Задачи на движение двух объектов

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • установить зависимость между величинами s, v и t;
  • научить находить расстояние между объектами;
  • формировать умение анализировать и решать задачи;
  • развивать логическое мышление, математическую речь учащихся, умения обосновывать своё решение, навыки решения нестандартных задач.

Интерактивный метод обучения.

Результативность.

Презентационное сопровождение содержит графическое моделирование задач на движение, “оживление” движения.

  • Движение объектов противоположные стороны.
  • Движение объектов навстречу друг другу.
  • Движение объектов из одного пункта в одном направление.
  • Движение объектов из разных пунктов в одном направление.

Использование динамических моделей является одним и наиболее эффективным способом внедрения ИКТ в образовательный процесс. Презентационное сопровождение, игровые моменты, создание ситуации успеха для каждого ребёнка – всё это мотивирует обучающихся к изучению математики.

Формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся: любознательность, интерес к необычному, яркому материалу.

Пояснительная записка

Предмет, класс, в котором используется продукт – математика , 5-6 классы

Авторы учебника, учебно-методического комплекса - Зубарева И.И. Математика. 5-6 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 9-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009

Программа. Примерные программы среднего (полного) образования по математике (базовый уровень), с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских программ линии Зубаревой И.И., Мордковича А.Г.

Тема: Задачи на движение двух объектов.

Необходимое оборудование и материалы для занятия – мультимедийный проектор, экран, компьютер

Описание мультимедийного продукта (медиапродукта): Презентация PowerPoint.

Цель создания и использования медиапродукта на занятии:

  • создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке
  • создать условия для поддержания интереса учащихся к предмету посредством нестандартных форм обучения.

Обоснование проведения.

В школьном курсе недостаточно уделяется времени решению текстовых задач, в том числе “на движение”. Решение текстовых задач с практическим содержанием является одним из наиболее доступных способов обучения логическому мышлению. При решении задач “на движение” полезно составить иллюстративный чертеж. Этот чертеж следует делать таким, чтобы на нем была видна динамика движения со всеми характерными моментами – встречами, остановками и поворотами. Хороший чертеж позволяет понять содержание задачи, не заглядывая в текст.

Мультимедийная составляющая работы выполнена в программе PowerPoint. Применение на уроках учебных презентаций, разработанных в среде PowerPoint, способствуют решению развивающих и воспитательных целей. Слайды ярко иллюстрированы. Данные цифровые образовательные ресурсы составлены для мультимедиа-сопровождения уроков математики в 5-6 классе и выполняют иллюстративную функцию в образовательном процессе. Используя компьютерные анимационные слайды, учитель может вернуться на начало задачи, остановиться на отдельных фрагментах, побеседовать с учениками, выслушать различные мнения, обсудить различные способы решения.

Данная работа состоит из девятнадцати слайдов. Составление опорного конспекта (повторение) осуществляется с помощью слайдов № 6, 9, 12,15. Формирование у учащихся практического умения и навыков осуществляется с помощью слайдов № 7, 10, 13,16. Первичное закрепление полученных знаний (отработка навыков решения задач) осуществляется с помощью слайдов № 8, 11, 14,17. Отличительной особенностью и универсальностью данной разработки является тот факт, что каждый слайд может быть использован учитель как автономно, так и в различных комбинациях с другими слайдами, подобранными по необходимости к каждому конкретному уроку. Слайды можно соотнести следующим образом:

Слайд Комментарии Навигации по слайду
Цель: закрепление ЗУН решения задач на движение
Слайд 5 Слайд гиперссылок. Содержание. По гиперссылке можно перейти к слайдам №6, №9, №12,№15

Или выйти, нажав на кнопку на слайд №18

Движение объектов противоположные стороны
Слайд 6 Информационный (чертеж, формулы) Обсуждение, запись справочного материала Объекты появляются автоматически. Переход по щелчку на слайд №7
Слайд 7 Иллюстративный чертеж; динамика движения

Форма деятельности: групповая

Задание: сформулируй задачу по чертежу и устно реши ее.

