышленного производства. В результате произошли необратимые изменения окружающей среды. Меняется структура заболеваемости; снижается иммунитет, через кожу в организм поступают разнообразные соединения, вызывающие расстройства и патологию. Над городом образуется смог. От этого ухудшается самочувствие, особенно при увеличении влажности. Уменьшается количество гемоглобина в крови, ухудшается работа мозга, пыль поражает лёгкие, вызывает кожные заболевания. 90% воды сбрасывается обратно в реки в виде сточных вод.

Избыток Pb и Cd люди получают постоянно с водой, воздухом, через фрукты и овощи, выращенные на почве, где избыток Pb превышает ПДК в 2 раза, Cd в 1,5 раза.

Я и все мои ученики школы №35 пр. Гагарина – жители города Златоуста. Мы родились и выросли здесь. На наших глазах, на глазах наших родителей менялась экология города:

  1. Загрязнялся и мелел пруд
  2. Чернели от копоти заводов дома и улицы
  3. Увеличилось число экологических болезней среди детей
  4. Увеличилась смертность

Как от одного больного зуба может страдать весь организм, так и вред причинённый нашему городу может привести к целому ряду экологических проблем планеты.

Все эти факты побудили к составлению программы. И именно программы по изучению экологии города, области. Изучая такую программу появляется возможность участвовать в реальной природоохранной деятельности. Знание экологии города позволяет каждому учащемуся внести реальный вклад в сбережение природы родной местности.

Объяснительная записка

Экологическое мышление сегодня определяет поведение человека в природе. Формирование подобного мышления требует экологической информации – целой системы понятий, фактов, законов, теории, навыков и умений, формирующих мировоззрение личности. На это и нацелена наша программа, ведь цель экологического образования Челябинской области – формирование мировоззрения, взглядов, идеалов в отношениях человек – окружающая природа, привычек целесообразного поведения и деятельности (Концепция Регионального экологического образования В.Э. Гирусов; Д.К. Дракова; В.В. Латюшин. Лаборатория экологического образования ЧИПКРО; ЧГПУ; ЧГТУ)

Исходя из ситуации, сложившейся в области и городе, предлагаемая программа предписывает организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения, участие в реальной природоохранной деятельности. Подобные умения позволяют каждому учащемуся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности. Практическая деятельность является ведущим фактором становления экологической ответственности школьника. Воспитать чувство единства с природой, ответственность за её судьбу можно лишь при непосредственном контакте с природой.

Эта программа не только даёт экологические знания, но подводит учащихся к пониманию своей роли в сохранении жизни на Земле. Непосредственный контакт с природой создаёт условия для осознания роли в качестве ответственных деятелей, участвующих в изучении природы края.

В составлении программы предпринимались следующие шаги.

Первый шаг – определение целей экологического образования, исходя из концепции Регионального экологического образования, которыми явились:

  1. Формирование системы научных взглядов о взаимосвязях человека и окружающей среды.
  2. Становление экологической культуры как понимание опасности потери природной средой её жизнепригодных качеств.
  3. Обеспечение взаимосвязи теоретического и практического познания и деятельности.
  4. Организация деятельности учащихся по изучению природного окружения и участие в реальной природоохранной деятельности.

Второй шагформирование требований к подготовке учащихся.

  1. Учащиеся должны знать термины, понятия, экологические взаимодействия и противоречия, экологическое развитие и устойчивость, формировать законы и закономерности
  2. Учащиеся должны уметь:

а) Использовать знания в ситуациях доказательства экологических взаимодействий.
б) Выдвигать идеи и способы решения экологических проблем.
в) Правильно вести себя в окружающей среде.
г) Выявлять природные компоненты.
д) Описывать и зарисовывать.
е) Проводить наблюдения и опыты по определению состояния окружающей среды.
ж) Давать оценку своего и чужого поведения в природе.
з) Сажать дерево, травянистое растение.
и) Проектировать, прогнозировать, моделировать.

Третий шагвыбор методов и форм организации обучения.

  1. Рассказ-беседа
  2. Сюжетная игра
  3. Экскурсии, практические работы
  4. Семинары, конференции
  5. КВН, экскурсии
  6. Интегрированные уроки
  7. Разведка экологических бед
  8. Выставка детских работ
  9. Защита проектов
  10. Турниры знатоков
  11. Пресс – бои
  12. Просмотр видеофильмов
  13. Деловые и ролевые игры
  14. Конкурсы сочинений, поделок, рисунков
  15. Слёты и конференции

Четвёртый шагдиагностика уровня подготовленности учащихся.