Объекты появляются автоматически. Переход по щелчку на слайд №8
Слайд 8 Форма деятельности: фронтальная

Задание: Реши задачу

Задание появляется автоматически. По окончании (по щелчку) проверка. После того, как учащиеся в тетрадях ответили на вопросы, по щелчку появляются правильные ответы на экране. Переход на слайд гиперссылок кнопкой
Движение объектов навстречу друг другу
Слайд 9 Информационный (чертеж, формулы) Обсуждение, запись справочного материала Объекты появляются автоматически. Переход по щелчку на слайд №10
Слайд 10 Иллюстративный чертеж; динамика движения

Форма деятельности: групповая

Задание: сформулируй задачу по чертежу и устно реши ее

Объекты появляются автоматически. Переход по щелчку на слайд №11
Слайд 11 Форма деятельности: фронтальная

Задание: Реши задачу

Задание появляется автоматически. По окончании (по щелчку) проверка. После того, как учащиеся в тетрадях ответили на вопросы, по щелчку появляются правильные ответы на экране. Переход на слайд гиперссылок кнопкой
Движение объектов в одном направление
Слайд 12 Информационный (чертеж, формулы) Обсуждение, запись справочного материала Объекты появляются автоматически. Переход по щелчку на слайд №13
Слайд 13 Иллюстративный чертеж; динамика движения

Форма деятельности: групповая

Задание: сформулируй задачу по чертежу и устно реши ее

Объекты появляются автоматически. Переход по щелчку на слайд №14
Слайд 14 Форма деятельности: фронтальная

Задание: Реши задачу

Задание появляется автоматически. По окончании (по щелчку) проверка. После того, как учащиеся в тетрадях ответили на вопросы, по щелчку появляются правильные ответы на экране. Переход на слайд гиперссылок кнопкой
Движение объектов в одном направление(вдогонку)
Слайд 15 Информационный (чертеж, формулы) Обсуждение, запись справочного материала Объекты появляются автоматически. Переход по щелчку на слайд №16
Слайд 16 Иллюстративный чертеж; динамика движения

Форма деятельности: групповая

Задание: сформулируй задачу по чертежу и устно реши ее

Объекты появляются автоматически. Переход по щелчку на слайд №17
Слайд 17 Форма деятельности: фронтальная

Задание: Реши задачу

Задание появляется автоматически. По окончании (по щелчку) проверка. После того, как учащиеся в тетрадях ответили на вопросы, по щелчку появляются правильные ответы на экране. Переход на слайд гиперссылок кнопкой

Исходя из поставленных учителем целей и задач урока, распределения учебного материала во временном отрезке урока, уровнем подготовленности класса цифровой мультимедийный ресурс (каждый из разработанных слайдов или подборка слайдов) может быть использована на различных структурных позициях: начало урока, после объяснение нового материала, в конце урока. Данный материал можно использовать в 5-6 классах при изучении тем:

  • “Сложение и вычитание натуральных чисел”.
  • “Сложение и вычитание обыкновенных дробей”.
  • “Сложение и вычитание десятичных дробей”.
  • “Математическая модель” при повторении материала (в начале и в конце учебного года) в 5, 6 классах.

Для этого нужно только подкорректировать числа на слайдах.

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету. На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования  ИКТ на уроках. Необходимо развитие познавательного интереса, преодолению страха перед текстовой задачей, желанию решать её, наслаждению победой. ИКТ активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.

Ожидаемые результаты:

  • развитие личности учащихся, способности к решению нестандартных учебно-практических задач;
  • приобретение учащимися социального опыта решения конкретных задач из реальной действительности на основе изученной темы;
  • приобретение опыта творческой деятельности и учебного сотрудничества в достижении поставленной цели.

Информационное обеспечение

  1. Математика. Учебник / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2008.
  2. Методическое пособие для учителя / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2005.
  3. http://smiles.33b.ru/smile.114521.html
  4. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=17