  1. Ретроспективный анализ – применяется, когда необходимо использовать аналитические способности и умения учащихся.
  2. Взаимозаключения – ученик выдвигает свои аргументы по той или иной проблеме, свою идею.
  3. Реализация данных приёмов даёт возможность определить интеллектуальный потенциал, как отдельных учащихся, так и коллектива в целом; создаёт психологическую установку на получение новой информации.
  4. Прямая постановка вопроса “Знаете ли Вы?”
  5. Опора на письменные работы, где они излагают знания с последующим анализом.
  6. Таблицы, диаграммы, рассуждения
  7. Тестирование
  8. Самостоятельные работы творческие, поисковые
  9. Игры
  10. Разные формы решения задач, лабораторно – практические работы, исследования, наблюдения, опыты

Пятый шаг – прогноз ожидаемого эффекта.

Учащимся свойственна высокая познавательная активность, направленная на окружающий мир. Любознательность детей, их высокий познавательный интерес, стремление к общению с природой позволяют:

  1. Формировать понимание бед природы (Эмоционально они об этом рассказывают, трогательно, пытаются эти беды найти, увидеть, донести до взрослых)
  2. От познания бед у них появляется стремление оздоровить окружающую среду (посадка деревьев, травянистых растений, очистка родников, речушек, берегов пруда)
  3. Активная пропаганда идей охраны природы родного города (экологические автопробеги “Земля просит помощи”, выступления на радио и телевидении, в газетах, защита домашних животных)
  4. Составление проектов и их защита, пресс – бои между учащимися разных школ
  5. Встречи с руководителями экологических служб города, знакомство с экологическими проблемами и их решениями
  6. Активная помощь по очистке национального парка “Таганай”
  7. Участие в экологических олимпиадах, городских и областных конкурсах рисунков и сочинений

Знакомство с предметом экологии (как уже доказано) приводит к тому, что ребенок, познакомившись с экологическими проблемами на лицо, никогда не причинит вреда ни растениям, ни животным. Ведь практическая деятельность учащихся по изучению и охране природы, знакомство с затратами на ресурсообеспечение, водоснабжение, утилизацию бытовых отходов создают предпосылки для осознания учащимися необходимости высокой культуры природопользования и бережного отношения к природным ресурсам.

Заключение

Программа рассчитана на:

  1. Углубление знаний о природном окружении
  2. Выработку практических умений по уходу, защите и улучшению окружающей среды
  3. Пропаганду идей охраны природного окружения
  4. Формирование потребности и привычки экологически целесообразного поведения (Как требует концепция Регионального экологического образования Челябинской области)

Программа состоит из двух частей – теоретической и практической.

Обучение необходимо проводить в 3 этапа:

  1. Овладение научными основами экологии.
  2. Изучение взаимосвязей в природе и природных ресурсов.
  3. Овладение основами охраны природы.

Экологическая культура, экологическое мышление должны стать приоритетными ценностями каждой личности, каждого россиянина. В связи с этим необходимо с первых школьных лет систематически и постоянно формировать экологические знания, учить школьников быть знающими, бережливыми, рачительными хозяевами своей страны, своей Родины – России. Не случайно решением коллегии Министерства образования России в программы базовых школ введён новый учебный предмет “экология”. (Базисный учебный план 24.03.96 г .№5/1 МОРФ). В связи с этим в области Тюмасевой З. И. разработана широкая программа усвоения знаний о природе (“Найди себя в этом мире”, “К вершинам знаний, глубинам мудрости”). Однако наш город Златоуст приступил к этим программам в1999году.

Цели моей работы:

  1. Систематически и постоянно формировать экологические знания. Учить школьников быть знающими, бережливыми
  2. Ведущей идеей изучения нового предмета должна стать мысль о необходимости рационального природопользования.
  3. Показать неестественность самой постановки вопроса “человек – природа” и обосновать необходимость другого подхода: “человек – неотделимая часть природы”.
  4. На эмоциональном уровне показать, как задолго до первых грозных результатов безжалостного наступления человека на природу предрекали тяжкие последствия этих действий.
  5. Показать чрезмерный антропомитризм в отношениях человека с природой, варварский характер природопользования. Показать, как потребление, возведённое в абсолют, не считается с губительными последствиями для биосферы.
  6. Очертить пределы использования человеком природных ресурсов, исследовать пути гармонизации интересов человека и возможности природы.

“Люди – человеки,
Страны и народы,
Мы теперь навечно
Должники природы,
Надо с этим долгом
Как-то расплатиться, –
Пусть расправит крылья
Раненая птица!”
        (Р. Рождественский)

За основу преподавания экологии мною взята программа З.И. Тюмасевой “Найди себя в этом мире”. Челябинск “Факел”, учебник “Азбука рекреационного природопользования” Л.Е.Куприн г. Курган “Парус М”.

В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет 5 класс. Здесь дети впервые в нашем городе попали в мир экологии. Дальнейшее их отношение в природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы, связи человека с природной средой. В 5 классе закладываются основы экологической культуры. Моя работа в этом направлении предполагает расширение натуралистической деятельности школьников, поскольку непосредственное общение детей с природой в сложных экологических условиях города позволяет им понять степень взаимосвязи человека и природной среды. Научить учащихся читать книгу природы, видеть экологическую ситуацию в объектах и явлениях природы, необычное в привычном – вот задача учителей. Главный принцип в моей работе – интегрированный подход.

Практический курс

Цели:

  • Познакомить учащихся с различными экосистемами, показа разнообразие видов и сложность существующих в природе взаимосвязей между собой и окружающей средой.
  • Ознакомить учащихся с ролью живых организмов в природе и хозяйственной жизни человека
  • Дать учащимся навыки проведения экскурсии, постановке наблюдений.
  • ознакомить учащихся с основными принципами самостоятельных научных исследований.
  • Привить любовь к природе родного края, бережное отношение к ней, ознакомить с правилами поведения в природе. Убедить в необходимости знания природы, прежде чем вмешиваться в природные процессы с хозяйственной целью.
  • Формировать у ребёнка представление о человеке не как о хозяине – покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё.

Приложение:

Экскурсия – биоценоз соснового леса

Признаки биоценоза (видовое разнообразие, ярусность, доминанты, пространственная структура, экологическая структура, связи в биоценозе)

Экскурсия – биоценоз водоёма

(географическое положение изучаемого объекта, рельеф района исследования, растительность и животный мир водоёма, физико-химический анализ воды, влияние антропогенного фактора на водоём).

Практическая работа – экологические факторы, свет, как экологический фактор. Экологические группы организмов в связи со световым режимом (анатомно-морфологические признаки и биологические особенности растений в связи со световым режимом местообитания, светолюбы, тенелюбы, теневыносливые).

Экскурсия – Растения – показатели загрязнения атмосферного воздуха.

(реакция древесных растений на загрязнение атмосферы промышленными отходами. Стойкие – целесообразные для посадки в городе).

Экскурсия – изучение современного видового состава растительности города

(района, микроучастка) (фенонаблюдения, роль растений в жизни города, в восстановлении чистоты атмосферы).

Экспедиция по изучению лекарственных растений Национального парка “Таганай” (Видовое разнообразие лекарственных растений, их роль в жизни человека, растения – предсказатели погоды, растения – указатели времени, растения, на которых птицы находят корм, растения, создающие оптимальные условия для жизни человека).

Экскурсия – многообразие лесных растений(крона деревьев и кустарников, условия обитания, внешнее строение коры деревьев и кустарников, многообразие, листьев лесных растений, Наблюдение за растениями леса; особенности произрастания, отношение животных к растениям, поведение растений).

Теоретическая часть:

Урок – Экосистемы городов – 1 час

(Рост и развитие городов привели к сходным условиям городской среды во всём мире. Умение приспосабливаться к родным средам обитания и питаться разнообразной пищей позволяет животным вольготно чувствовать себя даже в густонаселённых городах. Адаптации к жизни в городе.)

(Загрязнение атмосферы от увеличивающегося объёма выхлопных газов из автомобилей делает жизнь в городе всё более неприятной. Озон, окись углерода, углеводы, а также частицы свинца и пыли – всё это серьёзно угрожает здоровью людей и всему живому в городе. Транспорт и загрязнение окружающей среды)

(проблемы Металлургических заводов:

г. Карабаш
г. Сатка комбинат “Магнезит”)

Экскурсия – реакция лишайников на загрязнения

2 часа.

Урок – Энергетические ресурсы -1 час

Человечество стремится вовлечь в глобальное энергопроизводство всё более широкий круг природных явлений: свет и тепло солнечных лучей, тепло вод океана и земных недр, силу рек, приливов, отливов, силу ветра, фотосинтез, атомную энергию.

1. Неисчерпаемые энергетические ресурсы (солнечная энергия, космическая энергия, энергия морских приливов и отливов, земной магнетизм) .

2. Исчерпаемые энергетические ресурсы (биоэнергия, нефть, газ, уголь, сланцы, торф).

3. Энергия в наши дни (топливные источники энергии и ядерные вызывают существенные загрязнения, создают серьёзные экологические проблемы).

4. Возобновляемые источники энергии (солнечные батареи, энергия ветра, посадка быстрорастущих пород, сжигание отходов на высокоэффективных установках, энергия приливов, тепло земной коры, экономия энергии).

5. Энергия в нашем городе (источники энергии в городе, охрана энергетических ресурсов города).

Урок – Водные ресурсы –1 час

Вода – необходимый элемент живой природы. Она совершает круговорот между морем, атмосферой и сушей, создавая условия, в которых может существовать и развиваться жизнь.

1. Водные ресурсы (атмосферная влага, водопотоки, ледники, океаническая вода, вода растений и животных, почвенная влага, вода пород, временная вода)

2.Пресная вода в мировых запасах (доля пресной и солёной воды в мировых запасах).

3. Хозяйственная деятельность человека и круговорот воды (влияние человека на круговорот воды, что значит: “Нет воды”).

4. Проблема недостатка пресной воды (источники загрязнения воды, загрязнения морей и океанов).

Водные ресурсы нашего города (городской пруд, питьевая вода, охрана водных ресурсов в городе).

Урок – Возможно ли решение экологических проблем? – 2 часа

Интегрированный урок (экология – обществознание)

Деятельность человека приводит к серьёзным проблемам и нарушениям равновесия в окружающем мире.

1. Экологические проблемы планеты, страны, города (экологический кризис, эрозия почв, уничтожение лесов, кислотные дожди, рост населения, разрушение озонового слоя, неэффективное расходование природных ресурсов, наступление пустынь, энергия в наши дни, транспорт, промышленные предприятия и загрязнение окружающей среды).

2. Решение экологических проблем

а) Истоки охраны природы
б) Международная охрана
в) Что сделано в стране? (заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга, биологический способ борьбы с вредителями, безотходная технология, возобновляемые источники энергии, экология природных ресурсов)
г) Что сделано в городе? (Национальный парк “Таганай”, очистка пруда, очистные сооружения по немецким технологиям)
д) Что можем сделать мы? (вооружиться историей, составление проектов, рисунки, агитационные плакаты, городские автопробеги “Земля просит помощи”, Выступления на радио, телевидении, очистка родников, малых рек, субботники в парке)

Урок- Будущее (конференция ) – 2 часа

Интегрированный урок (природоведение, обществознание, экология)

Сейчас человечество стоит перед выбором: либо “сотрудничать” с природой, учитывая естественные круговороты, либо наносить вред. Будущее человечества на нашей планете, как и самой планеты, зависит от того, что мы сегодня выберем.

I. Экологический кризис (на сегодняшний день воздействие человека на окружающую среду привело к экологическому кризису на всей планете)

1. Эрозия почв (посадки лесов, экологически чистое земледелие, малые поля)

2. Уничтожение лесов (контроль за заготовкой древесины, эффективные методы использования лесных ресурсов)

3. Кислотные дожди и прочие загрязнения (установка фильтров на электростанциях и транспорте, использование возобновляемых источников энергии, применение нехимических удобрений, прекращение загрязнения среды промышленными отходами)

4. Разрушение природной среды обитания (создание новых, более крупных заповедников и парков, более широкий международный контроль и меры по охране среды обитания, запрет охоты на диких животных и торговли ими)

5. Разрушение озонового слоя (полное и скорейшее запрещение производства хлорфторуглеродов, запрет на уничтожение тропических лесов – фильтров, снижение потребления энергии и образования отходов)

6. Неэффективное расходование природных ресурсов (переработка и утилизация отходов, длительное пользование вещами и одеждой, их ремонт и починка, создание программ для перехода на более рациональный и экономный образ жизни)

7. Практические меры (международное сотрудничество, движение “зелёных”, свой вклад в дело по защите среды).

Уже привычны в жизни нашей,
Неотделимы от души
Индустриальные пейзажи,
Высотных строек этажи.
Всё чаще мы вздыхаем тяжко,
Решая каверзный вопрос,
Как примирить бетон с ромашкой,
Звон стали с шелестом берёз?
                                    (В Шамшурин)